Абуталипов Кадим Джиганьшеевич МКОУ Баклушинская СШ
учитель технологии
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач обучения.
Прием - это составная часть или отдельная сторона метода.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучение умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом дети активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение занятия работает на мотивацию к обучению.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
Проблемный вопрос
Проблемная задача
Проблемная ситуация
Что такое проблемный вопрос?
- это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Вопросы: «Когда идет снег?», «Когда впадает в спячку медведь?» (это -просто вопросы) и они предполагают конкретные ответы на основе знаний детей.
А вопросы «Почему зимой идет снег?», «Почему медведь спит зимой?»
- являются проблемными вопросами т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы - это вопросы «почему?», «зачем»? как если? для чего?
Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.
Что такое проблемная задача?
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Например:
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Что такое проблемная ситуация?
Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
Познавательная деятельность;
Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Например:
Воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: Назовите его? - шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.
Проблемное обучение реализуется особой группой методов, при осуществлении которых создание проблемной ситуации воспитателем и разрешение проблем детьми стали главным условием развития их мышления. В этой теории различают общие и бинарные методы обучения.
Первые из них обобщают определенное множество систем последовательных действий воспитателя и детей во взаимодействии преподавания и учения. Общие методы всегда содержат указания на используемые в процессе обучения средства.
В основе бинарных методов обучения положены два общих признака:
1) методы преподавания;
2) методы учения.
Общая структура методов проблемного обучения:
| Методы проблемного обучения | |
| |
Общие методы | | Бинарные методы | |
| | |
монологический | | Методы преподавания | | Методы учения |
| | | | | | |
показательный | | сообщающий | исполнительный |
| | | | | |
диалогический | | объяснительный | репродуктивный |
| | | | | |
эвристический | | инструктивный | практический |
| | | | | |
исследовательский | | объяснительно-побуждающий | частично-поисковый |
| |
| | | | | |
программированный | | побуждающий | поисковый |
| | | |
алгоритмический | |
Анализ общих методов проблемного обучения позволил структурировать формы, а также функции воспитателя в образовательном процессе, направленном на разрешение проблемных ситуаций.
Основные характеристики общих методов проблемного обучения:
Метод обучения | Форма обучения | Роль воспитателя |
Метод монологического изложения | Рассказ | Объясняет сущность новых понятий, фактов, дает детям готовые выводы науки, но реализует эти действия в условиях проблемной ситуации |
Методы рассуждающего изложения | Эвристическая беседа | Первый вариант – анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения, создавая проблемную ситуацию. Второй вариант – излагая новую тему, пытается действовать путем поиска и открытия ученого, т.е. он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса |
Метод диалогического изложения | Поисковая беседа, рассказ | Воспитатель создает проблемную ситуацию, ставит проблему и решает её помощью детей. Учащиеся активны в выдвижении предположений и доказательстве гипотез |
Метод эвристических заданий | Сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий | Продумывает систему проблемных вопросов, которые вызывают интеллектуальные затруднения и целенаправленный Мыслительный поиск, т.е. открытие закона, правила и других нововведений совершается самими детьми под руководством и с помощью воспитателя |
Метод исследовательских заданий | Эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы конструирование и моделирование | Ставит перед учащимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности, организуя детей к совершению логических операций, направленных на раскрытие сущности нового понятия или закона |
Метод программированных заданий | Самостоятельная исследовательская деятельность | Готовит особым образом составленные дидактические средства, ориентирующие детей на приобретение новых знаний |
Бинарные методы обучения:
Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение воспитателя фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих образовательную деятельность дошкольника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа воспитателя, заучивание изложенных воспитателем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения воспитателем фактов данной науки, их описание и объяснения.
Репродуктивный метод учения - система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания образовательного материала.
Инструктивный метод преподавания. Воспитатель инструктирует детей, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности детей.
Практический метод учения предполагает практические и физические умения детей как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:
а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.
б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ребенка к самостоятельным действиям поискового характера. Образовательный материал частично объясняется воспитателем, а частично дается детям в виде
проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений воспитателя ребенком с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом преподавания называется деятельность воспитателя, которая побуждает активную умственную деятельность ребенка.
Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.
В каждом конкретном случае воспитатель сам решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.
А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.
Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.