Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка.
| Тихомирова Алёна Юрьевна учитель английского языка МБОУ СОШ №5 г.о. Дубна, МО, http://sch5.goruno-dubna.ru/ alenlebed15@mail.ru |
Аннотация
Данная статья посвящена теме формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка. Цель статьи – показать, что предмет иностранный язык предоставляет широкие возможности для формирования читательской грамотности. В статье раскрывается понятие читательская грамотность, рассматриваются принципы обучения чтению, методы и приемы работы с текстом. Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, учебный процесс, навыки 21 века.
Содержание
1. Введение.
2. Читательская грамотность.
3. Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка
4. Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка
5. Предтекстовый этап
6. Текстовый этап.
7. После текстовый этап.
8. Заключение.
Введение.
Несмотря на то, что понятие «функциональная грамотность» было введено в употребление UNESCO чуть более 60 лет назад, оно вновь стало актуальным сегодня. В те времена термин употреблялся в контексте ликвидации безграмотности населения. Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать знания и приобретённые навыки и умения для решения разнообразных задач, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях.
Традиционно функциональная грамотность включает в себя читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность. Кроме того, сюда входят глобальные компетенции и креативное мышление. Смысл функциональной грамотности заключается в метапредметности, то есть в использовании полученных предметных знаний разных областей для решения конкретной задачи.
Для уроков иностранного языка развитие функциональной грамотности является не просто актуальной задачей, но и одним из важнейших принципов обучения. Мы понимаем, что предмет иностранный язык предоставляет широкие возможности для формирования функциональной грамотности и всех её составляющих.
Читательская грамотность.
Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность побудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке [Носонович, Мильруд, 1999: 14].
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность, в свою очередь, является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества, а большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.
Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка
Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Так, например в учебнике Spotlight 7 есть большое количество упражнений на прогнозирование и предположение. Например, в модуле 1a “A city mouse or a country mouse” exercise 2 – “Read the title of the unit and the headings on this page. What do you expect to read about in the text?”. Или Module 3c exercise 1 – “Is the person in the picture a famous scientist? Inventor? actor? politician? What is his name? What do you know about him?”.
Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом педагогу необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.
Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.
Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка
Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:
– предтекстовый;
– текстовый;
– послетекстовый.
Предтекстовый этап.
Целью данного этапа является формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом, развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текст, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей. На предтекстовом этапе учитель может в своей работе использовать:
«мозговой штурм»
ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
прогнозирование, (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия); иллюстрации)
различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,
раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,
предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
В начале работы с текстовым материалом учителю нужно сделать процесс понимания задания и постараться показать важные моменты работы над данным текстом:
определить перед чтением по названию и (или) по составу текста, по изображениям, которые находятся в тексте, к какому виду (типу) этот текстовый материал относится (например, статья в газету или письмо);
главные герои, о которых может идти речь;
попросить учеников найти и подчеркнуть известные им слова, фразы, слова, о значении которых они могут догадаться без словаря и попросить ответить на вопрос о чем может быть данный материал (на русском языке и изучаемом), при этом делать опору на то, что они уже подчеркнули.
Текстовый этап
Целями текстового этапа являются: контроль уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом. На данном этапе главным является понимание того, что ученики читают. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками. К стратегиям на данном этапе относятся:
чтение в парах;
чтение с пометками;
чтение с вопросами;
чтение с остановками;
тайм-аут (паузы для сохранения информации);
преобразование текста в таблицу;
компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
кластер.
Послетекстовый этап
Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в опоры для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного. Главная задача - осуществление стадии рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по теме. Упражнения на этом этапе должны быть нацелены на развитие умений следующих планов:
репродуктивного (написание лексических диктантов, правильное воспроизведение того или иного задания и т.д.),
репродуктивно-продуктивного (высказывание суждения и т.д.),
продуктивного (письменные и устные языковые высказывания, анализ слов, сравнение разных явлений в языке, умение делать выводы и т.д.).
Распространённые стратегии этого этапа:
отношение между вопросом и ответом;
вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
простые (Кто? Когда? Где? Как?)
уточняющие (Правильно ли я понял...?)
практические (Как можно применить...? Что можно сделать из..?)
интерпретационные (Почему?)
творческие (Что будет, если...?)
оценочные (Как вы относитесь?);
взаимовопросы;
синквейн (пятистрочная стихотворная форма);
сводные таблицы;
задание на соотнесения;
верно, неверно, нет информации;
проверочный лист;
текст с пропусками;
изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).
Само собой разумеется, что задания, используемые учителем, будут зависеть от вида чтения (просмотровое, изучающее и т.д.). Задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.
8. Заключение.
Перед педагогом предстаёт большой выбор различных методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапами работы с ним. В современных УМК представлены все виды заданий, направленных на формирование навыков работы с основными типами чтения. Таким образом, проанализировав всё выше сказанное, сделаем вывод о том, что использование разных приемов работы с текстом на уроке способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира, что необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.