СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная комплексная программа "Городская экологическая школа"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная программа Городской экологической школы объединяет семь дополнительных образовательных программ «Юный эколог», «Таежник», «Будьте здоровы», «Тропинка в экологию», «Эко-театр «Росинка», «Юные геологи-краеведы», «Азы туризма» в единый комплекс для реализации экологического просвещения с  включением регионального компонента в рамках летней формы работы с обучающимися.

Направленность Программы – комплексная: эколого-биологическая, туристско-краеведческая, естественно-научная, культурологическая и социально-педагогическая. Блоки программы направлены на экологическое воспитание и просвещение, изучение природы, истории, культуры г. Магадана и области, привлечение обучающихся к социальным проектам по охране природы, памятников культуры, расширение «социальной практики».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная комплексная программа "Городская экологическая школа"»


Департамент образования мэрии города Магадана

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детский экологический центр»


Р екомендовано

НМС МАУ ДО «ДЭЦ»

Протокол №___от______2019 г.


Утверждаю:

директор________________О. А. Чеблокова

«____»____________________2019 г.


ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КОМПЛЕКСНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ГОРОДСКОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

возраст обучающихся 11-14 лет

срок реализации 5-20 июня

Ковалева Любовь Александровна

руководитель СП МАУ ДО «ДЭЦ»

Быданцева Е. Ф.

педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления

Ларионова Т. А.

педагог дополнительного образования направления художественное творчество

Мирошниченко Л. Б.

педагог дополнительного образования естественно-научного направления

Райзман С. М.

педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления

Стряхилева Н. В.

педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления

Турпанов В. Е.

педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления

Худякова М. Е.

педагог дополнительного образования естественно-научного направления


г. Магадан

2019 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование по праву относится к сфере благоприятствования для развития личности каждого ребёнка.

Комплексная программа Городской экологической школы объединяет семь дополнительных образовательных программ «Юный эколог», «Таежник», «Будьте здоровы», «Тропинка в экологию», «Эко-театр «Росинка», «Юные геологи-краеведы», «Азы туризма» в единый комплекс для реализации экологического просвещения с включением регионального компонента в рамках летней формы работы с обучающимися.

Направленность Программы – комплексная: эколого-биологическая, туристско-краеведческая, естественно-научная, культурологическая и социально-педагогическая. Блоки программы направлены на экологическое воспитание и просвещение, изучение природы, истории, культуры г. Магадана и области, привлечение обучающихся к социальным проектам по охране природы, памятников культуры, расширение «социальной практики».

Новизна программы предполагает новые педагогические технологии в проведении занятий, новые методики преподавания, все блоки разработаны непосредственно педагогами дополнительного образования именно для работы в комплексе на базе Экошколы для экологических отрядов города.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы базируется на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги и заключается в том, что прекрасные возможности для развития личности ребенка предоставляются именно в летние каникулы. Основное внимание в системе организации летнего отдыха сосредоточено на создании условий свободного выбора каждым ребёнком образовательной области. Ученые предупреждают: человечеству грозят экологические катастрофы. И сегодня, подрастающему поколению необходимо выработать экологическое сознание, экологическое поведение, научиться жить в единении с природой, получить знания о целостности природы и общества, овладеть навыками поведения в природе.

Педагогическая целесообразность прослеживается в том, что в Детском экологическом центре накоплен большой опыт работы с воспитанниками Центра в летний период. Содружество с учреждениями дошкольного образования, общеобразовательными учреждениями, подростковыми детскими клубами, природоохранными организациями позволит расширить эту деятельность через координацию, в центре которой будет летняя экологическая Школа.

Экошкола - одна из форм работы с детьми, целью которой является: создание условий для расширения образовательного пространства членов экологических отрядов, формирование бережного отношения к природе, развития ребенка, расширение кругозора, повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить знания о животном и растительном мире Магадана и Магаданской области;

  • познакомить с памятными местами исторического центра Магадана

  • углубить краеведческие знания;

  • обеспечить навыками создания экологической агитбригады;

  • сформировать здоровый образ жизни подростков;

Развивающие:

  • Развитие городского ориентирования

  • Развитие внимания

  • Развитие памяти

  • Развитие личности

Воспитательные

  • Воспитание бережного отношения к природе

  • Воспитание чувства доброты и милосердия

  • Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что в летний период приоритетным в дополнительном образовании Центра является эколого-биологический профиль, направленный на развитие интереса ребёнка к изучению биологии, геологии, экологии, зоологии, охраны природы, с учетом регионального компонента по всем аспектам деятельности.

Реализация данной программы позволит позитивно решить вопросы занятости подростков в летний период и профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Общеразвивающая комплексная общеобразовательная программа городской экологической Школы состоит из семи самостоятельных модулей, которые посвящены 80-летию со дня присвоения статуса города Магадану, 90-летию со дня начала освоения территории на которой теперь расположен город Магадан, 65-летнему юбилею Детского экологического центра и году театра в России. Темы для занятий подобраны с учетом современной актуальности, это:

  • Экскурсия пешая «Магадан театральный».

  • Фотовыставка «Магадан – чудная планета».

  • Экскурсия по живому уголку экологического центра «Тропинка в экологию».

  • Теоретическое занятие «Азы геологии».

  • Практическое занятие «Экспромт».

  • Интерактивное занятие «Первая помощь».

  • Туристическая школа.

Данная программа предусматривает:

  • выработку положительной мотивации к решению проблем природоохранной деятельности школьников, посредством изучения основ экологии животного и растительного мира Магадана и Магаданской области;

  • ознакомить обучающихся с краеведческими темами по геологии, истории, экологии;

  • проследить алгоритм последовательности создания агитбригады, экологического экспромта;

  • обучить ориентированию на местности;

  • познакомить с видами туристических препятствий, туристических узлов;

  • познакомить с видами первой помощи.

Предлагает рекомендации:

  • по правильному поведению в природе;

  • по привлечению населения к природоохранным проблемам;

  • по уходу за животными и растениями;

  • по экскурсионным маршрутам;

  • по ориентированию на местности;

  • по оказанию первой помощи.

Возраст обучающихся Экошколы, участвующих в реализации данной образовательной программы (члены экологических отрядов) 11-14 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы с 5 июня по 20 июня 2019 года.

Форма занятий групповая.

Методы обучения: наглядные, практические, наблюдение, словесные.

Режим занятий: 30 минут - практическое занятие

30 минут - теоретическое занятие

10 минут - перерыв

Экскурсия 40 минут

Количество обучающихся 10 – 15 детей.

Теоретические и практические занятия включают организационные моменты, динамические паузы, перерывы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Участники летней работы получат большой объём знаний. Будет создана положительная атмосфера в отрядах созданных на базе образовательных учреждений и работающих в экологическом направлении. Расширится круг организаций, привлечённых к работе Экошколы.

Юные экологи будут знать:

  • Правила поведения в природе

  • Как сохранить флору и фауну.

  • Животный и растительный мир г. Магадана и Магаданской области

  • Основные этапы геологических поисков;

  • Имена известных геологов-исследователей;

  • Способы переправы через препятствия;

  • Названия географических объектов, названных в честь учёных геологов;

  • Исторический облик города;

  • Перечень мероприятий первой помощи.

  • Понятие «геология».

  • Основоположников русской школы геологии.

  • Связь геологии с другими науками.

  • Разделы геологии.

  • Полезные ископаемые Магаданской области.

  • Месторождения Магаданской области.

  • Понятие «монолог», «диалог», «бутафория», «реквизит», экспромт».

  • Значение первой доврачебной помощи для человека.

  • Расширят общей кругозор.

Юные экологи будут уметь:

  • применять правила поведения в природе;

  • применять полученные знания на местности;

  • ухаживать за животными и растениями;

  • назвать, смотря на фотографию, имя известного геолога-исследователя;

  • привести примеры полезных ископаемых и месторождений Магаданской области

  • ориентироваться на местности.

  • применять полученные знания при создании мини-спектакля, агитбригады, экспромта.

  • оказать первую помощь.

Подведение итогов реализации данной дополнительной образовательной программы и отслеживание знаний, полученных в Экошколе, будет осуществляться во время проведения городского праздника «Береги природу, человек» 20.06.2019 года в форме соревнований экологических отрядов.

№ ЭТАПА

НАЗВАНИЕ ЭТАПА

РУКОВОДИТЕЛЬ ЭТАПА

УЧАСТНИКИ

1

Магадан театральный

Райзман

Сергей Михайлович

Команда экоотряда, прошедшая обучение в Экошколе - 6 человек

3

Азы геологии

Стряхилева Наталья Владимировна

4

«Первая помощь»


Мирошниченко

Людмила Бенедиктовна

5

«Экспромт»

Ларионова

Татьяна Александровна

6

Конкурс рисунков на асфальте «Свобода от отходов!»

Рудой О. Н.

Тыкун Н. С.

Хомик В. В.

Команда экоотряда 3-5 человек

7

Туристические

соревнования

Турпанов В. Е.

Команда экоотряда 5 человек, прошедшая обучение в Туршколе

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

работы городской Экошколы

5 июня – 20 июня 2019 года

№ п/п

Направление

Количество часов

ПДО

Магадан театральный

1

Райзман

Сергей Михайлович

Азы геологии

1

Стряхилева Наталья Владимировна

«Первая помощь»


1

Мирошниченко Людмила Бенедиктовна

«Экспромт»

1

Ларионова Татьяна Александровна

Фотовыставка «Чудная планета - Магадан»

1

Быданцева

Елена Фёдоровна

Экскурсия в Живой уголок

1

Худякова

Марина Евгеньевна

«Туристическая школа»

1

Турпанов Вячеслав Егорович

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ П/П

БЛОК

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Магадан

театральный

Темы: Магаданский областной музыкально-драматический театр им. М. ГорькогоЗдание Театра им. М. Горького. Памятник певцу и композитору В. А. Козину. Бывшее здание театра. Здание Магаданского политехникума.

2.

Азы геологии

Темы: Понятие «геология». Основоположники русской школы геологии. Связь геологии с другими науками. Разделы геологии. Полезные ископаемые Магаданской области. Месторождения Магаданской области.

3.

«Первая помощь»


Темы: Характеристика различных видов травм. Виды повреждений. Первая помощь при переломах, ушибах, кровотечениях, пищевых отравлениях.

4.

«Экспромт»

Темы: Понятия «монолог», «диалог», «бутафория», «реквизит», «экспромт», «агитбригада». Постановка мини-спектакля. Репетиция. Экспромт.

5.

Фотовыставка

«Магадан – чудная планета».

Основные достопримечательности города. Виды города.

6.

Туристическая

школа

Темы: Туристические узлы. Переправы. Первая помощь утопающему. Правила ориентирования по компасу.

7.

Экскурсия

в живой уголок

Темы: Животные. Насекомые. Взаимодействие с окружающей средой.








МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Блок программы

Направление

работы

Форма

занятий

Приемы и методы организации

учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Материально-техническое оснащение

Формы подведения итогов

Кадровое обеспечение реализации программы

«Магадан театральный»

Туристско-краеведческое

Индивидуально-групповая

Беседа, демонстрация. Экскурсия.

Карта города

Маршрутный лист


Тестирование. Игра-испытание


Райзман С. М. Педагог дополнительного образования

«Азы геологии»

Туристско-краеведче-ское

Индивидуально-групповая

Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод.

Мультимедийная презентация «Азы геологии».


Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование.

Тестирование

Игра-испытание

Стряхилева Н. В. Педагог дополнительного образования высшей категории

«Первая помощь»


Естественно-научное

Индивидуально-групповая

Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод. Практический метод.

1. Конспект занятия.

2. Мультимедийная презентация.

3. Карточки с заданиями.



Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование, колонки. Перевязочные материалы. Кровоостанавливающий жгут. Антисептические средства. Подручные материалы. Имитаторы ранений человека.

Тестирование

Опрос

Игра-испытание

Мирошниченко Л. Б.

Педагог до-полнительного образования

«Экспромт»

Художественно-эстетическое

Индивидуально-групповая

Беседа, объяснение, словесный метод, практический метод. Демонстрация.

Сценарий, раздаточный материал, терминологический словарик.

Просторное светлое помещение, стул, костюмы, декорации, реквизит, мультимедийное оборудование, колонки.

Экспромт

костюм

Ларионова Т. А. Педагог дополнительного образования высшей категории

Фотовыставка «Магадан – чудная планета»

Туристско-краеведче-ское

групповая

Беседа, демонстрация. Объяснительно-иллюстративный метод. Выставка.

фотографии

Просторное светлое помещение, стол и стул для педагога, оборудование для размещения фотовыставки.

фотовыставка

Быданцева Е. Ф. Педагог дополнительного образования

«Тропинка в экологию»

Эколого-биологиче-ское

групповая

Беседа, демонстрация. Экскурсия.


Экспозиционный зал

Экскурсия в Живой уголок

Худякова М. Е. Педагог до-полнительного образования

Туристическая школа

Туристско-краеведческое

групповая

Беседа, объяснение, словесный метод, практический метод.


Веревка, доски, компас

соревнования

Турпанов В. Е. Педагог до-полнительного образования

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

БЛОК «Растительный и животный мир магаданской области»

  1. Афонькин С. Ф. Заповедники России: школьный путеводитель.- СПб.: БКК, 2012

  2. Белянкова, Н.М. Проблемное изучение блока "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир"// Начальная школа : журнал . — 2013

  3. Власова О. С. Экология. Москва, изд. Эксмо, - 2014

  4. Государственный природный заповедник Магаданский. 25 лет. – Магадан: Охотник, 2007

  5. Государственный природный заповедник Магаданский: буклет / сост. Н. Н. Медведева – Магадан: Охотник, 2007

  6. Занятия с детьми по тематике особо охраняемых природных территорий: методические рекомендации / Авт.-сост. Н. Ф. Штильмарк. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2015

  7. Заповедник «Магаданский»: фотоальбом. – М,: Пента, 2012

  8. Заповедники Дальнего Востока. – М.: Мысль, 1985

  9. Заповедники России. – М.: Аванта+, 2009

  10. Кондратьева А.Я. под ред. Красная книга севера Дальнего Востока России. М., ТОО «Пента», 1998

  11. Красная книга Магаданской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Магадан, 2008

  12. Переверзева, Э.В. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание// Начальная школа: журнал . — 2013 .— №5

  13. Скалдина О. В. Самые красивые заповедники России. – М.: Эксмо, 2013

  14. Топор А. В. Использование краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе// Начальная школа: журнал . — 2013 .— №3

  15. Черешнев И. А. Прибрежные рыбы северной части Охотского моря. ИБПС ДВО РАН (ИМАК ТИНРО). 2010

  16. Юдина Н. А. 100 великих заповедников и парков. – М.: Вече, 2014

БЛОК «Азы геологии»

  1. Ананьева Е.Г., Миронова С.С. Земля полная энциклопедия. М. Эксмо. 2011.

  2. Бабкина П.В. Полезные ископаемые Магаданской области. Магадан. 1974.*

  3. Головин О.С. География Магаданской области. Магадан.1983.*

  4. Головин О.С. География Магаданской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Магадан. 2007.

  5. Д`Агостино П. Динозавры. М. АСТ. 2015.

  6. Динозавры и другие исчезнувшие животные. Детская энциклопедия. М. Махаон. 2008.

  7. Ершов В.В., Новиков А.А., Попова Г.Б. Основы геологии. Учебник для вузов. М. Недра. 1986. *

  8. Еськов К.Ю. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней. М. Энас-книга. 2014.

  9. Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл. М. Просвещение. 1984.

  10. Зеляк В.Г. Валютный цех страны. Томск. 2015

  11. Кадцин В. Мамонтёнок Дима и его друзья. Магадан. 2013.

  12. Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Производство геолого-разведочных работ. Учебник для вузов. М. Недра. 1985. *

  13. Красулин В.С. Справочник техника-геолога. М. Недра. 1986.*

  14. Куликов Б.Ф., Буканов В.В. Словарь камней-самоцветов. Л. Недра. 1989.*

  15. Щербинин Б.Г., Леонтьев В.В, Там, где геологи прошли. Магадан. 1980.*

  16. Экология для детей. Геология. М. Аванта +. 1994.*

БЛОК «Первая помощь»

1. Оказание первой помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях: Методическое руководство по проведению учебных занятий / Л.Д..Ершова. – 2011.

2. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы /И.Ахметова, Т.Иванова и др. М.: Минобразование РФ, 2003.- 120 с.

3. Молодан Игорь, Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях. Белград, изд. Клуб семейного досуга, 2016

4. Русак О., Занько Н., Малаян К., Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Санкт-Петербург, 2016

БЛОК «Магадан - театральный»

  1. Богачева И. В. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232с.

  2. Волобуева Н. Г. В гости к морю…(морская тематика в дошкольном образовании): учеб. пособие.-Магадан: СВГУ, 2012.-149с.

  3. Дождиков В. И., Лебедева С. В., Балмышева Н. П. Здесь рождается день. Магадан. – М: «Книга-Пента», 2011.-252с.

  4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

  5. Магадан. Путеводитель - справочник. - Магадан: Книжное издательство, 1989.-222с.

  6. Мазуренко М. Т., Андреев А. В. Жизнь на пределе: Очерки биологии северных растений. Аннотированный каталог. – Магадан: Охотник, 2007.-234с.

  7. Мазуренко М. Т., Москалюк Т. А. Краски северного лета (рассказы о растениях): 2-е изд. перераб. и доп. Владивосток, 2009.-195с.

  8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.

  9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

  10. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие.-М.: ЦГЛ, 2003.-128 с.

  11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.

  12. Рыбалова И.Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.

  13. Смолина Т. П. Улица имени Берзина – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1994.-15с.

  14. Цепляева Н. С. История родного края материалы для учителя. – Магадан: Издательство СМУ, 2004.-22с.

  15. Цепляева С. Н., Кирьяк М. А., Корсун Р. П. История родного края: книга для чтения в начальной школе – Магаданская область институт повышения педагогических кадров – Магадан: ОАО «МАОБТИ», 1998. – 134с.

БЛОК «Экспромт»

  1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Весёлые каникулы для больших и маленьких. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 2009.

  2. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агенство, 1997 г.

  3. Кипп Ангелика. День рождения. ООО «Издательство «Аркаим». 2006.

  4. Сценарии конкурсов, инеллектуальных и развивающих игр, праздников, шоу-программ для средней школы / Авт.-сост. Вера Надеждина. –Минск: Харвест, 2010.

БЛОК «Туристическая школа»

  1. Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях / под общ. Ред. Ю. Л. Воробьева. – Калуга. Облиздат, 2000.

  2. Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности». Пособие для учителя. СПб. Просвещение. 2004.

  3. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся». Москва. «Просвещение». 1988 г. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. Москва. «Просвещение». 2005 г

  4. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе». М., изд-во «Физкультура и спорт». 1994 г.

  5. Косарин Н. Я., Швидченко К. Е. «Строевая и физическая подготовка». Москва. 1970 г.

  6. «Основы безопасности жизни» научно-методический и информационный журнал №2. 2007 г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ


  1. Алянский Ю. В. Азбука театра.-Л.: Дет.лит., 1986.

  2. Ананьева, Е. Г. Опасная природа: необычные и грозные явления природы/ Е. Г. Ананьева; под ред. С. К. Гулева. – Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний). 2013

  3. Арнольд, Ник. Катастрофы природы / Арнольд Ник.; пер. с англ. А. М. Голова. - Москва: Росмэн,. (Загадки земли). 2000

  4. Вагнер, Б. Б. Энциклопедия заповедных мест России и ближнего зарубежья: уникальный путеводитель по самым знаменитым национальным паркам и заповедникам / Б. Б. Вагнер. - Москва: Вече, 2008

  5. Дунаева, Ю. А. Растения из Красной книги России школьный путеводитель / Ю. А. Дунаева. – СПб: Тимошка, (серия Узнай мир. Природа). 2012

  6. Заповедники, национальные и природные парки, заказники / Буклет. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2013

  7. Животные шести континентов / [сост.: Ю. Д. Бойчук, Р. В. Шаламов]. - Харьков ; Белгород : Клуб семейного досуга, 2014.

  8. Кадрон Крис. Детские праздники. Издательский дом «Росмэн». 1998.

  9. Калмыков, П. Лето разноцветно-косолапое / Павел Калмыков; худ. Наталья Макаренко. – Москва: Дом Мещерякова, 2013

  10. Кондратьева А.Я. под ред. Красная книга севера Дальнего Востока России. М., ТОО «Пента», 1998

  11. Красильников, Н. Н Ловись, рыбка…: справочник юного рыболова / Н. Н. Красильников. – Ростов - на-Дону: Феникс, 2013

  12. Красная книга Магаданской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Магадан, 2008

  13. Комаровский Е.О., Неотложная помощь. Справочник здравомыслящих родителей. Всегда под рукой. Москва, изд. Эксмо, 2010

  14. Лаврова, С. Загадки леса: занимательное естествознание / Светлана Лаврова. – Москва: Белый город, 2009

  15. Левитан, Е. П.Тайны нашего Солнышка: для среднего школьного возраста/ Ефрем Левитан; [ил. Т. Гамзиной-Бахтий].– Москва: Издательский Дом Мещерякова, (Серия "Пифагоровы штаны") 2015

  16. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-востока СССР. – Магадан: Книжное издательство, 1989

  17. Лопес Ральф, Здоровье подростков. Справочник для родителей. Москва, изд. Будущее Земли, 2004

  18. Мирнова, С. С. Атмосфера: всё о воздушном океане Земли / С. С. Мирнова; под ред. С. К. Гулёва.–Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний) 2013

  19. Моторова Чина Звёздный бисер: Эвен.сказки и были. Весёлые истории/-Магадан:МАОБТИ, 2005.

  20. Смирнов А.Т. Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 кл. Москва, «Просвещение», 2011 г.

  21. Школьник, Ю. К. Животные наших лесов: все лесные звери России / Ю. К. Школьник; под ред. В. А. Мешик. – Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний) 2013

  22. Шпиленок, И. П. Мои Камчатские соседи : 370 дней в Кроноцком заповеднике : [фотокнига] / Игорь Шпипленок . - Москва : Самокат, 2013

  23. История родного края: книга для чтения в начальной школе / Под ред. Н. С. Цепляевой. – Магадан: 2002

  24. Календарь дат и событий по Магаданской области на 2006 год / Магаданская областная научная библиотека им. А. С. Пушкина; сост. С. А. Симонова; науч. ред. А. Г. Козлов, О. А. Толоконцева. – Магадан: ОУНБ, 2005

  25. Живописный Магадан: литературно-художественное издание. – Магадан: Изд-во «Охотник», 2014

  26. Набор открыток «Городские реликвии». – Магадан: Изд-во «Охотник», 2014

  27. Энциклопедия для детей. Человек. – М., «Аванта +», 2002.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. Особо охраняемые природные территории" - эколого-фаунистические, ландшафтные и геоботанические характеристики и адреса заповедников России:    http://oopt.priroda.ru

  2. Портал "Zoohall" - содержит, помимо сведений о российских и зарубежных заповедниках, много зоологической информации, причём не только научного, но и популярного характера:    http://www.zoohall.com.ua

  3.  "Центр охраны дикой природы". Сайт содержит обширную информацию природоохранного характера, здесь, среди прочих материалов, размещено множество публикаций известных ученых о заповедном деле:   http://www.biodiversity.ru

  4.   Cайт "Этология": http://www.ethology.ru/

  5. Материалы Международного совещания (статьи по млекопитающим), размещенные на сайте Териологического общества:   http://www.sevin.ru/agreements/teriofauna/materials.html

  6. Статья А. М. Гилярова о проблематике современной экологии, опубликованная в журнале "Природа" (Гиляров А.М. Экология, обретающая статус науки. Экология в поисках универсальной парадигмы.

Природа, 1998. N 1-2). http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/ECOLOGY.HTM

  1. Коллекция научных ссылок Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева (содержит множество сведений по биологии и экологии):   http://www.tgpi.tob.ru/info/nauka/links.html

  2.  Список литературы по млекопитающим Урла: http://www.ecoinf.uran.ru/content/0bibl/mbibl.shtml

  3. Главы из книги Д. Мак-Фарленда "Поведение животных. Психобиология...": http://www.follow.ru/article/245

  4. Зоологическая интегрированная информационно-поисковая система: http://www.zin.ru/projects/zooint_ru/

  5. Энтомологический портал: http://www.entomology.narod.ru/main_menu/enter.htm

  6.  Адреса зоологических и природоохранных научных организаций: http://www.entomology.narod.ru/main_menu/centre/centre.htm