СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ»

Формирование ЗОЖ на уроках ОБЖ

выступление на РМО преподавателей-организаторов ОБЖ

16 марта 2020г.

Рогов Андрей Владимирович,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ «Касторенская СОШ№ 1»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по предмету основы безопасности жизнедеятельности дано описание портрета выпускника школы с указанием характеристик в области безопасности жизнедеятельности раздела «Основы здорового образа жизни» (основы ЗОЖ).

В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен

1. выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (начальное общее образование ),

2. выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (основное общее образование ),

3. осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (среднее полное общее образование ).

Что может сделать преподаватель-организатор ОБЖ на уроке для сохранения здоровья школьников?

Во-первых, создать необходимые условия для здоровья:

-правильное размещение учащихся при посадке;

-стремиться к достижению соответствия мебели росту ученика;

- проведение физкультминуток;

-использование технических средств обучения в соответствии с САН ПИН;

-введение целесообразного режима учебных занятий учащихся.

Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

Поэтому на уроках необходимо проводить физминутки. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.На первом уроке можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Обязательны упражнения на релаксацию. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Во-вторых, использовать содержание уроков ОБЖ для формирования ЗОЖ. Через уроки ОБЖ у обучающихся формируется культура здорового образа жизни, отношение к своему здоровью как к ценности. На уроках ОБЖ обучающиеся получают навыки управления своим здоровьем, необходимости ведения здорового образа жизни, а также навыки оказания первой помощи и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, культуры межличностных отношений, что немаловажно для сохранения здоровья.

В основе уроков ОБЖ лежат здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья. Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:

-учет возрастно-половых особенностей;

-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная); -использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.

Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей: 
-просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением; 
- выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, нарисуй плакат, сочини правдивую рекламу, составь памятку);

-проведение социологических опросов, анкетирование. 

Практика работы по здоровьесбережению на уроках ОБЖ показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

В программе общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова на изучение раздела 3 «Основы здорового образа жизни» в 5-11 классах отведено 43 часа. В содержание программы заложены темы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

На мой взгляд, этого количества часов явно недостаточно:
-формирование ЗОЖ в школах носит характер акций, разовых мероприятий, нет целостной системы, целостного подхода, должна быть постоянная системная работа;

- отсутствует система критериального оценивания формирования ЗОЖ;
- высокий объем учебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на развивающийся организм.

У преподавателя очень мало времени, для того, чтобы выдать материал по ЗОЖ в необходимом объеме и надежно закрепить у обучающихся знания раздела основ ЗОЖ. Поэтому необходимо изучать раздел ЗОЖ и закреплять знания этого раздела, не только на уроках, но и через другие виды деятельности .

В нашей школе организованы и другие виды деятельности для обучающихся, через которые они могут узнавать дополнительный материал раздела основы ЗОЖ. На классных часах рассматриваются такие вопросы из раздела «Здоровый образ жизни», как «Профилактика ВИЧ, СПИД», вред курения, алкоголя, психотропных и наркотических средств. В школе организованы занятия внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности. Также на базе школы организована работа секций: футбол, баскетбол, волейбол,ОФП. Это способствует укреплению здоровья обучающихся, прививает любовь к спорту и способствует интересу к здоровому образу жизни.

Я в свободное от работы время занимаюсь футболом, волейболом, баскетболом, хоккеем. Считаю, что личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребёнка.

Таким образом, положительный результат в формировании здорового образа жизни обучающихся можно получить, если, обучив основам здорового образа жизни на уроках, закрепить навыки у обучающихся ведения ЗОЖ в повседневной жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!