СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных УУД на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных УУД на уроках физики»

Формирование регулятивных УУД на уроках физики. Родионова Юлия Валерьевна учитель физики, информатики МБОУ «Полевской лицей»

Формирование регулятивных УУД на уроках физики.

Родионова Юлия Валерьевна

учитель физики, информатики

МБОУ «Полевской лицей»

Регулятивные УУД Регулятивные УУД-это действия по самоуправлению познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека.  [Леонтьев А.А.,1997 г]

Регулятивные УУД

  • Регулятивные УУД-это действия по самоуправлению познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека.

[Леонтьев А.А.,1997 г]

Приемы целеполагания Проблемная ситуация Домысливание Исключение Группировка Ситуация яркого пятна Подводящий диалог Работа над понятием Моделирование жизненной ситуации Пословицы, поговорки, загадки

Приемы целеполагания

  • Проблемная ситуация
  • Домысливание
  • Исключение
  • Группировка
  • Ситуация яркого пятна
  • Подводящий диалог
  • Работа над понятием
  • Моделирование жизненной ситуации
  • Пословицы, поговорки, загадки
 Рассмотрим отработку этапа целеполагания на примере фрагмента урока по теме «Сила тяжести», 7 класс. Я предлагаю детям рассмотреть рисунок . Что там изображено? (Ньютон и яблоко)

Рассмотрим отработку этапа целеполагания на примере фрагмента урока по теме «Сила тяжести», 7 класс.

Я предлагаю детям рассмотреть рисунок . Что там изображено? (Ньютон и яблоко)

И затем задаю им вопросы: как вы думаете, почему яблоко упало?   Дети выдвигают гипотезы, которые можно записать их на доске.   Далее я предлагаю провести следующие эксперименты: бросить развернутый лист бумаги одновременно с ластиком, затем лист бумаги смять в комок и повторить опыт. Попытаться «взлететь» со стула к потолку. Каковы результаты? – спрашиваю и даю им короткое пояснение. Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду моря и океаны, дома, спутники и т.п. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести. Затем я предлагаю детям сформулировать тему урока и задачи, которые стоят перед ними. Таким образом, на данном этапе отрабатывается регулятивное учебное действие – умение поставить цель.  

И затем задаю им вопросы: как вы думаете, почему яблоко упало?

 

Дети выдвигают гипотезы, которые можно записать их на доске.

 

Далее я предлагаю провести следующие эксперименты:

бросить развернутый лист бумаги одновременно с ластиком, затем лист бумаги смять в комок и повторить опыт.

Попытаться «взлететь» со стула к потолку.

Каковы результаты? – спрашиваю и даю им короткое пояснение.

Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду моря и океаны, дома, спутники и т.п. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести.

Затем я предлагаю детям сформулировать тему урока и задачи, которые стоят перед ними.

Таким образом, на данном этапе отрабатывается регулятивное учебное действие – умение поставить цель.

 

Приемы планирования: Обсуждение готового плана решения учебной задачи; Работа с деформированным планом решения учебной задачи; Использование плана с недостающими или избыточными пунктами; Составление своего плана решения учебной задачи

Приемы планирования:

  • Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • Составление своего плана решения учебной задачи
 Формирование способностей планировать и прогнозировать рассмотрим на примере фрагмента этого же урока по теме «Сила тяжести», 7 класс Я предлагаю детям внимательно посмотреть на экран и задаю им вопрос: «Как вы думаете, от чего может зависеть сила тяжести?»

Формирование способностей планировать и прогнозировать рассмотрим на примере фрагмента этого же урока по теме «Сила тяжести», 7 класс

Я предлагаю детям внимательно посмотреть на экран и задаю им вопрос: «Как вы думаете, от чего может зависеть сила тяжести?»

Вместе с учащимися ставится учебная задача: « Исследование силы тяжести». Цель:  установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы.   Учащиеся предлагают варианты проведения исследования и решения задачи,  определяют последовательность промежуточных целей, прогнозируют конечный результат; составляют план и определяют последовательность действий.   Вариант проведения исследования Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально. К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза. Результаты измерений занесите в таблицу.  

Вместе с учащимися ставится учебная задача: « Исследование силы тяжести».

Цель:  установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

 

Учащиеся предлагают варианты проведения исследования и решения задачи, определяют последовательность промежуточных целей, прогнозируют конечный результат; составляют план и определяют последовательность действий.

 

Вариант проведения исследования

Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально.

К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза.

Результаты измерений занесите в таблицу.

 

Число грузов          1          Масса, кг          2            Сила ?,  Н          3                       4                    Следующие пункты плана вносим вместе. 4. Результаты представьте графически. 5. Сделайте вывод. 6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта. 7. Сделайте вывод.   Далее я рассказываю о коэффициенте пропорциональности. Данный коэффициент пропорциональности g различен для различных широт. Относится к важнейшим физическим величинам.   Затем учащиеся делают основные выводы по теме урока: 1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе. 2. Коэффициент пропорциональности g.  

Число грузов

         1         

Масса, кг

         2         

 

Сила ?,  Н

         3         

 

 

         4         

 

 

 

 

 

Следующие пункты плана вносим вместе.

4. Результаты представьте графически.

5. Сделайте вывод.

6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта.

7. Сделайте вывод.

 

Далее я рассказываю о коэффициенте пропорциональности.

Данный коэффициент пропорциональности g различен для различных широт. Относится к важнейшим физическим величинам.

 

Затем учащиеся делают основные выводы по теме урока:

1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе.

2. Коэффициент пропорциональности g.

 

Это исследование позволяет учащимся пройти следующие этапы: постановка учебной задачи; решение экспериментальной задачи: сборка экспериментальной установки, измерение, запись результатов  в табличной и графической форме, их анализ, вывод; выход на частные случаи с последующим их решением. К концу 7 класса учащиеся уже самостоятельно могут разработать план выполнения эксперимента и прогнозировать его результат.

Это исследование позволяет учащимся пройти следующие этапы: постановка учебной задачи; решение экспериментальной задачи: сборка экспериментальной установки, измерение, запись результатов  в табличной и графической форме, их анализ, вывод; выход на частные случаи с последующим их решением.

К концу 7 класса учащиеся уже самостоятельно могут разработать план выполнения эксперимента и прогнозировать его результат.

    Приемы оценки:     Прием «задания – ловушки»; Прием «перепутанные логические цепочки»; Прием «умные вопросы»; Прием «лесенка»; Прием «светофор»; Приём «дерево успеха» ; Приём «лист самоконтроля».

Приемы оценки:  

  • Прием «задания – ловушки»;
  • Прием «перепутанные логические цепочки»;
  • Прием «умные вопросы»;
  • Прием «лесенка»;
  • Прием «светофор»;
  • Приём «дерево успеха» ;
  • Приём «лист самоконтроля».
 Прием «задания – ловушки»   ( умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок)    Я предлагаю следующую задачу:  « По данному рисунку определить цену деления и объем налитой жидкости» Петя и Дима предложили следующие способы решения   Решение Пети: Решения Димы:  ц.д=(40-20):5=4 мл ц.д=(40-20):4=5 мл  Vж =40+4=44 мл Vж=41 мл   Сравни ответы Пети и Димы. Кто из ребят достиг  поставленной цели? Кто из ребят допустил ошибки?  Исправь их.  

Прием «задания – ловушки» ( умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок) Я предлагаю следующую задачу: « По данному рисунку определить цену деления и объем налитой жидкости» Петя и Дима предложили следующие способы решения

Решение Пети: Решения Димы: ц.д=(40-20):5=4 мл ц.д=(40-20):4=5 мл Vж =40+4=44 мл Vж=41 мл Сравни ответы Пети и Димы. Кто из ребят достиг поставленной цели? Кто из ребят допустил ошибки? Исправь их.

 

Лист самоконтроля по теме «Электрические явления» Понятия, умения Знаю Определение электрического тока   Условия существования электрического тока Умею   Определение источника тока   Хотел(а) бы знать (научиться)     Устройство и принцип действия простейших источников тока   Определение электрической цепи, её составные части.             Изображение на схеме электрической цепи   Умение читать электрические схемы           Какое направление электрического тока считается положительным?   Как можно обнаружить электрический ток (действия тока)?           Сборка простейшей электрической цепи по схеме       Определение силы тока, её единица измерения, формула для её определения     Правила подключения амперметра   Умение измерять силу тока с помощью амперметра             Умение решать задачи на нахождение силы тока, количества заряда.            

Лист самоконтроля по теме «Электрические явления»

Понятия, умения

Знаю

Определение электрического тока

 

Условия существования электрического тока

Умею

 

Определение источника тока

 

Хотел(а) бы знать (научиться)

 

 

Устройство и принцип действия простейших источников тока

 

Определение электрической цепи, её составные части.

 

 

 

 

 

 

Изображение на схеме электрической цепи

 

Умение читать электрические схемы

 

 

 

 

 

Какое направление электрического тока считается положительным?

 

Как можно обнаружить электрический ток (действия тока)?

 

 

 

 

 

Сборка простейшей электрической цепи по схеме

 

 

 

Определение силы тока, её единица измерения, формула для её определения

 

 

Правила подключения амперметра

 

Умение измерять силу тока с помощью амперметра

 

 

 

 

 

 

Умение решать задачи на нахождение силы тока, количества заряда.

 

 

 

 

 

 

Приемы контроля: Сверка с образцом (готовым ответом); Выполнение задания по алгоритму; Взаимоконтроль; Подборка нескольких способов –выполнения задания и выбор самого рационального.

Приемы контроля:

  • Сверка с образцом (готовым ответом);
  • Выполнение задания по алгоритму;
  • Взаимоконтроль;
  • Подборка нескольких способов –выполнения задания и выбор самого рационального.
 Приём «найди ошибку», взаимопроверка  ( Умение осуществлять контроль выполнения действий) Форма выполнения задания:  индивидуальная и работа в парах. Карточка – задание. Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло. 1. Электрический заряд можно делить бесконечно. 2. Протон – это частица, не имеющая заряда. 3. Атом в целом имеет положительный заряд. 4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается. 5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны. 6. Атомы всех химических элементов одинаковы. 7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов. После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.

Приём «найди ошибку», взаимопроверка ( Умение осуществлять контроль выполнения действий)

Форма выполнения задания:  индивидуальная и работа в парах.

Карточка – задание.

Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло.

1. Электрический заряд можно делить бесконечно.

2. Протон – это частица, не имеющая заряда.

3. Атом в целом имеет положительный заряд.

4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.

5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.

6. Атомы всех химических элементов одинаковы.

7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.

После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.

 Рассмотрим, экспериментальную задачу. Где на каждом этапе её решения мы можем формировать все регулятивные УУД. Пример задачи :   Вычислить массу алюминиевой ложки, если при ее нагревании в стакане с чаем от 25 до 85 градусов Цельсия, она получила 528 Дж теплоты.   Решение .  Наглядно: чашка с чаем, в который опускают ложку либо визуализировать процесс. Предложите план решения  (планирование)   Если трудно, то наводящие вопросы: Что происходит? Какова может быть масса ложки (несколько грамм или килограмм)?  (прогнозирование).  Как математически связано количество теплоты при нагревании с массой вещества?  – (самоконтроль: знаю ли я формулу?)

Рассмотрим, экспериментальную задачу. Где на каждом этапе её решения мы можем формировать все регулятивные УУД.

Пример задачи :   Вычислить массу алюминиевой ложки, если при ее нагревании в стакане с чаем от 25 до 85 градусов Цельсия, она получила 528 Дж теплоты.  

Решение .  Наглядно: чашка с чаем, в который опускают ложку либо визуализировать процесс. Предложите план решения  (планирование)  

Если трудно, то наводящие вопросы: Что происходит? Какова может быть масса ложки (несколько грамм или килограмм)?  (прогнозирование). 

Как математически связано количество теплоты при нагревании с массой вещества?  – (самоконтроль: знаю ли я формулу?)

Если нет, предлагаю найти в учебнике, в записях в тетради:  (волевая саморегуляция и способность к преодолению препятствий) Записывают формулу, которая описывает процесс нагревания. Определиться с известными и неизвестными величинами, выразить из формулы неизвестную величину. Вычислить значение  и оценить его реальность .(контроль и сравнение) Проанализировать, какие этапы решения задачи вызвали затруднение. Над чем нужно работать? Если ответ нереален, найти ошибку в решении ( коррекция .)

Если нет, предлагаю найти в учебнике, в записях в тетради:  (волевая саморегуляция и способность к преодолению препятствий)

Записывают формулу, которая описывает процесс нагревания.

Определиться с известными и неизвестными величинами, выразить из формулы неизвестную величину. Вычислить значение  и оценить его реальность .(контроль и сравнение)

Проанализировать, какие этапы решения задачи вызвали затруднение. Над чем нужно работать? Если ответ нереален, найти ошибку в решении ( коррекция .)

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.  Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания. 

Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!