СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные звуки и буквы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные звуки и буквы»

Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема: "Гласные звуки и буквы".

Цель:

  1. Закрепить знания о гласных звуках и буквах ;

  2. Закрепить навыки грамотного письма;

  3. Совершенствовать навыки написания букв и соединений.



1.Организационный момент.



- Ребята, перед вами разноцветные, яркие, улыбающиеся шарики. Если ваше настроение сейчас такое же радужное, напишите свое имя на любом понравившемся шарике. Шарики настроения будут с нами до конца урока.(Магниты)

2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Чистописание:

л м и я ли ип

липка

- Назовите буквы правильно.

- Какие из них гласные?

- Согласные?

- Какой элемент общий у всех букв?(короткая наклонная линия с закруглением вправо).

- Напишите эти буквы в соединении с буквами л и п.

- Прочитайте слово. Старайтесь писать безотрывно.

- Прочитайте стихотворение (на доске):



Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой -

Не ломай меня.



- Теперь прочитайте вот так (показ поочередно карточек со словами строго, с мольбой).

- О чем просит липка? Почему нельзя ломать деревья? (Потому что деревья приносят пользу, они часть природы, а природу нужно беречь.)



- Сколько слогов в слове липка?(2)

- Как определили?(в слове 2 гласных звука - и, а).

- Подчеркните их.

- Догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-(О гласных звуках и буквах)

- Чему будем учиться?(Будем учиться находить в слове гласные буквы, делить слова на слоги, ставить ударение, правильно записывать слова и предложения, еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах)

- Еще раз уделим особое внимание буквам е,ё,ю,я и узнаем,откуда в наш язык пришли слова с буквой э.

- Давайте вспомним все, что знаем о гласных . Ответить вам поможет эта схема.

слайд 1

1) - Гласный звук состоит только из голоса. Слово гласный от слова голос, глас.

слайд 2

2) - При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречает никаких препятствий.



Ученик:

- Я знаю загадку.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …



слайд 3

3) - Гласные в слове образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

слайд 4

- Назовите гласные звуки. Сколько их?(6)

- Назовите гласные буквы. Сколько их?(10) Чего больше, букв или звуков? На сколько больше?(на 4)

-Детский писатель Андрей Усачёв заметил эту разницу и написал стихотворение:

Ученик:

-Я, ребята, признаю:

Нет такого звука Ю.

И открытие моё

То, что нету звука Ё.

Заодно скажу, друзья,

Так же нет и звука Я.

И, прошу поверить мне,

Нет на свете звука Е.





слайды 5,6

- Что вы можете сказать об этих буквах?

- Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь. (Например...)

- Что еще могут обозначать гласные буквы?

- Твердость или мягкость согласного звука.



3.Работа по теме урока.

1)Работа по учебнику.

- Сейчас мы понаблюдаем за этим, выполнив упр.8

Упр.8.

- Прочитайте слова в столбиках.

- Назовите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.

- Прочитайте 2-е задание к упражнению.

Выполняется только 2-е задание по 3-м вариантам.

(3 человека у доски)


Словарная работа.


- Прочитайте последнее задание к упражнению.

- Давайте посмотрим значение слова в словаре. В каком?

- Это слово многозначное или однозначное?



слайд 7


Ученик


Пенка молока парного
Ароматной строчкой на губах.
Запах сена, золото соломы,
Песни соловьиные в садах.
Малой речки плавные изгибы,
Даль в туманной дымке чуть видна…
Малой капелькой в величии России
Милая для сердца сторона.



-Какое место в слове является опасным??

(- Безударная гласная е в первом слоге)

- Запишите в словарики, вместе с транскрипцией(учитель пишет на доске), поставьте ударение.

- Составьте предложение с этим словом. Вам поможет эта схема:


________ ________ ________ ________ . (на доске)


Физкультминутка( видео)



2)Работа по карточкам(в группах, парах, по силам).



- Перед вами карточки. Из 3-х заданий выберите 1, наиболее интересное и посильное для вас каждого из вас ( по силам).

(В процессе работы дети подходят друг к другу, советуются, оказывают взаимопомощь, предлагают дополнительные задания).

Задание 1.


 Спиши предложение. Из какой сказки оно? Подчеркни гласные буквы.


Пришла лиса в гости к журавлю.


Задание 2.


Выпиши слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.


Ясли, дыня, зёрна, ёжик, ель, тень, июнь, люстра.


Задание 3.


Прочитай текст. Озаглавь его.


Дети пришли в рощ. . Там было вес.ло и шумно.


Докажи, что это текст. Озаглавь его. Назови пропущенные буквы. Объясните, какие звуки они обозначают. Спиши, вставляя пропущенные буквы.


Проверка. Слайды.




(Последним проверяется задание 1)

- Вспомнили сказку? Расскажите коротко. Как понимаете выражение не солоно хлебавши.


- "Лиса и Журавль" - русская народная сказка. Какие еще сказки бывают?(Авторские). Приведите примеры.(Выставка книг).


Упр.9


- В упражнении 9 тоже представлен отрывок из сказки. Прочитайте текст и скажите, из какой .("Дюймовочка")

- Кто автор сказки?(Г.- Х. Андерсен)

- Кто такие эльфы?

- Слово эльфы иноязычное, как и все слова, в которых есть буква э. Слово эльфы пришло к нам из немецкого языка.


Физкультминутка.


- Эльфы похожи на бабочек. У нас есть такая разминка. Кого попросим провести?(Алина)


- Ответьте на вопрос упражнения.

-Выполним задание к упражнению. Прочитайте его. Напишите предложение. Какие буквы подчеркнем?


Ученик

- Я знаю слово с буквой э, которое пришло к нам из английского языка.

Экология. От англ. эколоджи. Мы в начале урока говорили, что надо беречь природу. Экология - это наука о чистоте природы.



5. Работа в тетради с печатной основой.

С.32, упр.5.


- В продолжении разговора о природе прочитаем выразительно стихотворение Г. Сапгира на с.32 тетрадей с печатной основой.


Слайд.


- Страус эму живет в Южной Америке(учитель показывает на глобусе).

- Это животное теплых стран или холодных, как вы думаете?(Это животное теплых стран).

- Прочитайте задание к упражнению.

- Какие слова выпишем?(эму, Эмма, эскимо)

- Как напишем слово Эмма?

- Почему?

Ученики могут предложить примеры имен на букву Э.

- Давайте вернемся на с. учебника и посмотрим в упр. 11, какие еще слова с буквой э пришли к нам из других языков.


4. Итог урока.

- Ребята, вам понравился урок? Давайте еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах, только уже без схемы. Хотелось бы послушать мнение экспертов. Кто получает сегодня это право? Как считаете? (Несколько учеников, выбранных одноклассниками, получают табличку "эксперт" и отвечают на вопрос по очереди).


5. Рефлексия. (Рефлексивный экран, самооценка деятельности).































Технологическая карта урока русского языка по теме "Гласные звуки и буквы".



Целевой блок

Тема

Гласные звуки и буквы

Комментарии

Цель

Формировать УУД:


Личностные:


Регулятивные:




 Коммуникативные:




Познавательные:




Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.


Осуществление познавательной рефлексии.


Развитие умения слушать и понимать других.


  1. Закрепить знания о гласных звуках и буквах ;

  2. Закрепить навыки грамотного письма;

  3. Совершенствовать навыки написания букв и соединений.



Планируемые результаты

Предметные:












Личностные:




Метапредметные:





Регулятивные:


Коммуникативные УУД:









Познавательные УУД:




  1. Называют звуки, из которых состоит слово;

  2. Называют слово по его звукобуквенному составу;

  3. Делят слова на слоги;

  4. Ставят ударение;

  5. Определяют роль гласных букв;

  6. Используют правильное начертание букв.


Осознают роль языка в речи людей и их жизни.


Учатся сопоставлять изображенные на картине объекты природы с тем что, они наблюдают в действительности.


Учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом;


  1. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи;

  2. Слушают и понимают речь других.




  1. Ориентируются в рабочей тетради;

  2. Находят ответы на вопросы в иллюстрациях;

  3. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:


Способствовать развитию:



Воспитывать:

создать условия для закрепления знаний о гласных звуках и буквах;

фонематического слуха, мелкой моторики;


стремление к самостоятельному овладению знаниями;

Тип урока

Урок - обобщение


Учебно-методический комплекс

«Школа России»


Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Звуки.

Буквы.

Слово.

Предложение


Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, математика.


Действия обучающихся

  1. Формулируют цель урока;





  1. Выполняют задание учителя во фронтальном режиме;































  1. Выполняют задание в тетради по заданию из упражнения учебника.















  1. Читают стихотворения о деревне:















  1. Составляют предложение по заданной схеме:



6. Списывают в тетрадь предложение, подчеркивают гласные буквы:



7. Списывают в тетрадь слова, в которых гласные буквы обозначают два звука:



8. Списывают в тетрадь текст, вставляют пропущенные буквы:



9.Списывают в тетрадь предложение из учебника.





10. Выписывают в тетрадь с печатной основой слова с буквой э.

  • Отвечая на наводящие вопросы учителя, обучающиеся сами делают выводы о теме и цели урока.


  • Ученики отвечают на вопросы с опорой на схему.


Отвечают на вопросы учителя:

    1. Сколько слогов в слове липка

    2. Сколько гласных звуков в слове липка.



Ученики записывают:


липка




Ученики записывают:

Мяч, тетя, .деревня.









Пенка молока парного

Ароматной строчкой на губах

Запах сена, золото соломы,

Песни соловьиные в садах.

Малой речки плавные изгибы,

Даль в тумманной дымке

Чуть видна...

Малой капелькой в величии России

Милая для сердца сторона. _______._______ ______ ______ .






Пришла лиса в гости к журавлю.




Ясли, ёжик, ель, июнь.




Дети пришли в рощу. Там было весело и шумно.


Эльфы поднесли Дюймовочке подарки.




Эму, Эмма, Эскимо.






Диагностика результатов урока

итог урока

Работа в экспертной группе.







Самооценка по алгоритму

(групповая рефлексия,рефлексивный экран)

Отвечают на вопрос:

Расскажите всё, что вам известно о гласных звуках и буквах русского языка.




Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…