СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие УУД на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на заседание РМО. Деелимся опытом, наблюдениями с коллегами.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие УУД на уроках русского языка»

МБОУ Ряженская сош



Сообщение на РМО





Методы, приемы и формы формирования и развития личностных УУД на уроках русского языка











Подготовила учитель русского языка и литературы Панченко Ю.В.



2017год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение

  2. Основная часть.



Формирование УУД на уроках русского языка


  1. Проектная деятельность


  1. Нестандартные уроки, игровые технологии


  1. Самостоятельная работа


  1. Работа с таблицами и схемами


  1. Работа со словарными словами


  1. Работа с текстом



  1. Заключение

  2. Приложение (фрагменты уроков)


  1. Список используемой литературы














ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах

I.Введение

Сегодня очевидно, что задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.

Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Актуальность работы заключается в том, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Цель данной работы- анализ методов создания условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, оптимизации условий для получения высокого качества обучения.

Задачи:

  • выявить способы формирования у учащихся основных видов УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка;

  • продемонстрировать методические приемы повышения познавательных способностей к самовыражению и самореализации.

II. Основная часть.

Формирование УУД на уроках русского языка в 5 – 9 классах

В общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий.

Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:

  • методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями);

  • методика использования творческих заданий на уроках с применением программ MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint;

  • Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» - издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др

  1. Проектная деятельность

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.

Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении.

На уроках русского языка используются возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-смысловой компетенций. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

1.2. Нестандартные уроки, игровые технологии

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.

При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным и ярким урокам.

Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы являются помощниками в обучении.

Также интерактивные методы и приёмы используются и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности

  1. Нестандартные уроки, игровые технологии

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

Из нестандартных заданий можно отметить следующие:

  • "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

  • "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля»;

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);

-Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).

Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.

- Она пуще неволи.

- Суп, сваренный Демьяном.

- Мельник, работающий неделями.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи.

Вопросы проблемного характера.

Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание «Бывайте здоровы» может обидеть вашего друга, а слова «Передавайте привет сестре» вызвать удивление?

- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):

  • работать с научно-популярной литературой и справочниками;

  • анализировать языковые единицы;

  • формулировать выводы;

  • составлять текст (сообщения, реферата, доклада);

  • давать развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос;

  • писать сочинение на лингвистическую тему;

  • проводить исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?

- Зачем нужны архаизмы?

Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)

- Покой морфемам только снится. В гостях у Омонимов.

- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).

- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).

- Быть или не быть Собственным?


Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести: редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);

подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;

упражнения с выборочным ответом

Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:

- Мы поражались его поразительной памяти.

Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.




  1. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.

  • Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.

  • По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.

  • Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).

  • В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).

  • Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Пример работы в парах:

- В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы «Лексика».

- Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.

- Какие слова относятся к общеславянской лексике?

- Какие группы славянских языков появляются в результате распада общеславянского языка?

- На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?

- Что такое заимствованные слова? и др.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.

Часто на уроках используют словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

  1. Работа с таблицами и схемами

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.

На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера (например, корни с чередованием гласных, О-Е после шипящих и Ц).

  1. Работа со словарными словами

Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами.

Очень часто мы говорим своим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить

Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:

  1. Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает затруднение.

  2. Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам.

  3. Подбор слов по сходству их звучания.

  4. Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.

  5. Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.

  6. Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы.

  7. Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.

  8. Одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений.

Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

  1. Работа с текстом

Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом поставила перед собой следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,

способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

единиц.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

• комплексная работа с текстом;

• лингвостилистический анализ текста;

• «самодиктанты»;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• различные виды диктантов;

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• работа с текстами-миниатюрами;

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.

  1. Заключение

Необходимость формирования УУД очевидна.

Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.

В результате работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.

Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе;

  • прочное и неформальное усвоение знаний;

  • повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

























Приложение

1. Создание проблемной ситуации

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)


- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

2. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

•Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

•Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

•Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

•Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

3 . Работа с текстом

Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

4. Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

Герасим

Портрет

Описание каморки

Отношение к Му-му

Отношение к барыне

Отношение с дворовыми

Отношение с Татьяной.

5. Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек






















  1. Список используемой литературы

  1. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995

  2. Перминова Л.М. Дидактические условия взаимосвязи школьных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова

  3. Школьные технологии. - 2010. - № 3.. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

  6. "Центр информационных и коммуникационных технологий". Виртуальный методический кабинет. http://59428.edusite.ru/p104aa1.html

  7. Портал 1 сентября http://1sentyabrya.ru/

  8. Социальная сеть работников образования nsportal.ruhttp://1sentyabrya.ru/

  9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/

  10. Фгос.standart.edu.ru