СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальный гербарий

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по биологии "Виртуальный гербарий"

Просмотр содержимого документа
«Виртуальный гербарий»

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы  _____________________ 

  «___»________________г.      

СОГЛАСОВАНО:                 Зам. директора по УВР  _______________

«___» ____________г.       

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ________________________

« __»_________________ г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочной деятельности по биологии

для 7 классов

«Виртуальный гербарий»

Петеримовой Анны Федоровны

учителя биологии

 

 

















2018 /2019 учебный год

с. Таштып

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).

Рабочая программа по биологическому краеведению для 7 классов составлена в соответствии с требованиями.

Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю групп, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.



Цели программы:

  • Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Республики Хакасия;

  • Развитие познавательных интересов, интелектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к своему краю, стране и формирование основ экологической культуры.

Задачи курса:

  • Ознакомление учащихся с актуальностью проблемы сохранения растительного разнообразия в мире, ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона;

  • Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах и экологических группах края, о необходимых мерах их охраны, мерах регионального использования хозяйственно-ценных видов в крае;

  • Овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, определителями растений; применять знания о видах растений, грибов, лишайников и о природных сообществах Республики Хакасия для их защиты;

Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и развитие интереса к изучению природы родного края.

Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности биологического и ландшафтного разнообразия Республики Хакасия, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений, использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся к творческой учебно-исследовательской деятельности.

В процессе реализации программы целесообразно использование ИТ: работа в системе Интернет для сбора информации о редких растениях, грибах и лишайниках республики.

Преподавание должно способствовать обогащению опыта использования учащимися для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Уровень воспроизведения и описания информации:

  • Описывать морфолого-анатомические особенности растений Республики Хакасия;

  • Называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников республики;

  • Узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего края; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения республики Хакасия;

  • Наблюдать примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Интелектуальный уровень:

  • Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, республике Хакасия;

  • Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры края;

  • Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения;

  • Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям; экологические группы лишайников;

  • Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

  • Формулировать выводы на основе собранного материала;

  • Давать характеристику растениям различных систематических групп.

Творческий уровень:

  • Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Республики Хакасия;

  • Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ;

  • Использование знаний в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Республики Хакасия.







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение (2 часа)

Проблема сохранения биоразнообразия. Международная конвекция о сохранении биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Республики Хакасия.

История изучения природы родного края. Природный комплекс и биоразнообразие Республики Хакасия. Отражение природно-климатических факторов в зональной растительности. Ландшафтно-экологические проблемы Республики Хакасия.

Тема 2. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Хабаровского края (11часов)

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.

Пр.р.№1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке».

Лаб.р.№1 «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса».

Лаб.р.№2 « Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений луга».

Лаб.р.№3 « Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений водоемов».

Экскурсии (6 ч):

Жизненные формы растений и экологические группы растений леса.

Жизненные формы растений и экологические группы растений луга.

Жизненные формы растений и экологические группы растений водоемов.

Тема 3. Деревья и кустарники Республики Хакасия (7 часов)

Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории Республики Хакасия.

Голосеменные растения края. Лиственные деревья и кустарники Хабаровского края. Природные сообщества парков и скверов.

Пр.р.№ 2 Определение жизненных форм и экологических групп Голосеменных растений Хабаровского края».

Лаб.р.№ 4 «Лиственные деревья и кустарники Республики Хакасия».

Тема 4. Основные семейства Покрытосеменных растений Республики Хакасия (9 часов)

Характеристика, представители растений семейства Розоцветные Республики Хакасия. Характеристика, представители растений семейства Пасленовые, значимость в жизни человека. Растения семейства Бобовые. Кормовые Бобовые, выращиваемые в крае, их роль в сельскохозяйственной деятельности человека. Характеристика растений семейства Крестоцветные.

Отличительные особенности растений класса двудольные.

Однодольные растения, их особенности. Лилейные Республики Хакасия. Растения семейства Луковые, произрастающие в крае. Семейство Лилейные, представители класса. Особенности представителей семейства Злаковые.

Лаб.р. № 5 «Характеристика растений семейства Розоцветные Республики Хакасия».

Ла.р. №6 «Характеристика растений семейства Пасленовые Республики Хакасия».

Лаб.р. №7 «Характеристика растений семейства Бобовые Республики Хакасия».

Лаб.р. №8 «Характеристика растений семейства Крестоцветные Республики Хакасия».

Лаб.р. № 9 «Определение растений класса Двудольные по определителям».

Лаб.р. № 10 «Характеристика растений семейства Лилейные Республики Хакасия».

Лаб.р. № 11 «Характеристика растений семейства Луковые Республики Хакасия».

Лаб.р. № 12 « Определение растений семейства Лилейные по определителям».

Лаб.р. №13 «Характеристика растений семейства Злаки Республики Хакасия».



Тема 5. Охрана природы Республики Хакасия (5 часов)

Влияние деятельности человека на природу Республики Хакасия. Загрязнение окружающей среды. Сведение лесов. Усиление рекреационной нагрузки. Браконьерство.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Республики Хакасия: заповедники, памятники природы. Красная книга Республики Хакасия. Охраняемые растения Республики Хакасия и своей местности. Причины уязвимости видов, занесенных в Красную книгу и меры охраны.

Демонстрации

Растения Республики Хакасия, занесенные в Красную книгу России

Охраняемые растения своей местности.

Итоговое занятие: Защита презентаций «Виртуальный гербарий. Растения Республики Хакасия».





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Количество практических и лабораторных работ

1.

Введение.

2


2.

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников

11

4

3.

Деревья и кустарники

7

2

4.

Основные семейства Покрытосеменных растений.

9

9

5.

Охрана природы

6




Итого:


35 часа


15









Ресурсное обеспечение:


  1. Учебник «Живой мир Приамурья»

  2. Учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»6 класс – М.: Дрофа, 2007

  3. Определители растений, грибов, лишайников.

  4. Атлас Хабаровского края.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!