Департамент образования мэрии города Магадана
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский экологический центр»
Р екомендовано НМС МАУ ДО «ДЭЦ» Протокол №___от______2019 г. | Утверждаю: директор________________О. А. Чеблокова «____»____________________2019 г. |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КОМПЛЕКСНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГОРОДСКОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
возраст обучающихся 11-14 лет
срок реализации 5-20 июня
Ковалева Любовь Александровна
руководитель СП МАУ ДО «ДЭЦ»
Быданцева Е. Ф.
педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления
Ларионова Т. А.
педагог дополнительного образования направления художественное творчество
Мирошниченко Л. Б.
педагог дополнительного образования естественно-научного направления
Райзман С. М.
педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления
Стряхилева Н. В.
педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления
Турпанов В. Е.
педагог дополнительного образования туристско-краеведческого направления
Худякова М. Е.
педагог дополнительного образования естественно-научного направления
г. Магадан
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование по праву относится к сфере благоприятствования для развития личности каждого ребёнка.
Комплексная программа Городской экологической школы объединяет семь дополнительных образовательных программ «Юный эколог», «Таежник», «Будьте здоровы», «Тропинка в экологию», «Эко-театр «Росинка», «Юные геологи-краеведы», «Азы туризма» в единый комплекс для реализации экологического просвещения с включением регионального компонента в рамках летней формы работы с обучающимися.
Направленность Программы – комплексная: эколого-биологическая, туристско-краеведческая, естественно-научная, культурологическая и социально-педагогическая. Блоки программы направлены на экологическое воспитание и просвещение, изучение природы, истории, культуры г. Магадана и области, привлечение обучающихся к социальным проектам по охране природы, памятников культуры, расширение «социальной практики».
Новизна программы предполагает новые педагогические технологии в проведении занятий, новые методики преподавания, все блоки разработаны непосредственно педагогами дополнительного образования именно для работы в комплексе на базе Экошколы для экологических отрядов города.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы базируется на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги и заключается в том, что прекрасные возможности для развития личности ребенка предоставляются именно в летние каникулы. Основное внимание в системе организации летнего отдыха сосредоточено на создании условий свободного выбора каждым ребёнком образовательной области. Ученые предупреждают: человечеству грозят экологические катастрофы. И сегодня, подрастающему поколению необходимо выработать экологическое сознание, экологическое поведение, научиться жить в единении с природой, получить знания о целостности природы и общества, овладеть навыками поведения в природе.
Педагогическая целесообразность прослеживается в том, что в Детском экологическом центре накоплен большой опыт работы с воспитанниками Центра в летний период. Содружество с учреждениями дошкольного образования, общеобразовательными учреждениями, подростковыми детскими клубами, природоохранными организациями позволит расширить эту деятельность через координацию, в центре которой будет летняя экологическая Школа.
Экошкола - одна из форм работы с детьми, целью которой является: создание условий для расширения образовательного пространства членов экологических отрядов, формирование бережного отношения к природе, развития ребенка, расширение кругозора, повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни.
Задачи:
Обучающие:
расширить знания о животном и растительном мире Магадана и Магаданской области;
познакомить с памятными местами исторического центра Магадана
углубить краеведческие знания;
обеспечить навыками создания экологической агитбригады;
сформировать здоровый образ жизни подростков;
Развивающие:
Воспитательные
Воспитание бережного отношения к природе
Воспитание чувства доброты и милосердия
Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что в летний период приоритетным в дополнительном образовании Центра является эколого-биологический профиль, направленный на развитие интереса ребёнка к изучению биологии, геологии, экологии, зоологии, охраны природы, с учетом регионального компонента по всем аспектам деятельности.
Реализация данной программы позволит позитивно решить вопросы занятости подростков в летний период и профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Общеразвивающая комплексная общеобразовательная программа городской экологической Школы состоит из семи самостоятельных модулей, которые посвящены 80-летию со дня присвоения статуса города Магадану, 90-летию со дня начала освоения территории на которой теперь расположен город Магадан, 65-летнему юбилею Детского экологического центра и году театра в России. Темы для занятий подобраны с учетом современной актуальности, это:
Экскурсия пешая «Магадан театральный».
Фотовыставка «Магадан – чудная планета».
Экскурсия по живому уголку экологического центра «Тропинка в экологию».
Теоретическое занятие «Азы геологии».
Практическое занятие «Экспромт».
Интерактивное занятие «Первая помощь».
Туристическая школа.
Данная программа предусматривает:
выработку положительной мотивации к решению проблем природоохранной деятельности школьников, посредством изучения основ экологии животного и растительного мира Магадана и Магаданской области;
ознакомить обучающихся с краеведческими темами по геологии, истории, экологии;
проследить алгоритм последовательности создания агитбригады, экологического экспромта;
обучить ориентированию на местности;
познакомить с видами туристических препятствий, туристических узлов;
познакомить с видами первой помощи.
Предлагает рекомендации:
по правильному поведению в природе;
по привлечению населения к природоохранным проблемам;
по уходу за животными и растениями;
по экскурсионным маршрутам;
по ориентированию на местности;
по оказанию первой помощи.
Возраст обучающихся Экошколы, участвующих в реализации данной образовательной программы (члены экологических отрядов) 11-14 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы с 5 июня по 20 июня 2019 года.
Форма занятий групповая.
Методы обучения: наглядные, практические, наблюдение, словесные.
Режим занятий: 30 минут - практическое занятие
30 минут - теоретическое занятие
10 минут - перерыв
Экскурсия 40 минут
Количество обучающихся 10 – 15 детей.
Теоретические и практические занятия включают организационные моменты, динамические паузы, перерывы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Участники летней работы получат большой объём знаний. Будет создана положительная атмосфера в отрядах созданных на базе образовательных учреждений и работающих в экологическом направлении. Расширится круг организаций, привлечённых к работе Экошколы.
Юные экологи будут знать:
Правила поведения в природе
Как сохранить флору и фауну.
Животный и растительный мир г. Магадана и Магаданской области
Основные этапы геологических поисков;
Имена известных геологов-исследователей;
Способы переправы через препятствия;
Названия географических объектов, названных в честь учёных геологов;
Исторический облик города;
Перечень мероприятий первой помощи.
Понятие «геология».
Основоположников русской школы геологии.
Связь геологии с другими науками.
Разделы геологии.
Полезные ископаемые Магаданской области.
Месторождения Магаданской области.
Понятие «монолог», «диалог», «бутафория», «реквизит», экспромт».
Значение первой доврачебной помощи для человека.
Расширят общей кругозор.
Юные экологи будут уметь:
применять правила поведения в природе;
применять полученные знания на местности;
ухаживать за животными и растениями;
назвать, смотря на фотографию, имя известного геолога-исследователя;
привести примеры полезных ископаемых и месторождений Магаданской области
ориентироваться на местности.
применять полученные знания при создании мини-спектакля, агитбригады, экспромта.
оказать первую помощь.
Подведение итогов реализации данной дополнительной образовательной программы и отслеживание знаний, полученных в Экошколе, будет осуществляться во время проведения городского праздника «Береги природу, человек» 20.06.2019 года в форме соревнований экологических отрядов.
№ ЭТАПА | НАЗВАНИЕ ЭТАПА | РУКОВОДИТЕЛЬ ЭТАПА | УЧАСТНИКИ |
1 | Магадан театральный | Райзман Сергей Михайлович | Команда экоотряда, прошедшая обучение в Экошколе - 6 человек |
3 | Азы геологии | Стряхилева Наталья Владимировна |
4 | «Первая помощь» | Мирошниченко Людмила Бенедиктовна |
5 | «Экспромт» | Ларионова Татьяна Александровна |
6 | Конкурс рисунков на асфальте «Свобода от отходов!» | Рудой О. Н. Тыкун Н. С. Хомик В. В. | Команда экоотряда 3-5 человек |
7 | Туристические соревнования | Турпанов В. Е. | Команда экоотряда 5 человек, прошедшая обучение в Туршколе |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы городской Экошколы
5 июня – 20 июня 2019 года
№ п/п | Направление | Количество часов | ПДО |
| Магадан театральный | 1 | Райзман Сергей Михайлович |
| Азы геологии | 1 | Стряхилева Наталья Владимировна |
| «Первая помощь» | 1 | Мирошниченко Людмила Бенедиктовна |
| «Экспромт» | 1 | Ларионова Татьяна Александровна |
| Фотовыставка «Чудная планета - Магадан» | 1 | Быданцева Елена Фёдоровна |
| Экскурсия в Живой уголок | 1 | Худякова Марина Евгеньевна |
| «Туристическая школа» | 1 | Турпанов Вячеслав Егорович |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ П/П | БЛОК | СОДЕРЖАНИЕ |
1. | Магадан театральный | Темы: Магаданский областной музыкально-драматический театр им. М. ГорькогоЗдание Театра им. М. Горького. Памятник певцу и композитору В. А. Козину. Бывшее здание театра. Здание Магаданского политехникума. |
2. | Азы геологии | Темы: Понятие «геология». Основоположники русской школы геологии. Связь геологии с другими науками. Разделы геологии. Полезные ископаемые Магаданской области. Месторождения Магаданской области. |
3. | «Первая помощь» | Темы: Характеристика различных видов травм. Виды повреждений. Первая помощь при переломах, ушибах, кровотечениях, пищевых отравлениях. |
4. | «Экспромт» | Темы: Понятия «монолог», «диалог», «бутафория», «реквизит», «экспромт», «агитбригада». Постановка мини-спектакля. Репетиция. Экспромт. |
5. | Фотовыставка «Магадан – чудная планета». | Основные достопримечательности города. Виды города. |
6. | Туристическая школа | Темы: Туристические узлы. Переправы. Первая помощь утопающему. Правила ориентирования по компасу. |
7. | Экскурсия в живой уголок | Темы: Животные. Насекомые. Взаимодействие с окружающей средой. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Блок программы | Направление работы | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Материально-техническое оснащение | Формы подведения итогов | Кадровое обеспечение реализации программы |
«Магадан театральный» | Туристско-краеведческое | Индивидуально-групповая | Беседа, демонстрация. Экскурсия. | Карта города Маршрутный лист | | Тестирование. Игра-испытание | Райзман С. М. Педагог дополнительного образования |
«Азы геологии» | Туристско-краеведче-ское | Индивидуально-групповая | Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод. | Мультимедийная презентация «Азы геологии». | Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование. | Тестирование Игра-испытание | Стряхилева Н. В. Педагог дополнительного образования высшей категории |
«Первая помощь» | Естественно-научное | Индивидуально-групповая | Беседа, демонстрация, видеометод. Объяснительно-иллюстративный метод. Практический метод. | 1. Конспект занятия. 2. Мультимедийная презентация. 3. Карточки с заданиями. | Просторное помещение, стулья и столы по количеству обучающихся, стол и стул для педагога, мультимедийное оборудование, колонки. Перевязочные материалы. Кровоостанавливающий жгут. Антисептические средства. Подручные материалы. Имитаторы ранений человека. | Тестирование Опрос Игра-испытание | Мирошниченко Л. Б. Педагог до-полнительного образования |
«Экспромт» | Художественно-эстетическое | Индивидуально-групповая | Беседа, объяснение, словесный метод, практический метод. Демонстрация. | Сценарий, раздаточный материал, терминологический словарик. | Просторное светлое помещение, стул, костюмы, декорации, реквизит, мультимедийное оборудование, колонки. | Экспромт костюм | Ларионова Т. А. Педагог дополнительного образования высшей категории |
Фотовыставка «Магадан – чудная планета» | Туристско-краеведче-ское | групповая | Беседа, демонстрация. Объяснительно-иллюстративный метод. Выставка. | фотографии | Просторное светлое помещение, стол и стул для педагога, оборудование для размещения фотовыставки. | фотовыставка | Быданцева Е. Ф. Педагог дополнительного образования |
«Тропинка в экологию» | Эколого-биологиче-ское | групповая | Беседа, демонстрация. Экскурсия. | | Экспозиционный зал | Экскурсия в Живой уголок | Худякова М. Е. Педагог до-полнительного образования |
Туристическая школа | Туристско-краеведческое | групповая | Беседа, объяснение, словесный метод, практический метод. | | Веревка, доски, компас | соревнования | Турпанов В. Е. Педагог до-полнительного образования |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ
БЛОК «Растительный и животный мир магаданской области»
Афонькин С. Ф. Заповедники России: школьный путеводитель.- СПб.: БКК, 2012
Белянкова, Н.М. Проблемное изучение блока "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир"// Начальная школа : журнал . — 2013
Власова О. С. Экология. Москва, изд. Эксмо, - 2014
Государственный природный заповедник Магаданский. 25 лет. – Магадан: Охотник, 2007
Государственный природный заповедник Магаданский: буклет / сост. Н. Н. Медведева – Магадан: Охотник, 2007
Занятия с детьми по тематике особо охраняемых природных территорий: методические рекомендации / Авт.-сост. Н. Ф. Штильмарк. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2015
Заповедник «Магаданский»: фотоальбом. – М,: Пента, 2012
Заповедники Дальнего Востока. – М.: Мысль, 1985
Заповедники России. – М.: Аванта+, 2009
Кондратьева А.Я. под ред. Красная книга севера Дальнего Востока России. М., ТОО «Пента», 1998
Красная книга Магаданской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Магадан, 2008
Переверзева, Э.В. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание// Начальная школа: журнал . — 2013 .— №5
Скалдина О. В. Самые красивые заповедники России. – М.: Эксмо, 2013
Топор А. В. Использование краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе// Начальная школа: журнал . — 2013 .— №3
Черешнев И. А. Прибрежные рыбы северной части Охотского моря. ИБПС ДВО РАН (ИМАК ТИНРО). 2010
Юдина Н. А. 100 великих заповедников и парков. – М.: Вече, 2014
БЛОК «Азы геологии»
Ананьева Е.Г., Миронова С.С. Земля полная энциклопедия. М. Эксмо. 2011.
Бабкина П.В. Полезные ископаемые Магаданской области. Магадан. 1974.*
Головин О.С. География Магаданской области. Магадан.1983.*
Головин О.С. География Магаданской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Магадан. 2007.
Д`Агостино П. Динозавры. М. АСТ. 2015.
Динозавры и другие исчезнувшие животные. Детская энциклопедия. М. Махаон. 2008.
Ершов В.В., Новиков А.А., Попова Г.Б. Основы геологии. Учебник для вузов. М. Недра. 1986. *
Еськов К.Ю. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней. М. Энас-книга. 2014.
Здорик Т.Б. Камень, рождающий металл. М. Просвещение. 1984.
Зеляк В.Г. Валютный цех страны. Томск. 2015
Кадцин В. Мамонтёнок Дима и его друзья. Магадан. 2013.
Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Производство геолого-разведочных работ. Учебник для вузов. М. Недра. 1985. *
Красулин В.С. Справочник техника-геолога. М. Недра. 1986.*
Куликов Б.Ф., Буканов В.В. Словарь камней-самоцветов. Л. Недра. 1989.*
Щербинин Б.Г., Леонтьев В.В, Там, где геологи прошли. Магадан. 1980.*
Экология для детей. Геология. М. Аванта +. 1994.*
БЛОК «Первая помощь»
1. Оказание первой помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях: Методическое руководство по проведению учебных занятий / Л.Д..Ершова. – 2011.
2. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы /И.Ахметова, Т.Иванова и др. М.: Минобразование РФ, 2003.- 120 с.
3. Молодан Игорь, Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях. Белград, изд. Клуб семейного досуга, 2016
4. Русак О., Занько Н., Малаян К., Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Санкт-Петербург, 2016
БЛОК «Магадан - театральный»
Богачева И. В. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232с.
Волобуева Н. Г. В гости к морю…(морская тематика в дошкольном образовании): учеб. пособие.-Магадан: СВГУ, 2012.-149с.
Дождиков В. И., Лебедева С. В., Балмышева Н. П. Здесь рождается день. Магадан. – М: «Книга-Пента», 2011.-252с.
Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
Магадан. Путеводитель - справочник. - Магадан: Книжное издательство, 1989.-222с.
Мазуренко М. Т., Андреев А. В. Жизнь на пределе: Очерки биологии северных растений. Аннотированный каталог. – Магадан: Охотник, 2007.-234с.
Мазуренко М. Т., Москалюк Т. А. Краски северного лета (рассказы о растениях): 2-е изд. перераб. и доп. Владивосток, 2009.-195с.
Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие.-М.: ЦГЛ, 2003.-128 с.
Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
Рыбалова И.Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
Смолина Т. П. Улица имени Берзина – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1994.-15с.
Цепляева Н. С. История родного края материалы для учителя. – Магадан: Издательство СМУ, 2004.-22с.
Цепляева С. Н., Кирьяк М. А., Корсун Р. П. История родного края: книга для чтения в начальной школе – Магаданская область институт повышения педагогических кадров – Магадан: ОАО «МАОБТИ», 1998. – 134с.
БЛОК «Экспромт»
Афанасьев С. П., Коморин С. В. Весёлые каникулы для больших и маленьких. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 2009.
Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агенство, 1997 г.
Кипп Ангелика. День рождения. ООО «Издательство «Аркаим». 2006.
Сценарии конкурсов, инеллектуальных и развивающих игр, праздников, шоу-программ для средней школы / Авт.-сост. Вера Надеждина. –Минск: Харвест, 2010.
БЛОК «Туристическая школа»
Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях / под общ. Ред. Ю. Л. Воробьева. – Калуга. Облиздат, 2000.
Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности». Пособие для учителя. СПб. Просвещение. 2004.
Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся». Москва. «Просвещение». 1988 г. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. Москва. «Просвещение». 2005 г
Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе». М., изд-во «Физкультура и спорт». 1994 г.
Косарин Н. Я., Швидченко К. Е. «Строевая и физическая подготовка». Москва. 1970 г.
«Основы безопасности жизни» научно-методический и информационный журнал №2. 2007 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ
Алянский Ю. В. Азбука театра.-Л.: Дет.лит., 1986.
Ананьева, Е. Г. Опасная природа: необычные и грозные явления природы/ Е. Г. Ананьева; под ред. С. К. Гулева. – Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний). 2013
Арнольд, Ник. Катастрофы природы / Арнольд Ник.; пер. с англ. А. М. Голова. - Москва: Росмэн,. (Загадки земли). 2000
Вагнер, Б. Б. Энциклопедия заповедных мест России и ближнего зарубежья: уникальный путеводитель по самым знаменитым национальным паркам и заповедникам / Б. Б. Вагнер. - Москва: Вече, 2008
Дунаева, Ю. А. Растения из Красной книги России школьный путеводитель / Ю. А. Дунаева. – СПб: Тимошка, (серия Узнай мир. Природа). 2012
Заповедники, национальные и природные парки, заказники / Буклет. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2013
Животные шести континентов / [сост.: Ю. Д. Бойчук, Р. В. Шаламов]. - Харьков ; Белгород : Клуб семейного досуга, 2014.
Кадрон Крис. Детские праздники. Издательский дом «Росмэн». 1998.
Калмыков, П. Лето разноцветно-косолапое / Павел Калмыков; худ. Наталья Макаренко. – Москва: Дом Мещерякова, 2013
Кондратьева А.Я. под ред. Красная книга севера Дальнего Востока России. М., ТОО «Пента», 1998
Красильников, Н. Н Ловись, рыбка…: справочник юного рыболова / Н. Н. Красильников. – Ростов - на-Дону: Феникс, 2013
Красная книга Магаданской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. – Магадан, 2008
Комаровский Е.О., Неотложная помощь. Справочник здравомыслящих родителей. Всегда под рукой. Москва, изд. Эксмо, 2010
Лаврова, С. Загадки леса: занимательное естествознание / Светлана Лаврова. – Москва: Белый город, 2009
Левитан, Е. П.Тайны нашего Солнышка: для среднего школьного возраста/ Ефрем Левитан; [ил. Т. Гамзиной-Бахтий].– Москва: Издательский Дом Мещерякова, (Серия "Пифагоровы штаны") 2015
Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-востока СССР. – Магадан: Книжное издательство, 1989
Лопес Ральф, Здоровье подростков. Справочник для родителей. Москва, изд. Будущее Земли, 2004
Мирнова, С. С. Атмосфера: всё о воздушном океане Земли / С. С. Мирнова; под ред. С. К. Гулёва.–Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний) 2013
Моторова Чина Звёздный бисер: Эвен.сказки и были. Весёлые истории/-Магадан:МАОБТИ, 2005.
Смирнов А.Т. Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 кл. Москва, «Просвещение», 2011 г.
Школьник, Ю. К. Животные наших лесов: все лесные звери России / Ю. К. Школьник; под ред. В. А. Мешик. – Москва: Эксмо, (Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний) 2013
Шпиленок, И. П. Мои Камчатские соседи : 370 дней в Кроноцком заповеднике : [фотокнига] / Игорь Шпипленок . - Москва : Самокат, 2013
История родного края: книга для чтения в начальной школе / Под ред. Н. С. Цепляевой. – Магадан: 2002
Календарь дат и событий по Магаданской области на 2006 год / Магаданская областная научная библиотека им. А. С. Пушкина; сост. С. А. Симонова; науч. ред. А. Г. Козлов, О. А. Толоконцева. – Магадан: ОУНБ, 2005
Живописный Магадан: литературно-художественное издание. – Магадан: Изд-во «Охотник», 2014
Набор открыток «Городские реликвии». – Магадан: Изд-во «Охотник», 2014
Энциклопедия для детей. Человек. – М., «Аванта +», 2002.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Особо охраняемые природные территории" - эколого-фаунистические, ландшафтные и геоботанические характеристики и адреса заповедников России: http://oopt.priroda.ru
Портал "Zoohall" - содержит, помимо сведений о российских и зарубежных заповедниках, много зоологической информации, причём не только научного, но и популярного характера: http://www.zoohall.com.ua
"Центр охраны дикой природы". Сайт содержит обширную информацию природоохранного характера, здесь, среди прочих материалов, размещено множество публикаций известных ученых о заповедном деле: http://www.biodiversity.ru
Cайт "Этология": http://www.ethology.ru/
Материалы Международного совещания (статьи по млекопитающим), размещенные на сайте Териологического общества: http://www.sevin.ru/agreements/teriofauna/materials.html
Статья А. М. Гилярова о проблематике современной экологии, опубликованная в журнале "Природа" (Гиляров А.М. Экология, обретающая статус науки. Экология в поисках универсальной парадигмы.
Природа, 1998. N 1-2). http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/ECOLOGY.HTM
Коллекция научных ссылок Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева (содержит множество сведений по биологии и экологии): http://www.tgpi.tob.ru/info/nauka/links.html
Список литературы по млекопитающим Урла: http://www.ecoinf.uran.ru/content/0bibl/mbibl.shtml
Главы из книги Д. Мак-Фарленда "Поведение животных. Психобиология...": http://www.follow.ru/article/245
Зоологическая интегрированная информационно-поисковая система: http://www.zin.ru/projects/zooint_ru/
Энтомологический портал: http://www.entomology.narod.ru/main_menu/enter.htm
Адреса зоологических и природоохранных научных организаций: http://www.entomology.narod.ru/main_menu/centre/centre.htm