В течение последних 10 лет проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
Причина:
-повышены требования со стороны общества к личности педагога,
- роль в образовательном процессе.
- высокая эмоциональная загруженность
Увеличивается нервно-психического напряжения педагога
- невротическое расстройство
- обострение психосоматических заболеваний.
С увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает:
"выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия"
Три фазы формирования выгорания.
Фаза напряжения.
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания.
Напряжение с усилением психотравмирующих факторов
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу).
-человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения.
Фаза истощения сопровождается:
-общим падением энергетического тонуса
- ослаблением нервной системы,
-оскудением психических ресурсов.
Последствием эмоционального выгорания могут стать:
- проблемы в семье,
-нарушение взаимоотношений с родными, с детьми.
-усиливаются тревожность, раздражительность,
- появляется агрессивность,
- изменяется стиль общения педагога с детьми (авторитарным или либерально-попустительским.
Причины, провоцирующие синдром эмоционального выгорания:
-несемейные,
-бездетные,
- плохое материальное положение,
-незащищенность,
- социальная несправедливость,
-потеря социальной престижности;
-высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников,
- коммуникативная нагрузка.
-работа с лицами с ОВЗ (не включая, дети с УО)
-работа с детьми с умственной отсталостью более 5 лет.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
-стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
-учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
-проще относиться к конфликтам на работе;
-не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
В работе по профилактике нервно-психической напряженности нужно особое внимание обратить на:
-любовь!!!
- жизнерадостность,
-веру в людей,
-уверенность в успех дела, за которое взялся.
То, что можно, следует исправить.
А на нет - и суда нет.
В нашем случае, нужно радоваться каждой мелочи ребенка
Естественные способы регуляции организма и само регуляция
-длительный сон,
-вкусная еда,
- общение с природой и животными,
-баня,
-массаж,
- движение,
- танцы,
-музыка .
Данные средства нельзя использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Они лишь способствуют:
- восстановлению сил,
-нормализуют эмоциональный фон деятельности,
- усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
В кабинете вы можете использовать:
- мысленное обращение к высшим силам, к Богу!!!
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!