Формирование Личностного развития младшего школьника посредством театрализованной игры
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
Б. М. Теплов
1.Тема моей работы
2. Цель работы: обобщение опыта
3. Задачи:
а) познакомить с театрализованной деятельностью.
4. Презентация
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.
Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, где
расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром,
изменяется социальный статус
увеличивается потребность в самовыражении.
.Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности —процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.
Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность
Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.
Эффективность этого процесса во многом предопределяется сформированностью коммуникативных навыков. Открытостью к социальным контактам, безконфликтностью поведения, становлению которых способствует выбор деятельности, обеспечивающей непроизвольное. Эмоционально-позитивное освоение социокультурных ценностей. В качестве такого вида деятельности в опыте моей работы использована театрализованная игра.
Специфика театрализованной игры, по мнению Д.В.Менджеринской , состоит в том, что она основана на драматизации литературных произведений( или собственных инсценировок).
Что же такое театрализованная игра?
Театрализованная игра – Средство обучение, которое позволяет формировать умение вести диалог со сверстниками и является важной стороной социального, личностного развития ребенка, сферой его саморазвития и активности.
Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).
Значение театрализованной игры для развития детей
Театрализованные игры являются важнейшим средством нравственного, эстетического, умственного развития. Способствуют обогащению социального опыта и мотивационно-потребительской сферы личности:
Развивает художественный вкус, творческие способности, и выразительность речи;
Формирует коммуникативные навыки;
Формирует чувство коллективизма;
Развивает память, мышление, воображение;
Развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;
Расширяет запас слов, речь;
Развивает эмоциональную сферу в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев;
Приобщает дошкольников к театрализованному, драматическому искусству.
А так же Театральные игры для детей обладают рядом полезных качеств:
они способны увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить;
игры в первом классе могут выступать как один из способов адаптации ребенка к школьной среде;
театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал;
они способны развивать у детей познавательные интересы;
данные игры для подростков обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности;
Виды театрализованных игр
1.Игры – драматизации, где каждый ребенок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитывают произведение (2-4 раза); для обыгрывания более сложных произведения подбирается иллюстрации, слайды, аудио записи., фильмы, мультфильмы. Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.
2.Игры с настольным театром. Действия с предметам, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет.
Игры детей с различным видами театров – теневой, пальчиковый, «петрушек», бибабо, марионетки. Происходит процесс обучения детей действовать фигурками, сочинять движения и речь героев.
Театрализованные игры
Пальчиковый театр доступен и легко применяется в школе и дома. Фигурки персонажей одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учить общению между взрослыми и сверстниками.
Теневой театр вернее было бы сказать, театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, кальки или картона. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней.
Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.
Условия для развития детей
Необходимо учить детей с раннего возраста вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
Развивать интерес и представления к различным видам театров, театрализованной деятельности.
Оснащать театрализованные игры разнообразными костюмами игрушками и другим оборудованием.
Использовать хорошо известные детям произведения с моральной идеей, с персонажами .
Организуя опытную деятельность по изучению воспитательных возможностей театрализованной игры в формировании личностного развития детей, я ориентировалась на методику поэтапного руководства , представленную в исследованиях Е.А Конышевой и определила в своей работе следующие этапы:
На подготовительном этапе я осуществляла подбор литературных произведений, доступных для понимания детей. Для постановки я брала уже знакомые произведения (русские народные сказки -любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании - речь, напев, мимика, пантомимика) и при первичном прочтении использовала рассматривание иллюстрации к тексту. Существенное значение уделялось выбору произведений, в которых ярко выражено противостояние добра и зла. Основное внимание на данном этапе уделялось анализу произведения с целью определения общих ориентиров детей в оценке его основных героев, обращению к личному опыту , постановке себя на место будущих игровых персонажей. Обсуждение поступков и личностных качеств героев способствует формированию рефлексии .
Обучающий этап проводился по ряду направлений:
Распределение игровых ролей
Озвучивание готовых диалогов (диалоговый экспромт, диалоговые упражнения:
а)изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки
б) читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д.)
в) этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие- он помогает привить навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Подготовка декораций( их изготовление)
Изготовление атрибутов (костюмов, масок, кукол и т.д)
Эта работа способствовала формированию коммуникативных способностей детей: умение договариваться о предстоящей работе, распределение ролей, оформление пригласительных билетов, - все это побуждало необходимость учитывать разные мнения в ходе реализации общей цели – подготовки спектакля. Хотелось бы отметить что на этом этапе важную роль играет помощь родителей .
Третий этап связан с инсценированием литературного текста и его дальнейшей творческой обработкой. Именно на этом этапе происходило формирование нестереотипного , творческого мышления, воображения, нравственного оценивания и отношение к литературным героям. (Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.)
Последний этап –рефлексии- создает условия для осознания вклада каждого ребенка в достижении общего результата.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.
Учитывая огромный воспитательный потенциал театрализованных игр в личностном развитии учащихся начальной школы, я считаю необходимым продолжение этой работы и на дальнейших этапах обучения.
Список использованной литературы:
1. «От игры к самовоспитанию",-С.Шмаков, Н.Безбородова.
2. Гладышева .Н. Театрализованная деятельность в начальной школе
3. Школьная педагогика, - С.А. Козлова, Т.А. Куликова.
4. «Путь к волшебству», - Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.
5. Психология, - Р.С.Немов
6. Развитие детского творчества и игрового замысла. МенджерицскаяД.Б.– М., 1983
Приложение
Театральные игры для младших школьников
1. Слушай хлопки! (для, детей 7-8лет)
Цель игры: Развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
2. Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!".
Цель игры: научить детей принимать совместные решения, побудить к импровизации, поощрить попытки участвовать в коллективном разговоре, развить творческое воображение.
Суть игры: ведущий с помощью считалки выбирает одного водящего, которого выводят из комнаты. Далее ребята договариваются между собой, что и как они будут изображать. Потом водящий заходит в комнату и спрашивает у ребят: "Где вы были, девочки и мальчики? Что делали?". Дети отвечают: "Где были — мы не скажем, а вот что делали — покажем!". И после этих слов дети начинают показывать различные действия, которые они придумали. Задача ведущего в процессе игры советовать, что и как можно изображать.
Игра Волшебное Письмо:
Цель игры: научить детей принимать совместные решения, побудить к импровизации, поощрить попытки участвовать в коллективном разговоре, развить творческое воображение.
Суть игры:
“Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки, и поэтому приглашаю вас в необычное путешествие по сказкам. Помогут вам мои друзья, разноцветные клубочки.
Счастливого пути!
Волшебник”
К письму прилагается план-схема путешествия по сказкам. Маршрут путешествия обозначен цветными стрелками, соответствующими цвету каждого клубочка, который приводит детей в одну из сказок.