СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс направлен на то, чтобы повысить интерес к предмету "Математика". Он прост, понятен, интересен. Показывает взаимосвязь математики с реальной жизнью.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Занимательная математика"»






Подготовила учитель математики 1 категории

Бортникова М.Б.





Мичуринск-2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа «Занимательная математика» для факультативного или элективного курса рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часа в учебном году). В основе построения моей программы лежат принципы научности и доступности, в сочетании с практической направленностью.

«Забавляясь, не учатся, - вполне определённо заявляет в одном из романов А. Франса старая учительница. Только забавляясь, и учатся!» Я конечно не склонна признать верным первое замечание, но вместе с тем сомнительна справедливость и второго. Обучаясь математике, не следует заниматься лишь занятными вещами, но с другой стороны, при любом обучении педагоги стремятся возбудить интерес у обучающихся – именно в этом таится секрет многих успехов. Я узнала, что однажды вполне серьёзно предполагалось вводить при обучении математики, наряду с обычным учебным материалом, «занимательную математику». Однако при этом терялось бы самое эффективное и действенное. Именно тогда, когда примеры из занимательной математики вкрапываются преподавателем как бы случайно, когда они дают как бы кульминацию урока или приносят разрядку, когда нечастые дополнительные занятия позволяют обратиться к какому-либо обширному разделу занимательной математики, это имеет своё особое значение.

Никому не секрет, что сейчас интерес к математике не так высок, как хотелось бы. Поэтому я адресую этот курс и тем, кто хочет узнать о ней больше, чем можно услышать на уроке, а так же он окажется полезным и тем, кто безразличен к математике и даже питает к ней неприязнь. Я хочу доставить на занятиях не только кратковременное удовольствие (весело провести час в неделю) – ведь за каждой шуткой кроется серьёзное. Многие из великих математиков занимались подобными задачами: Кеплер, Ферма, Паскаль, Лейбниц. Истоки теории уравнений, учения о вероятностях, современного исчисления бесконечно малых величин находятся в области занимательной математики. Это в достаточной мере доказывает , что на этих занятиях обучающиеся будут иметь дело не с чем-то, вроде забавы, а с драгоценными плодами работы научной мысли.

Цель моей программы – воспитать в обучающихся вкус к занятиям математикой, возбудить интерес и охоту самостоятельно пополнять по учебным книгам пробелы своей подготовки, а так же помочь обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения.


Занимательная арифметика - этот раздел, который показывает обучающимся доступность математики. Позволяет им узнать способы умножения и деления из прошлого, учит, как переводить числа в другие системы счисления и наоборот. Именно здесь зарождается интерес к математике, её истории.


Занимательная алгебра - раздел, который учит обучающихся методам решения задач из обычных жизненных ситуаций. Несёт практическую направленность. Развивает логическое мышление старшеклассников.


Занимательная геометрия – раздел, который позволяет увидеть обучающимся интересную сторону такой строгой и трудной науки как геометрия. Воспитывает у них эстетический вкус.


Формы и методы обучения – урок-экскурсия в область истории математики, урок-путешествие в прошлое, урок-игра, урок-бенефис

(на урок пришёл Учёный. Портрет учёного), урок-соревнование. Конкурс сочинений на тему: «Как жизнь моей семьи связана с математикой?»; задачи с необычными сюжетами, подстрекающими любопытство, неожиданные применения математики в практической жизни.


























ПРОГРАММА

Элективного курса «Занимательная математика»

9 класс, 34 часа.


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ( 13 часов)

Немного истории (показать способы умножения и деления из прошлого и научить ими пользоваться). Недесятичные системы исчисления (показать и научить как переводить числа в другие системы счисления и наоборот из других переводить в десятичную). Галерея числовых диковинок (рассказать о любопытных особенностях некоторых цифр и чисел). Фокусы без обмана (искусство индийского счёта, идеальный разновес, угадать дату рождения). Быстрый счет (знакомство с приёмами ускоренного умножения). Числовые великаны. Числовые лилипуты. Разные занятные приемы счета.


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АЛГЕБРА (11 часов)

Пятое математическое действие – возведение в степень ( показать как при помощи возведения в степень некоторых одинаковых цифр получить огромные числа). Язык алгебры (в чём заключается искусство составления уравнений, решение и разбор различных, интересных задач на составление уравнений). В помощь арифметике. Диофантовы уравнения (решение различных задач интересных по содержанию, решению и применению к жизни). Уравнения второй степени. Наибольшие и наименьшие значения. Прогрессии. Возникновение мер длины, площади, массы (сообщение исторических сведений). Анаграммы, тайнопись, стихи в математике.


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ (10 часов)


Викторина «Вопросы по истории геометрии». Графы и деревья (разобрать, что такое графы и применить знания при решении заданий с их использованием). Геометрия ножниц (рассмотрение задач и головоломок). Задачи со спичками (развитие логического мышления). Большое и малое в геометрии. Геометрия нитей. Геометрия впотьмах (на дне трюма, измерение бочки, ночное странствие Марка Твена и другие). Геометрия на вольном воздухе. Геометрические формы в искусстве и природе. Геометрия и живопись.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Глава

Тема

Количество часов

лекции

семинары

*

Занимательная арифметика

(12)ч.


Немного истории

1 ч.

1 ч.

Недесятичные системы счисления

1 ч.

1 ч.

Галерея числовых диковинок

2 ч.


Фокусы без обмана


2 ч.

Быстрый счет


2 ч.

Числовые великаны

1 ч.


Числовые лилипуты

1 ч.


**

Занимательная алгебра

(12)ч.


Пятое математическое действие-возведение в степень

1 ч.


Язык алгебры ( искусство составлять уравнения)


2 ч.

В помощь арифметике

2 ч.


Диофантовы уравнения


1 ч.

Уравнения второй степени


1 ч.

Наибольшие и наименьшие значения

1 ч.


Шестое и седьмое математические действия

1 ч.

1 ч.

Возникновение мер длины, площади, массы

1 ч.


Анаграммы, тайнопись, стихи в математике

1 ч.


***

Занимательная геометрия

(10)ч.


Викторина « Вопросы по истории геометрии »


1 ч.

Графы и деревья

0,5 ч.

0,5 ч.

Геометрия ножниц


1 ч.

Задачи со спичками


1 ч.

Большое и малое в геометрии

1 ч.


Геометрия нитей

1 ч.


Геометрия впотьмах

1 ч.


Геометрия на вольном воздухе

1 ч.


Геометрические формы в искусстве и природе


1 ч.

Геометрия и живопись


1 ч.









Литература:


  1. Акимова С. «Занимательная математика», - Санкт-Петербург, «Тригон», 1997г.

  2. Игнатьев Е. И. «В царстве смекалки, или Арифметика для всех: книга для семьи и школы. Опыт математической хрестоматии в 3 книгах», - Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1995г.

  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Совсем необычный урок», -Ростов- н/Д: ТЦ»Учитель», 2001г.

  4. Литцман В. «Весёлое и занимательное о числах и фигурах», - М.:наука,1963г.

  5. Перельман Я. И. «Занимательная арифметика»; - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959г.

  6. Перельман Я. И. «Занимательная алгебра», - М.: наука, 1970г.

  7. Перельман Я. И. «Занимательная геометрия», - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.

  8. Перельман Я. И. «Живая математика», - М.: Триада-Литера, 1994г.