СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол ( урок закрепления) Прошедшее время глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование формы прошедшего времени глагола.

Просмотр содержимого документа
«Глагол ( урок закрепления) Прошедшее время глаголов.»

Русский язык Тема урока : «Глагол» 4 класс( урок закрепления) Прошедшее время  Автор: Овчинникова С.В. Учитель начальных классов МАОУ « Лицей №28 имени академика Б.А.Королева»

Русский язык

Тема урока : «Глагол»

4 класс( урок закрепления)

Прошедшее время

Автор: Овчинникова С.В.

Учитель начальных классов

МАОУ « Лицей №28

имени академика Б.А.Королева»

Кла сс ная р а бота. Минутка чистописания

Кла сс ная р а бота.

Минутка чистописания

 Сл о варная р а бота  Спиши ,вставив пропущенные буквы:  Вид…ть, ненавид…ть, слыш…ть, кле…ть, здра…ствовать, та…ть, чу…ствовать, слуш…ть.  Проверь себя:  Вид е ть, ненавид е ть, слыш а ть, кле и ть, здра в ствовать, та я ть, чу в ствовать, слуш а ть.

Сл о варная р а бота

Спиши ,вставив пропущенные буквы:

Вид…ть, ненавид…ть, слыш…ть, кле…ть, здра…ствовать, та…ть, чу…ствовать, слуш…ть.

Проверь себя:

Вид е ть, ненавид е ть, слыш а ть, кле и ть, здра в ствовать, та я ть, чу в ствовать, слуш а ть.

 Вспомним:    1.Что такое инфинитив?   Ответ:   Инфинитив - это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? 2.Какие глаголы обозначают действие, которое уже произошло, совершено до момента речи.        Ответ:  Это глаголы прошедшего времени. 3.На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени  Ответ: Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: «что сделал?», «что делал?» и др.

Вспомним:

1.Что такое инфинитив?

Ответ:

Инфинитив - это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

2.Какие глаголы обозначают действие, которое уже произошло, совершено до момента речи. 

Ответ:

Это глаголы прошедшего времени.

3.На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени

Ответ:

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: «что сделал?», «что делал?» и др.

 Вспомним:    4. Как образуются глаголы прошедшего времени? Ответ:   Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы с помощью суффикса -л-.   5. Как изменяются глаголы прошедшего времени?    Ответ:   Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.  6. Спрягаются ли глаголы прошедшего времени? Ответ: Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам)

Вспомним:

4. Как образуются глаголы прошедшего времени?

Ответ:

Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы с помощью суффикса -л-.

5. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Ответ:

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

6. Спрягаются ли глаголы прошедшего времени?

Ответ:

Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам)

 7.Как узнать, какой гласный следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени?   Ответ:   В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л пишут тот же суффикс, что и в инфинитиве (неопределённой форме этого глагола). Написание некоторых слов в неопределённой форме нужно запомнить. От данных ининитивов образуй   глагол в форме прошедшего  времени мужского рода: сеять колоть тянуть дышать хотеть Проверь себя Се я ть - се я л Кол о ть - кол о л Тян у ть - тян у л Дыш а ть - дыш а л Хот е ть - хот е л

7.Как узнать, какой гласный следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени?

Ответ:

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л пишут тот же суффикс, что и в инфинитиве (неопределённой форме этого глагола). Написание некоторых слов в неопределённой форме нужно запомнить.

От данных ининитивов образуй

глагол в форме прошедшего

времени мужского рода:

сеять

колоть

тянуть

дышать

хотеть

Проверь себя

Се я ть - се я л

Кол о ть - кол о л

Тян у ть - тян у л

Дыш а ть - дыш а л

Хот е ть - хот е л

        Глаголы в скобках запиши в прошедшем времени. Выдели суффиксы глаголов. Укажи их число и род. Я (отправиться) на прогулку. От реки (веять) лёгкой прохладой. У самого берега я (увидеть) стайку рыбок и (бросить) в них камешек. Рыбки (уплыть). Где-то (квакать) лягушки. Проверь себя:

Глаголы в скобках запиши в прошедшем времени. Выдели суффиксы глаголов. Укажи их число и род.

Я (отправиться) на прогулку. От реки (веять) лёгкой прохладой. У самого берега я (увидеть) стайку рыбок и (бросить) в них камешек. Рыбки (уплыть). Где-то (квакать) лягушки.

Проверь себя:

Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени. Выдели окончания и определи род и число глаголов.   1 ) Лес, море, река, дети (шуметь).  2) Месяц, лампа, солнце, (светить).  3) Класс, школа, здание, коридоры (опустеть).  Проверь себя:

Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени. Выдели окончания и определи род и число глаголов.

1 ) Лес, море, река, дети (шуметь).

2) Месяц, лампа, солнце, (светить).

3) Класс, школа, здание, коридоры (опустеть).

Проверь себя:

Разбери по составу глаголы прошедшего времени :   Захлопал, подарила ,выкатила, осветило, засыпали, нарезал, поспорили, застучало.  Проверь себя:               Почему суффикс Л не входит в основу слова? Ответ: Суффикс  - л  - в глаголах прошедшего времени является формообразующим, то есть образует не новый глагол, а форму прошедшего времени. 

Разбери по составу глаголы прошедшего времени :

Захлопал, подарила ,выкатила, осветило, засыпали, нарезал, поспорили, застучало.

Проверь себя:

Почему суффикс Л не входит в основу слова?

Ответ:

Суффикс  - л  - в глаголах прошедшего времени является формообразующим, то есть образует не новый глагол, а форму прошедшего времени. 

          Самостоятельная работа  Спиши текст, поставив глаголы в форму прошедшего времени. Мы уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой- то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, звучит ревнивая песня зяблика. Изумрудные лягушки прыгают под ногами. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост.     Проверь себя :

Самостоятельная работа

Спиши текст, поставив глаголы в форму прошедшего времени.

Мы уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой- то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, звучит ревнивая песня зяблика. Изумрудные лягушки прыгают под ногами. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост.

    Проверь себя :

            Рефлексия   Мне всё понятно    Мне все понятно, но надо  ещё потренироваться    Ничего не понятно

Рефлексия

Мне всё понятно

Мне все понятно, но надо

ещё потренироваться

Ничего не понятно

          Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!