СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностного развития ребенка посредством театрализованной игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная игра, как средство обучения,которое позволяет формировать личностное развитие и активность , сферу саморазвития.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностного развития ребенка посредством театрализованной игры.»

Формирование Личностного развития младшего школьника посредством театрализованной игры



Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…”

Б. М. Теплов





1.Тема моей работы

2. Цель работы: обобщение опыта

3. Задачи:

а) познакомить с театрализованной деятельностью.

4. Презентация



За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.

Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, где

  • расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром,

  • изменяется социальный статус

  • увеличивается потребность в самовыражении.

.Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности —процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

  • Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность

  • Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Эффективность этого процесса во многом предопределяется сформированностью коммуникативных навыков. Открытостью к социальным контактам, безконфликтностью поведения, становлению которых способствует выбор деятельности, обеспечивающей непроизвольное. Эмоционально-позитивное освоение социокультурных ценностей. В качестве такого вида деятельности в опыте моей работы использована театрализованная игра.

Специфика театрализованной игры, по мнению Д.В.Менджеринской , состоит в том, что она основана на драматизации литературных произведений( или собственных инсценировок).

Что же такое театрализованная игра?

Театрализованная игра –  Средство обучение, которое позволяет формировать умение вести диалог со сверстниками и является важной стороной социального, личностного развития ребенка, сферой его саморазвития и активности.

Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений ( сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).





Значение театрализованной игры для развития детей

Театрализованные игры являются важнейшим средством нравственного, эстетического, умственного развития. Способствуют обогащению социального опыта и мотивационно-потребительской сферы личности:

  1. Развивает художественный вкус, творческие способности, и выразительность речи;

  2. Формирует коммуникативные навыки;

  3. Формирует чувство коллективизма;

  4. Развивает память, мышление, воображение;

  5. Развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;

  6. Расширяет запас слов, речь;

  7. Развивает эмоциональную сферу в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев;

  8. Приобщает дошкольников к театрализованному, драматическому искусству.

А так же Театральные игры для детей обладают рядом полезных качеств:

  • они способны увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить;

  • игры в первом классе могут выступать как один из способов адаптации ребенка к школьной среде;

  • театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал;

  • они способны развивать у детей познавательные интересы;

  • данные игры для подростков обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности;



Виды театрализованных игр

1.Игры – драматизации, где каждый ребенок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитывают произведение (2-4 раза); для обыгрывания более сложных произведения подбирается иллюстрации, слайды, аудио записи., фильмы, мультфильмы. Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.

2.Игры с настольным театром. Действия с предметам, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет.

Игры детей с различным видами театров – теневой, пальчиковый, «петрушек», бибабо, марионетки. Происходит процесс обучения детей действовать фигурками, сочинять движения и речь героев.

Театрализованные игры

  • Пальчиковый театр

Пальчиковый театр доступен и легко применяется в школе и дома. Фигурки персонажей одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учить общению между взрослыми и сверстниками.

  • Теневой театр

Теневой театр вернее было бы сказать, театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, кальки или картона. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней.

  • Театр Бибабо

Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

  • Настольный театр картинок

  • Настольный театр кукол



Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

Условия для развития детей

  1. Необходимо учить детей с раннего возраста вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.

  2. Развивать интерес и представления к различным видам театров, театрализованной деятельности.

  3. Оснащать театрализованные игры разнообразными костюмами игрушками и другим оборудованием.

  4. Использовать хорошо известные детям произведения с моральной идеей, с персонажами .

Организуя опытную деятельность по изучению воспитательных возможностей театрализованной игры в формировании личностного развития детей, я ориентировалась на методику поэтапного руководства , представленную в исследованиях Е.А Конышевой и определила в своей работе следующие этапы:

  • Подготовительный

  • Обучающий

  • Этап самостоятельной игры

  • Рефлексия

На подготовительном этапе я осуществляла подбор литературных произведений, доступных для понимания детей. Для постановки я брала уже знакомые произведения (русские народные сказки -любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании - речь, напев, мимика, пантомимика) и при первичном прочтении использовала рассматривание иллюстрации к тексту. Существенное значение уделялось выбору произведений, в которых ярко выражено противостояние добра и зла. Основное внимание на данном этапе уделялось анализу произведения с целью определения общих ориентиров детей в оценке его основных героев, обращению к личному опыту , постановке себя на место будущих игровых персонажей. Обсуждение поступков и личностных качеств героев способствует формированию рефлексии .

Обучающий этап проводился по ряду направлений:

  1. Распределение игровых ролей

  2. Озвучивание готовых диалогов (диалоговый экспромт, диалоговые упражнения:

а)изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки

б) читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д.)

в) этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие- он помогает привить навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

  1. Подготовка декораций( их изготовление)

  2. Изготовление атрибутов (костюмов, масок, кукол и т.д)

Эта работа способствовала формированию коммуникативных способностей детей: умение договариваться о предстоящей работе, распределение ролей, оформление пригласительных билетов, - все это побуждало необходимость учитывать разные мнения в ходе реализации общей цели – подготовки спектакля. Хотелось бы отметить что на этом этапе важную роль играет помощь родителей .



Третий этап связан с инсценированием литературного текста и его дальнейшей творческой обработкой. Именно на этом этапе происходило формирование нестереотипного , творческого мышления, воображения, нравственного оценивания и отношение к литературным героям. (Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.)





Последний этап –рефлексии- создает условия для осознания вклада каждого ребенка в достижении общего результата.



Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов

Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

Учитывая огромный воспитательный потенциал театрализованных игр в личностном развитии учащихся начальной школы, я считаю необходимым продолжение этой работы и на дальнейших этапах обучения.



















Список использованной литературы:

1. «От игры к самовоспитанию",-С.Шмаков, Н.Безбородова.

2. Гладышева .Н. Театрализованная деятельность в начальной школе

3. Школьная педагогика, - С.А. Козлова, Т.А. Куликова.

4. «Путь к волшебству», - Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.

5. Психология, - Р.С.Немов

6. Развитие детского творчества и игрового замысла. МенджерицскаяД.Б.– М., 1983





























Приложение

Театральные игры для младших школьников



1. Слушай хлопки! (для, детей 7-8лет)

Цель игры: Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.



2. Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!".

Цель игры: научить детей принимать совместные решения, побудить к импровизации, поощрить попытки участвовать в коллективном разговоре, развить творческое воображение.

Суть игры: ведущий с помощью считалки выбирает одного водящего, которого выводят из комнаты. Далее ребята договариваются между собой, что и как они будут изображать. Потом водящий заходит в комнату и спрашивает у ребят: "Где вы были, девочки и мальчики? Что делали?". Дети отвечают: "Где были — мы не скажем, а вот что делали — покажем!". И после этих слов дети начинают показывать различные действия, которые они придумали. Задача ведущего в процессе игры советовать, что и как можно изображать. 

  1. Игра Волшебное Письмо: 

Цель игры: научить детей принимать совместные решения, побудить к импровизации, поощрить попытки участвовать в коллективном разговоре, развить творческое воображение.

Суть игры:

“Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки, и поэтому приглашаю вас в необычное путешествие по сказкам. Помогут вам мои друзья, разноцветные клубочки.

Счастливого пути!

Волшебник”

К письму прилагается план-схема путешествия по сказкам. Маршрут путешествия обозначен цветными стрелками, соответствующими цвету каждого клубочка, который приводит детей в одну из сказок.