СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия:« Причины многообразия видов в природе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи экскурсии:

 1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия:« Причины многообразия видов в природе»»

Экскурсия на тему: « Причины многообразия видов в природе».

В курсе общей биологии особое место занимает эволюционное учение. В КИМ единого государственного экзамена по биологии много вопросов по эволюционному учению Ч. Дарвина. большую роль в усвоении эволюционных знаний играет экскурсия в природу по изучению причин многообразия видов, на которой обучающиеся знакомятся с биологическими явлениями, устанавливают закономерности, овладевают умениями получать знания путём наблюдений в природе. Данную экскурсию мы проведем в окрестностях школы.

Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

План экскурсии:

  1. Организационный момент. Инструктаж по поведению на экскурсии.2 Беседа, фронтальное наблюдение.3.Задания по группам.4.Подведение итогов. Заключительная беседа.

Ход экскурсии.

Во время экскурсии называем виды деревьев первого яруса, второго яруса, травянистые растения, виды кустарников. Обратите внимание на то, чтобы уч-ся давали правильные ( двойные) видовые названия. Обратите внимание, что на небольшом участке , произрастают растения разных видов

. 1.Главный вопрос: « Каковы причины многообразия видов?». Это основной вопрос нашей экскурсии.

2.Чем отличаются виды, например одного рода, ( клён американский, клён татарский) друг от друга.

Для раскрытия понятия « вид», используем растения близких видов, это хорошо получается на таких растениях, как лютик едкий, ползучий, кашубский. На этих же примерах рассматривается данная тема в учебнике. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют ___________критерий. Далее изучаем их внешний вид. Определяем сходные признаки и их различия в строении цветка, листьев.

3.Делаем выводы. Особенности строения составляют ______________критерий вида. В ходе беседы мы выясняем, что у этих растений _________ _________цветения. Мы видим цветение лютика едкого. Лютик кашубский цветёт в конце мая, а лютик ползучий- в июле. ( это мы знаем из научной лит-ры)). Делаем выводы, что растения разных видов различаются________, _______и__________. Отмечаем, что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют ______________критерий вида. Вывод: все виды отличаются друг от друга_________, __________, _______________признаками.


На полянке, много тысячелистника обыкновенного.

А где мы ещё видели это растение? Попадает ли пыльца тысячелистника обыкновенного с одной поляны на другую? В ходе беседы выясняли, что это___________, ведь полянки расположены далеко друг от друга. Значит эти растения живут обособленно друг от друга.

4. Понятие « популяция». _____________________________________________________________________________________Берёза бородавчатая, клён татарский, дуб черешчатый, произрастающие в нашем лесу, также представляют собой популяции видов. Популяция – это форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи. 5.Задание: найдите в популяции Карагача татарского особи разного возраста.

6.Рассмотреть 2-3 особи рябины обыкновенной. Найдите черты сходства. Общих признаков много. В чём причина их сходства? Они__________, т.к. относятся к одной__________. Совокупность основных признаков передаётся от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно сохранять и передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство –__________________. Именно это свойство и обуславливает сходство близкородственных организмов.

7.Найдите у этих особей черты различия. Вывод: все особи, даже в одной__________, различаются между собой, значит, организмам свойственна___________. Изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивности окраски, размеров тела и т.д. Изменение этих признаков происходит под действием___________________________________. 8.Обратите внимание на различия в окраске листьев, вьюнка полевого произрастающей на открытых местностях и в тени. У второго листья темнее, в них больше образуется_____________. Благодаря этой особенности у растений в тени при пониженной освещённости синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения не передаются по наследству. Это пример _______________изменчивости. По наследству передаются только такие изменения признаков, развитие которых вызвано изменениями в______________ ________________. Именно наследственная изменчивость обуславливает возникновение новых признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов. Далее мы 9.Обратите внимание на огромное разнообразие живых организмов, населяющих пришкольный участок. Постарайтесь установить какие взаимоотношения существуют между ними. Совокупность всех взаимоотношений Ч.Дарвин назвал борьбой за существование.

10.По ходу экскурсии найдите травянистые растения и подсчитайте количество семян ( плодов) на нём. Вырастут ли из всех этих семян взрослые растения?_________. Почему? Если все семена осыпятся на этом месте и прорастут, то в густых всходах между проростками будет идти острая борьба за существование( какая?) – за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал _______________.

11. Обращаем внимание на некоторые угнетённые растения карагача, рябины, шиповника, клёна американского. Почему они такие? Ч. Дарвин утверждал, что сложные отношения устанавливаются и между организмами разных видов. Это ____________борьба за существование. А ещё растения вступают в борьбу с_________________. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильного ливня, да и человек иногда виновен. В борьбе за существование в популяции растений (животных) происходит естественный отбор: одни особи погибают, а другие выживают, дают жизнеспособное потомство, характеризуются высокой приспособленностью к новым условиям внешней среды.

12.Установите признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. Какие приспособления имеют растения к перенесению неблагоприятных условий в осенне-зимний период. Обратите внимание на красоту красок осени.

Задания:

1. Составить план участка и дать характеристику его рельефа, влажности, освещённости, вида почв.

2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию и к факторам неживой природы. Результаты занести в таблицу.








































































Виды деревьев.

Виды кустарников.

Виды трав.

Черты приспособленности к совместному обитанию.

Черты приспособленности к абиотическим факторам.






















3. определить критерии одного вида деревьев (кустарников или трав). Данные занести в таблицу.

































































































Название вида:

Морфологические признаки: Физиологические признаки Экологические признаки.

1. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих на одном месте. Признаки сходства, признаки различия.

2. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих в различных условиях.

3. Какое воздействие на природу вы наблюдали на пришкольном участке?

4. Во время экскурсии замечаем сломанные ветви деревьев, вырезанные надписи на коре деревьев. обязательно поясните какие могут быть последствия этих действий, как они влияют на природу.