Фольклор – как средство развитии речи младших дошкольников дошкольников
Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения.
В некоторых работах встречается определение детский фольклор , поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Малые фольклорные жанры. 1. Колыбельная песня. 2. Пестушка. 3. Потешка. 4. Прибаутка. 5. Пословицы и поговорки. 6. Игра. 7. Закличка. 8. Считалка. 9. Скороговорка. 10.Загадка. 11. Дразнилка
Принципы работы с малыми формами фольклора:
- учёт возрастных особенностей;
- максимальное использование развивающего потенциала;
- активное включение в деятельность всех детей.
Влияние фольклора на развитие речи детей: -обогащение словаря; -развитие звуковой культуры речи; -развитие грамматического строя речи; -развитие фонематического слуха; -развитие артикуляционного аппарата; -развитие связной речи.
Малые жанры фольклора развивают и обогащают словарь. Дети усваивают знания о близком им окружающем мире: предметы обихода, домашние животные.
Значительно пополняют словарь детей занятия с элементами фольклора, на которых дети знакомятся с атрибутами горницы.
Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используются различные методичес-кие и игровые приемы: «Доскажи словечко», «Словесное лото, или Кому что».
Пословицы и поговорки помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово.
Работа с пословицами и поговорками постепенно усложняется от понимания значения выражения до составления рассказа по нему, рисунка.
Звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Следовательно, целесообразно обращение к таким жанрам фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова, цела? — Цела. — Значит, живой? — Живой. — Ну, я пошел домой
Спасибо за внимание!