СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание педагога. Профилактика СЭВ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение последних 10 лет проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.

Причина:

-повышены требования со стороны общества к личности педагога,

- роль в образовательном процессе.

- высокая эмоциональная загруженность

Увеличивается нервно-психического напряжения педагога

- невротическое расстройство

- обострение психосоматических заболеваний.

С увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает:

"выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия"

Три фазы формирования выгорания.

Фаза напряжения.

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Напряжение с усилением психотравмирующих факторов

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу).

-человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения.

Фаза истощения сопровождается:

-общим падением энергетического тонуса

- ослаблением нервной системы,

 -оскудением психических ресурсов.

Последствием эмоционального выгорания могут стать:

- проблемы в семье,

-нарушение взаимоотношений с родными, с детьми.

-усиливаются тревожность, раздражительность,

- появляется агрессивность,

- изменяется стиль общения педагога с детьми (авторитарным или либерально-попустительским.

Причины, провоцирующие  синдром эмоционального выгорания:

-несемейные,

-бездетные,

- плохое материальное положение,

-незащищенность,

- социальная несправедливость,

-потеря социальной престижности;

-высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников,

- коммуникативная нагрузка.

-работа с лицами с ОВЗ (не включая, дети с УО)

-работа с детьми с умственной отсталостью более 5 лет.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

-стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

-учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

-проще относиться к конфликтам на работе;

-не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

В работе по профилактике нервно-психической напряженности  нужно особое внимание обратить на:

-любовь!!!

- жизнерадостность,

-веру в людей,

-уверенность в успех дела, за которое взялся.

То, что можно, следует исправить.

 А на нет - и суда нет.

В нашем случае, нужно радоваться каждой мелочи ребенка

Естественные способы регуляции организма и само регуляция

-длительный сон,

-вкусная еда,

- общение с природой и животными,

-баня,

-массаж,

- движение,

- танцы,

-музыка .

Данные средства нельзя использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Они лишь способствуют:

- восстановлению сил,

-нормализуют эмоциональный фон деятельности,

- усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

В кабинете вы можете использовать:

  • мысленное обращение к высшим силам,  к Богу!!!
  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем за окном;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!