

Подготовила учитель математики 1 категории
Бортникова М.Б.
Мичуринск-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Занимательная математика» для факультативного или элективного курса рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часа в учебном году). В основе построения моей программы лежат принципы научности и доступности, в сочетании с практической направленностью.
«Забавляясь, не учатся, - вполне определённо заявляет в одном из романов А. Франса старая учительница. Только забавляясь, и учатся!» Я конечно не склонна признать верным первое замечание, но вместе с тем сомнительна справедливость и второго. Обучаясь математике, не следует заниматься лишь занятными вещами, но с другой стороны, при любом обучении педагоги стремятся возбудить интерес у обучающихся – именно в этом таится секрет многих успехов. Я узнала, что однажды вполне серьёзно предполагалось вводить при обучении математики, наряду с обычным учебным материалом, «занимательную математику». Однако при этом терялось бы самое эффективное и действенное. Именно тогда, когда примеры из занимательной математики вкрапываются преподавателем как бы случайно, когда они дают как бы кульминацию урока или приносят разрядку, когда нечастые дополнительные занятия позволяют обратиться к какому-либо обширному разделу занимательной математики, это имеет своё особое значение.
Никому не секрет, что сейчас интерес к математике не так высок, как хотелось бы. Поэтому я адресую этот курс и тем, кто хочет узнать о ней больше, чем можно услышать на уроке, а так же он окажется полезным и тем, кто безразличен к математике и даже питает к ней неприязнь. Я хочу доставить на занятиях не только кратковременное удовольствие (весело провести час в неделю) – ведь за каждой шуткой кроется серьёзное. Многие из великих математиков занимались подобными задачами: Кеплер, Ферма, Паскаль, Лейбниц. Истоки теории уравнений, учения о вероятностях, современного исчисления бесконечно малых величин находятся в области занимательной математики. Это в достаточной мере доказывает , что на этих занятиях обучающиеся будут иметь дело не с чем-то, вроде забавы, а с драгоценными плодами работы научной мысли.
Цель моей программы – воспитать в обучающихся вкус к занятиям математикой, возбудить интерес и охоту самостоятельно пополнять по учебным книгам пробелы своей подготовки, а так же помочь обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения.
Занимательная арифметика - этот раздел, который показывает обучающимся доступность математики. Позволяет им узнать способы умножения и деления из прошлого, учит, как переводить числа в другие системы счисления и наоборот. Именно здесь зарождается интерес к математике, её истории.
Занимательная алгебра - раздел, который учит обучающихся методам решения задач из обычных жизненных ситуаций. Несёт практическую направленность. Развивает логическое мышление старшеклассников.
Занимательная геометрия – раздел, который позволяет увидеть обучающимся интересную сторону такой строгой и трудной науки как геометрия. Воспитывает у них эстетический вкус.
Формы и методы обучения – урок-экскурсия в область истории математики, урок-путешествие в прошлое, урок-игра, урок-бенефис
(на урок пришёл Учёный. Портрет учёного), урок-соревнование. Конкурс сочинений на тему: «Как жизнь моей семьи связана с математикой?»; задачи с необычными сюжетами, подстрекающими любопытство, неожиданные применения математики в практической жизни.
ПРОГРАММА
Элективного курса «Занимательная математика»
9 класс, 34 часа.
З
АНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ( 13 часов)
Немного истории (показать способы умножения и деления из прошлого и научить ими пользоваться). Недесятичные системы исчисления (показать и научить как переводить числа в другие системы счисления и наоборот из других переводить в десятичную). Галерея числовых диковинок (рассказать о любопытных особенностях некоторых цифр и чисел). Фокусы без обмана (искусство индийского счёта, идеальный разновес, угадать дату рождения). Быстрый счет (знакомство с приёмами ускоренного умножения). Числовые великаны. Числовые лилипуты. Разные занятные приемы счета.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АЛГЕБРА (11 часов)
Пятое математическое действие – возведение в степень ( показать как при помощи возведения в степень некоторых одинаковых цифр получить огромные числа). Язык алгебры (в чём заключается искусство составления уравнений, решение и разбор различных, интересных задач на составление уравнений). В помощь арифметике. Диофантовы уравнения (решение различных задач интересных по содержанию, решению и применению к жизни). Уравнения второй степени. Наибольшие и наименьшие значения. Прогрессии. Возникновение мер длины, площади, массы (сообщение исторических сведений). Анаграммы, тайнопись, стихи в математике.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ (10 часов)
Викторина «Вопросы по истории геометрии». Графы и деревья (разобрать, что такое графы и применить знания при решении заданий с их использованием). Геометрия ножниц (рассмотрение задач и головоломок). Задачи со спичками (развитие логического мышления). Большое и малое в геометрии. Геометрия нитей. Геометрия впотьмах (на дне трюма, измерение бочки, ночное странствие Марка Твена и другие). Геометрия на вольном воздухе. Геометрические формы в искусстве и природе. Геометрия и живопись.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Глава | Тема | Количество часов |
лекции | семинары |
* | Занимательная арифметика | (12)ч. | |
-
| Немного истории | 1 ч. | 1 ч. |
-
| Недесятичные системы счисления | 1 ч. | 1 ч. |
-
| Галерея числовых диковинок | 2 ч. | |
-
| Фокусы без обмана | | 2 ч. |
-
| Быстрый счет | | 2 ч. |
-
| Числовые великаны | 1 ч. | |
-
| Числовые лилипуты | 1 ч. | |
** | Занимательная алгебра | (12)ч. | |
-
| Пятое математическое действие-возведение в степень | 1 ч. | |
-
| Язык алгебры ( искусство составлять уравнения) | | 2 ч. |
-
| В помощь арифметике | 2 ч. | |
-
| Диофантовы уравнения | | 1 ч. |
-
| Уравнения второй степени | | 1 ч. |
-
| Наибольшие и наименьшие значения | 1 ч. | |
-
| Шестое и седьмое математические действия | 1 ч. | 1 ч. |
-
| Возникновение мер длины, площади, массы | 1 ч. | |
-
| Анаграммы, тайнопись, стихи в математике | 1 ч. | |
*** | Занимательная геометрия | (10)ч. | |
-
| Викторина « Вопросы по истории геометрии » | | 1 ч. |
-
| Графы и деревья | 0,5 ч. | 0,5 ч. |
-
| Геометрия ножниц | | 1 ч. |
-
| Задачи со спичками | | 1 ч. |
-
| Большое и малое в геометрии | 1 ч. | |
-
| Геометрия нитей | 1 ч. | |
-
| Геометрия впотьмах | 1 ч. | |
-
| Геометрия на вольном воздухе | 1 ч. | |
-
| Геометрические формы в искусстве и природе | | 1 ч. |
-
| Геометрия и живопись | | 1 ч. |
Литература:
Акимова С. «Занимательная математика», - Санкт-Петербург, «Тригон», 1997г.
Игнатьев Е. И. «В царстве смекалки, или Арифметика для всех: книга для семьи и школы. Опыт математической хрестоматии в 3 книгах», - Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1995г.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Совсем необычный урок», -Ростов- н/Д: ТЦ»Учитель», 2001г.
Литцман В. «Весёлое и занимательное о числах и фигурах», - М.:наука,1963г.
Перельман Я. И. «Занимательная арифметика»; - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959г.
Перельман Я. И. «Занимательная алгебра», - М.: наука, 1970г.
Перельман Я. И. «Занимательная геометрия», - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.
Перельман Я. И. «Живая математика», - М.: Триада-Литера, 1994г.