Экспериментальная деятельность дошкольников как средство развития речи
В настоящее время возрастает количество детей, чье речевое развитие отстает от нормы.
Наш педагогический опыт (в качестве воспитателя логопедической группы) позволяет говорить о том, что дети с ОНР кроме собственно речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических), как правило, имеют неустойчивость внимания, снижение памяти, отставание в развитии пальцевой моторики и словесно – логического мышления.
Размышляя над этой проблемой, наблюдая за детьми, изучая новинки методической литературы, мы обратили внимание на замечательное средство, одновременно способствующее речевому развитию и развитию психических процессов. Это детское экспериментирование.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Проанализировав программу воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), нами были выделены следующие разделы, доступные дошкольникам для исследований:
Старший дошкольный возраст
Материалы: ткань, бумага, стекло, металл, керамика, поролон.
Вещества: сахар, соль.
Природные явления: явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, агрегатные состояния воды, воздух.
Физические явления: магнетизм, статическое электричество, вес, движение.
Растения и животные, среда их обитания.
Человек и природа: место человека в природе.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить детей с понятием “воздух”, его ролью в жизни человека.
Дать дошкольникам представление о свойствах воздуха (невидимый, бесцветный, легче воды, может быть разной температуры).
Расширять и активизировать словарь детей (магистр, лекция, опыт, эксперимент, лабораторные столы, бесцветный, невидимый, плавает – тонет, всплывать, пузыри).
Развивать связную речь детей: учить отвечать на вопросы, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответами товарищей, уметь поддержать беседу.
Развивающие.
Продолжать развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Способствовать развитию познавательной активности дошкольников.
Продолжать развивать внимание дошкольников, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать).
Развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов.
Воспитательные.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Воспитывать волевые качества дошкольников: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения.
Оборудование и материалы: телеграмма и посылка от магистра загадочных наук, афиша, вертушки, бутылки “Салют”, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, фен, тазы с водой, камни, куски дерева, соломинки, бумага, карандаши.
Предварительная работа: письмо магистру загадочных наук с приглашением приехать в гости и показать новые эксперименты, эксперименты с песком, водой, бумагой.
Ход занятия
- Ребята, в наш детский сад приехал Магистр загадочных наук, чтобы прочитать нам лекцию и показать новые эксперименты. А кто знает, что такое лекция? (Ответы детей или объяснение воспитателя.) Интересно, а о чем будет лекция, как вы думаете? (Ответы детей.) Магистр сказал мне, что тему лекции мы можем узнать из афиши. Давайте пройдем в лекционный зал, прочитаем афишу и встретимся с Магистром.
Проходят в лекционный зал. В зале никого нет. Афиша – пустой белый лист. Находят письмо и посылку от Магистра. В посылке конфедератка (головной убор Магистра) и фломастеры – блопены. С помощью фломастеров проявляют и читают надпись на афише – “ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА”. Педагог одевает конфедератку и начинает занятие.
- Ребята, а что такое воздух и для чего он нужен? (Дети высказывают предположения.) Давайте сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали, почему наша грудная клетка стала больше, шире? (Выслушиваются ответы детей.) Так ли важен воздух для человека? Может можно и вовсе не дышать. Давайте попробуем не дышать. (Пробуют, делают вывод, что это невозможно.)
- Давайте вспомним, как Магистр назвал воздух. (Невидимка.) Интересно, а почему он так сказал? (Дети высказывают предположение, что это потому, что воздух невидимый.)
- Да, действительно, воздух невидимый. Давайте попробуем его перехитрить, найдем и увидим воздух.
Проходят к лабораторному столу. Берут вертушки и бутылки “Салют”, проводят с ними эксперименты, обсуждают их результаты. (Вертушки крутились, а конфетти взлетали, потому что мы на них дули, толкали воздухом.)
- Ребята, удалось нам в этом опыте увидеть воздух? (Нет, но мы увидели его работу.)
- А я знаю еще один интересный опыт и очень красивый.
Педагог пускает мыльные пузыри.
- Что находится внутри у мыльных пузырей, как вы думаете, ребята? (Воспитатель выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри мыльных пузырей – воздух.)
- Пока нам не удалось перехитрить воздух и увидеть его. Давайте попробуем его поймать.
“Ловят” воздух в полиэтиленовый пакет, рассматривают его, убеждаются, что воздух невидимый.
Проводят эксперименты с феном, убеждаются, что воздух может быть горячим и холодным.
Переходят ко второму лабораторному столу. На нем стоят тазы с водой и лежат соломинки.
- Может быть кто – то знает, какой опыт можно показать с этими предметами? (Дети рассказывают, что можно опустить соломинку в воду, подуть в нее, получатся пузыри.)
- А что это за пузыри? Откуда они взялись, ведь кроме воды в тазу ничего не было? Дети внимательно наблюдают за воспитателем и приходят к выводу, что пузыри в воде – это воздух, который они вдували через соломинку. Куда попадали пузыри в воде: опускались на дно или поднимались вверх? А раз происходило так, что мы можем сказать о воздухе, он легче или тяжелее воды? (Делают вывод.)
- Для следующего опыта возьмем прозрачные стаканчики. Как вы считаете, этот стаканчик пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что либо? (Ответы детей выслушиваются, но не оцениваются.) Давайте проверим: переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в таз. Воспитатель обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Далее воспитатель предлагает ребятам снова опустить стакан в таз с водой, но теперь уже держать его не прямо, а наклонно. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.)
- Вот мы и смогли перехитрить воздух и увидеть его! Где мы увидели воздух? А вокруг нас есть воздух?
- Ребята, я хочу вам рассказать, что воздух есть и в разных предметах и материалах. Сейчас я вам это докажу. Для этого вам нужно взять камень и дерево и опустить их в воду. Что произошло? Как вы думаете, что держит дерево на поверхности, что поднимает его со дна? А почему камень тонет? (Воспитатель сообщает ребятам, что частички в древесине располагаются на некотором расстоянии друг от друга, эти пустые места занимает воздух, и он держит дерево на плаву. В камне частички расположены близко друг к другу, место для воздуха очень мало, его не хватает, чтобы удержать дерево на поверхности.)
- Мы провели с вами много интересных опытов, вы были настоящими учеными. А настоящие ученые все результаты своих экспериментов записывают в специальный дневник. Давайте и мы это сделаем. Оформляют дневник наблюдений.
Далее проводятся игры по методу “маленьких человечков”:
дети разбиваются на две команды “Воздух” - “Конфетти”, “Воздух” - “Мыльные пузыри”. Команды изображают действия в соответствии со своим названием.
дети – частички древесины. Воспитатель – воздух. Дети располагаются в игровом пространстве в соответствии с принятой ролью (далеко друг от друга, чтобы между частичками мог попасть воздух). Аналогично дети становятся частичками камня.
Для развития и поддержания познавательного интереса у детей в конце занятия проводится сюрпризный момент на тему следующего занятия, предлагается попробовать детям дома разгадать секрет увиденного.