МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №155» г.Новосибирск
Выступление на МО учителей начальных классов
«Формирование навыков смыслового чтения как условие достижения планируемых результатов ФГОС НОО».
2020
Ход семинара
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех собравшихся .
Тема моего выступления «Формирование навыков смыслового чтения как условие достижения планируемых результатов ФГОС НОО».
- Очень надеюсь, что вы возьмёте себе в методическую копилочку некоторые приёмы, которые я использую на уроках.
Информационный блок.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения.
Таким образом, навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.
Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.
Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Сегодня на семинаре хотелось бы остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.
Рассмотрим более подробно несколько методических приемов, которые можно использовать на любом уроке.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
2. Приём «Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
3. Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
4. Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.
5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума» Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
6. Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
7. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
8. Приём «Кластер»
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
9. Приём «Ключевые слова»
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
10. Приём «Верные и неверные утверждения»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
11. Приём «Верите ли вы…»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
12. Приём «Синквейн»
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы).
13. Составление/ разгадывание кроссворда.
14.Составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
15.Таблица «Что, где, когда, почему»
16.Составление интеллект-карты.
Успешность освоения речемыслительными навыками смыслового чтения оценивается с помощью контрольно-измерительных материалов, составленных на основе предметных и метапредметных знаний и умений. На основе этих материалов составляются школьные итоговые комплексные работы, Всероссийские проверочные работы.
Чтобы учащиеся успешно справлялись с этими заданиями, необходимо начинать работу по развитию разных видов смыслового чтения с 1 класса на уроках и во внеурочной деятельности.
На уроках литературного чтения активно можно использовать вопросно-ответные упражнения (ромашка Б. Блума):
Такие как:
Простые вопросы
Как звали главного героя? Куда отправился герой ?
Уточняющие вопросы
Правда ли что… Я правильно понял, то….
Объясняющие вопросы
Почему?
Творческие вопросы
Что бы произошло, если…
Оценочные вопросы
Что лучше? Как вы относитесь?
Практические вопросы
Как бы я поступил, если….
8