СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эукариотическая клетка 1 урок

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по биологии 9 класс " Эукариотическая клетка"

Просмотр содержимого документа
«Эукариотическая клетка 1 урок»

Урок по биологии в 9 классе на тему : «Эукариотическая клетка. Ядро» ( 1 урок).

Название предмета :Биология

Класс : 9

УМК: С.Г Мамонтов, В.Б .Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. Биология: Общие закономерности 9 класс –М: Дрофа, 2014

Уровень обучения :базовый,

Тема урока: « Эукариотическая клетка. Ядро»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.

Место урока в системе уроков по теме раздела:


Цель урока: сравнить растительную и животную клетки, охарактеризовав строение и функции их органоидов.

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.

  • Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  • Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.



Тип урока: Комбинированный урок.


Техническое обеспечение урока: раздаточный материал, таблицы Растительной и животной клетки.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1) https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-na-temu-eukarioticheskaya-kletkacitoplazma-1168148.html.

2) http://festival.1september.ru/articles/528203/.

Планируемые результаты обучения:

1. личностные: осознвние целостности окружающего мира, взаимосвязи его составных частей – клеток;

2. метапредметные:

а). регулятивные: умение самостоятельно формулировать учебную проблему, план решения этой проблемы, цель учебной деятельности, умение вести диалог;

б).познавательные: умение сравнивать, анализировать, строить рассуждение, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;

в). коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе;

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация

  3. Актуализация знаний .

  4. Основная часть урока( учащиеся разделены учителем по группам)

  5. Мотивационный блок .Постановка учебной задачи.

  6. Изучение нового материала.

  7. Закрепление.

  8. Рефлексия.

  9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1. Организационный момент (приветствие, распределение групп по местам).

2. Целеполагание и мотивация

Люди узнали о существовании клетки лишь в 17 в. Вспомните имена ученых, которые внесли значительный вклад в открытие и изучение клетки (демонстрация портретов ученых: Р. Гук, А. ванн Левенгук, М. Шлейдан, Т. Шванн, Р. Броун). Какие типы клеток выделяют в зависимости от расположения генетического материала? (Прокариотические и эукариотические).

Эукариоты – ядерные организмы, имеющие ядро, окруженное ядерной мембранной.

Вспомнить о многообразии эукариотических клеток от простейших до высших растений и животных. Что их объединяет? (Единый общий план строения).

Назовите известные вам органоиды клетки из курса ботаники, зоологии и анатомии. (Обязательные, тесно связанные между собой части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана)

3. Актуализация знаний.

Вспомните исторические факты про открытие клетки (первичная информация, информационная компетентность) КОЗ!!!( слайд2)

XVII век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Год 1665 - английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление ... " Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени " микроскоп". Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целлулы (ячейки), клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!"

Год 1680 - голландский исследователь природы Антони Ван Левенгук открывает клетки простейших: "Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие "зверушки" очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме "зверушки" довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце".

В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.

В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации. Цитоплазма эукариотической клетки разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенных функций отделы – компартменты. Органоиды являются структурными специализированными отделами клетки.

4. Основная часть урока( учащиеся разделены учителем по группам)Дети сами заполняют самостоятельно таблицу.

Задание группам: на основе работы с текстом и рисунками учебника заполните таблицу:

Название органоида

Строение

Функция








  • 1 группа - цитоплазма;

  • 2 группа – двумембранные органоиды;

  • 3 группа – одномембранные органоиды;

  • 3 группа – немембранные органоиды.

По окончании работы учащиеся каждой группы дают определения ключевым понятиям, выделяя особенности их строения и функционирования. При коллективном обсуждении формируется полноценная картина строения эукариотической клетки.

Таблица . Строение клетки. Структурная система цитоплазмы (слайды 3-12)

Органоллы

Строение

Функции

Наружная клеточная мембрана

Ультрамикроскопическая пленка, состоящая из двух мономолекулярных слоев белка и расположенного между ними бимолекулярного слоя лнпидов. Цельность липидного слоя может прерываться белковыми молекулами - "порами"

Изолирует клетку от окружающей среды, обладает избирательной проницаемостью, регулирует процесс поступления веществ в клетку; обеспечивает обмен веществ и энергии с внешней средой, способствует соединению клеток в ткани, участвует в пиноцитозе и фагоцитозе; регулирует водный баланс клетки и выводит из нее конечные продукты жизнедеятельности

Эндоплазма-тическая сеть ЭС)

Ультрамикроскопическая система мембран, образующих трубочки, канальцы, цистерны, пузырьки. Строение мембран универсальное (как и наружной), вся сеть объединена в единое целое с наружной мембраной ядерной оболочки и наружной клеточной мембраной. Гранулярная ЭС несет рибосомы, гладкая - лишена их

Обеспечивает транспорт веществ как внутри клетки, так и между соседними клетками. Делит клетку на отдельные секции. в которых одновременно происходят различные физиологические процессы и химические реакции. Гранулярная ЭС участвует в синтезе белка. В каналах ЭС образуются сложные молекулы белка, синтезируются жиры, транспортируется АТФ

Рибосомы

Ультрамикроскопическис органеллы округлой или грибовидной формы, состоящие из двух частeй - субъединиц. Они не имеют мембранного строения и состоят из белка и рРНК. Субъединицы образуются в ядрышке. Объединяются вдоль молекулы иРНК в цепочки - полирибосомы - в цитоплазме

Универсальные органеллы всех клеток животных и растений. Находятся в цитоплазме в свободном состоянии или на мембранах ЭС; кроме того, содержатся в митохондриях и хлоропластах. В рибосомах синтезируются белки по принципу матричного синтеза; образуется полипептидная цепочка - первичная структура молекулы белка

Митохондрии

Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя - образует различной формы выросты - кристы. В матриксе митохондрии (полужидком веществе) находятся ферменты, рибосомы, ДНК, РНК

Универсальная органелла, являющаяся дыхательным и энергетическим центром. В процессе кислородного (окислительного) этапа диссимиляции в матриксе с помощью ферментов происходит расщепление органических веществ с освобождением энергии, которая идет на синтез АТФ (на кристах)

Лейкопласты

Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует 2-3 выроста. Форма округлая. Бесцветны

Характерны для расти тельных клеток. Служат местом отложения запасных питательных веществ, главным образом крахмальных зерен. На свету их строение усложняется и они преобразуются в хлоропласты. Образуются из пропластид

Хлоропласты

Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана образует систему двухслойных пластин - тилакоидов стромы и тилакоидов гран. В мембранах тилакоидов гран между слоями молекул белков и липидов сосредоточены пигменты - хлорофилл и каротиноиды. В белковолипидном матриксе находятся собственные рибосомы. ДНК, РНК. Форма хлоропластов чечевице-образная. Окраска зеленая

Характерны для растительных клеток. Органеллы фотосинтеза, способные создавать из неорганических веществ (СО2 и Н2О) при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла органические вещества - углеводы и свободный кислород. Синтез собственных белков. Могут образоваться из пропластид или лейкопластов, а осенью перейти в хромопласты (красные и оранжевые плоды, красные и желтые листья)

Хромопласты

Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Собственно хромопласты имеют шаровидную форму, а образовавшиеся из хлоропластов принимают форму кристаллов каротиноидов, типичную для данного вида растения. Окраска красная, оранжевая, желтая

Характерны для растительных клеток. Придают лепесткам цветков окраску, привлекательную для насекомых-опылителей. В осенних листьях и зрелых плодах, отделяющихся от растения, содержатся кристаллические каротиноиды - конечные продукты обмена

Аппарат
Гольджи

Микроскопические одномембранные органеллы, состоящие из стопочки плоских цистерн, по краям которых ответвляются трубочки, отделяющие мелкие пузырьки

В общей системе мембран любых клеток - наиболее подвижная и изменяющаяся органелла. В цистернах накапливаются продукты синтеза, распада и вещества, поступившие в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Упакованные в пузырьки, они поступают в цитоплазму: одни используются, .другие выводятся наружу. В растительной клетке участвует в построении клеточной стенки

Лизосомы

Микроскопические одномембранные органеллы округлой формы. Их число зависит от жизнедеятельности клетки и ее физиологического состояния. В лизосомах находятся лизирующие (растворяющие) ферменты, синтезированные на рибосомах

Переваривание пищи, попавшей в животную клетку при фагоцитозе и пиноцитозе. Защитная функция. В клетках любых организмов осуществляют автолиз (саморастворение органелл), особенно в условиях пищевого или кислородного голодания. У животных рассасывается хвост. У растений растворяются органеллы при образовавании пробковой ткани. сосудов древесины

Клеточный центр

Ультрамикроскопическая органелла немембранного строения. Состоит из двух центриолей. Каждая имеет цилиндрическую форму, стенки образованы девятью триплетами трубочек, а в середине находится однородное вещество. Центриоли расположены перпендикулярно друг к другу

Принимает участие в делении клеток животных и низших растений. В начале деления (в профазе) центриоли расходятся к разным полюсам клетки. От центриолей к центромерам хромосом отходят нити веретена деления. В анафазе эти нити притягивают хроматиды к полюсам. После окончания деления центриоли остаются в дочерних клетках, удваиваются и образуют клеточный центр

Органоиды движения

Реснички - многочисленные цитоплазматические выросты на поверхности мембраны

Удаление частичек пыли (реснитчатый эпителий верхних дыхательных путей), передвижение (одноклеточные организмы)

Жгутики - единичные цитоплазматические выросты на поверхности клетки

Передвижение (сперматозоиды, зооспоры, одноклеточные организмы)

Ложные ножки (псевдоподии) - амебовидные выступы цитоплазмы

Образуются у животных в разных местах цитоплазмы для захвата пищи, для передвижения

Миофибриллы - тонкие нити до 1 см длиной и больше

Служат для сокращения мышечных волокон, вдоль которых они расположены

Цитоплазма, осуществляющая струйчатое и круговое движение

Перемещение органелл клетки по отношению к источнику света (при фотосинтезе), тепла, химического раздражителеля.



Учащимся раздаётся раздаточный материал( растительная и животная клетка. , и они сравнивают и комментируют вместе с учителем)

Отличия растительной и животной клетки:

Главное отличие состоит в том, сто растительная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, тогда как животная клетка клеточной стенки не имеет.

Второе, не менее важное отличие, в том, что в растительной клетке питательные вещества запасаются в виде крахмала, а в животной в виде гликогена.

Третье - растительная клетка содержит крупную центральную вакуоль, тогда как в животной клетке этот органоид отсутствует.

Также растительная клетка содержит пластиды, наиболее важные из которых хлоропласты, содержащие хлорофилл. Благодаря им растительная клетка способна к фотосинтезу. В животной клетке пластиды отсутствуют.

Ну и по типу питания, растительная клетка являетя автотрофной, а животная гетеротрофной. Исключение составляют клетки растений-паразитов, они также, как и животные, гетеротрофы.

5 Закрепление

Сформулируйте и запишите основные идеи из параграфа на стр 35-41.
Клетка состоит из трех главных компонентов: ядра, цитоплазмы и клеточной мембраны. 
В цитоплазме имеются органоиды, включения и гиалоплазма (основное вещество). Органоиды бывают одномембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы и др.), двумембранные (митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосомы, клеточный центр). Растительная клетка отличается от животной тем, что в ней имеются дополнительные структуры: вакуоль, пластиды, клеточная стенка, и отсутствуют центриоли в клеточном центре. Все органоиды и компоненты клетки составляют слаженный комплекс, работающий как единое целое.

Домашнее задание:

  1. прочитать стр 35-41 ( для всех);

  2. Творческое задание:

Будущим медикам, которые, я надеюсь, в дальнейшем будут стоять на страже нашего здоровья, подготовить сообщения по темам:

  1. Как может помочь медицине знание строения биологической мембраны? Какие вы видите перспективы развития мембранологии?

  2. Какие проблемы медицины связаны с клеточными включениями?

Подведение итогов. Спасибо за урок

Приложение

Раздаточный материал 1( Слайд13)











Слайд14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!