СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Формирование УУД на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Формирование ууд на уроках истории"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Формирование УУД на уроках истории"»

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

Предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, т.е. знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, овладев которыми, ребенок сможет легко применять их на любом уроке, так и при решении проблем в реальных жизненных условиях.

На мой взгляд, у учителя истории имеются безграничные возможности по формированию метапредметных универсальных учебных действий у школьников.

Чтобы сформировывать у учащихся УУД мною на уроках истории используется проблемное, развивающее, личностно – ориентированное обучение, игровая технология, блочно – модульная технология, использование ИКТ. Данные технологии позволяют вести обучение с использованием системно – деятельностного подхода. Выбор этих технологии объясняется:

1. Оптимальностью - при минимальной затрате времени на уроке включаются в работу все ученики, достигается более высокая результативность.

2. Стабильностью - обучающиеся могут применять полученные знания в любой ситуации.

3. Направленностью - данные технологии позволяют развивать у учащихся не только учебные, практические и аналитические умения и навыки, но коммуникабельность, умение работать в группе.

При создании проблемной ситуации я актуализирую знания учащихся. При этом использую приёмы сравнения, анализ текста, цитат о деятеле, и т.д. Ученики сами моделируют процесс познания, определяют какие вопросы они должны рассмотреть и где можно найти ответы на вопросы.

Для формирования метапредметных результатов на разных этапах урока мною предлагаются учащимся задания разного уровня. Это

  1. задания на развитие общих учебных умений ( познавательные УУД)

  • подготовь сообщение

  • работа со справочной литературой

  • составление плана

  • найти в тексте словосочетания, характеризующие состояние страны

  1. задания на развитие практических умений: (регулятивные УУД)

  • прочти историческую карту

  • составь хронологическую таблицу

  • составь схему

  1. задания на развитие аналитических умений: (регулятивные УУД)

  • проанализируй документ

  • сравни исторические явления

  • сопоставь этапы исторического развития

  • раскрыть причинно – следственные связи

  • обобщить факты

4. задания творческого характера: (формируют коммуникативные и личностные УУД)

  • составь диалог

  • написать сочинение, эссе, письмо правителю

  • составь кроссворд

  • визитную карточку царя, эпохи

5. задания поискового характера: ( Познавательные УУД)

  • подготовь доклад

  • подбери крылатые выражения, поговорки.

  • найди слова

Все эти виды заданий способствуют формированию метапредметных результатов.


Рассмотрим возможности формирования метапредметных УУД на конкретных примерах.

Я часто использую на своих уроках прием «найди ошибку».

Текст с ошибками

Зимой 1812 года малочисленная французская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России. Форсировав реку Березину, французские рекруты быстро продвигались к Москве. Уже вначале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска. Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле, нанести как можно больший урон живой силе противника. Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.

Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции.


Ученики очень любят этот вид работы, так как он дает им возможность выступить в качестве экспертов, почувствовать себя умнее учителя или автора текста. Работая с текстом устно, мы формируем коммуникативные учебные действия, если детям предложить самостоятельно поработать с текстом, а затем проверить результаты с помощью самоконтроля или взаимоконтроля, то учитель формирует уже регулятивные учебные действия.

Также я использую работу с текстом, в котором нужно вставить пропущенные слова в предложения.

Вставьте пропущенные слова в предложения:

А. Государь всея Руси, великий князь Московский-___________
Б. Военные люди, которые получили от царя за свою службу деревни с  населявшими их крестьянами-_____________
В. Люди, посвятившие свою жизнь служению богу-_______________
Г. Жили в деревнях и занимались земледельческим трудом-______
Д. Жили в городах и занимались изготовлением различных изделий для продажи-_________________
Е. Занимались торговлей, имели собственные магазины-лавки________________________

/слова для задания:  купцы, священники, ремесленники, дворяне, Иван III, Михаил Романов, крестьяне, помещики, бояре, первооткрыватель/. Выберите правильные.        



Здесь также можно выбирать варианты работы в зависимости от поставленных целей:

- проверка домашнего задания

- создание проблемной ситуации на уроке, если добавить предложения, в которые учащиеся не смогут вставить пропущенные слова, т. к. еще не изучали этих понятий

- рефлексии в конце урока

- сложность задания можно варьировать в зависимости от уровня подготовки учащихся, оставлять пробелы, предлагать первую и последнюю букву в слове, в скобках указывать готовые термины.

Задание . «Цепочка признаков»

Цель: развить умение выявлять и называть личные качества человека, оценивать их с точки зрения пользы для общества и государства.

Возраст: 12 лет.

Тема урока: Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа, коллективная при обсуждении.

Описание задания: Какими же качествами должен был обладать Иван III, чтобы подчинить новые территории и образовать единое государство? Для ответа на этот вопрос сыграем в игру «Цепочка признаков». Нам нужно прочесть текст и подчеркнуть карандашом качества характера Ивана III. Посмотрим, какими же качествами должен обладать человек, чтобы добиться столь больших успехов. Давайте попробуем сделать вывод. Какие качества помогли Ивану III образовать единое государство?

1) Н. Костомаров в Русской истории писал [2]:

«Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный. Чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен

2) Из сочинения историка Н. М. Карамзина [3]:

«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избирае­мых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней... Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды..., сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батые владе­ния московские...

во, тесня... Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя

Познавательные учебные действия направлены направлены на способность решения задачи, проблемы, поиск и выделение информации, умение классифицировать информацию. К познавательным ууд относятся задания на составление схем, таблиц.

Задание. Династический порядок.

Цель: формирование знаний о предшественниках Ивана III и порядке передачи престола наследникам.

Тема урока: Создание единого русского государства.

Форма выполнения: парная.

Описание задания: Иван III был потомком Дмитрия Донского. Как и от кого он получил власть мы с вами попробуем определить с помощью игры «Династический порядок. Выполним схему, работая в парах. В задании необходимо вписать всей князей в правильном порядке. Перед схемой Вам представлены имена тех, кого нужно поместить непосредственно в саму схему.

 



Анализируя исторические документы,

 Вопросы и задания

  1. Какие течения общественной мысли сложились в России в 1830-1850-е гг.?

  2. Назовите проблемы, вокруг которых развернулась идейная борьба. Объясните, почему именно эти проблемы оказались в центре идейных споров.

  3. Для успешного развития страны требуется сохранение и развитие ее самобытных начал или заимствование опыта Западной Европы? Как на этот вопрос отвечали славянофилы и западники?

  4. На основе материала учебника и документов охарактеризуйте взгляды западников и славянофилов:

    1. особенности исторического пути России;

    2. роль верховной власти в России.

  5. Подумайте, какие из проблем, поднятых западниками и славянофилами, актуальны сегодня и почему. Чьи взгляды вы разделяете и почему?


Далее проверяем наши догадки с помощью текста учебника. Таким образом формируем сразу все метапредметные УУД.

Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце урока,

«Рефлексивный экран», оценки «приращения» знаний и достижения целей, упражнение «Плюс-минус-интересно»,

различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.

Например:

Обучающиеся выбирают фразы, характеризующие работу по трём направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. понравился

1. был активен

1. понял материал

2. не понравился

2. работал, но не в полную силу

2. узнал больше, чем знал


3. провёл время в пустую

3. не понял




Метапредметные умения необходимы учащимся при выполнении творческого задания на ЕГЭ, в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!