2. Актуализация и пробное учебное действие | Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? Только не выкрикивайте с места, поднимайте руку, кто хочет ответить. Правильно, молодцы. - Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков. Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв. Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках. - Какой бывает речь? (устной и письменной) - Что мы произносим, когда говорим? (звуки) - Как мы звуки обозначаем на письме? (буквами) - А какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные) - Какой учебник лежит перед вами? (Азбука) - Кто может жить в стране Букв? -Мы познакомимся с первой буквой этой страны. -Какая это буква? -Все верно! | Ответы детей. |
3. Выявление места и причины затруднения | Ребята, давайте отгадаем загадку Есть цветок такой в саду И похож он на звезду. Может быть любого цвета. Для осеннего букета Соберем цветок прекрасный, Называется он… На нашем уроке мы будем изучать букву «А» вместе с астрой. Слово астра начинается со звука [а] и заканчивается звуком [a] Все звуки мы записываем в квадратных скобках. Звук [а] на письме обозначается большой буквой А и маленькой буквой а. Астра хочет много узнать про букву А, поэтому мы ребята сейчас расскажем ей все про эту букву. Как я уже сказала буква А на письме обозначает один звук а, звук а это один гласный звук, который легко произносится и его можно долго и громко петь. Давайте попробуем потянуть звук (а), его легко тянуть и петь, такие звуки , которые легко тянуться называются гласными, значит [а] гласный звук. | Отвечают на вопросы учителя |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Ребята, назовите слова, в которых звук[a] есть в начале, в середине, в конце слова. [a] в начале слова: август, автор, агроном , аист, армия, абрикос, айва, арбуз, акция. [a] в середине слова: камин, набег, маяк, забор, лапша, банка, камыш. [a] в конце слова: кукуруза, дружба, крупа, вилка, азбука, машина. Теперь мы знаем , что буква а есть в начале , в середине и в конце слова. Арбуз и астра разобрать схему Ребята, найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва. Аст-ра, аз-бу-ка, ай-ва. -Все верно!! Теперь давайте поиграем. 1.Игра называется «Подскажи словечко». Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота, Он известен, знаменит Это доктор(Айболит). -Правильно! -У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? -Молодцы! Он лечит больных зверей. -Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А) -Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!) - Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…). -Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят:»Ай болит!») -А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф) -Очень хорошо! - Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо). -Правильно! -Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.) -Молодцы! -Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята? -Молодцы! -В предложении первая буква а- обозначается заглавной буквой-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка. | |
5. Реализация построенного проекта. | Ребята, сравните слова волк, лиса. Сколько в них слогов? -В словах волк, лиса-4 звука, 4 буквы. В слове волк-1 слог. -В слове лиса-2 слога. Ребята , посмотрите на следующую картинку. Герои какой сказки изображены на картинке? Попробуйте составить предложение по схеме. (Алёнушка плачет) Теперь давайте посмотрим на следующую картинку. Что на ней изображено? А какие цветы изображены ? (Мак, ирис , роза, ландыш) Попробуйте соотнести рисунки и схемы. Найдите ошибку. Цветку мак подходит схема? А Ирису подходит схема? А Розе подходит схема? А ландышу подходит? К слову роза подходит схема, изображенная под ландышем. К слову ландыш- схема, изображенная под розой. -Молодцы!! -А теперь придумайте слова со звукам [а]. -Молодцы! - Как вы думаете. Из чего бывают буквы?(картинка) - Буквы бывают из всего! Смотрите! - Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста) - Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки. - Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов). - Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цветы, схемы |
8. Включение в систему знаний и повторений | - А теперь выясним, научились ли вы выделять звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [а]. (азбука, фонтан, школа, тетрадь, виноград, вода,телефон, стакан,очки, диван, шкаф, книга, солнце, батарея. ) | Хлопают в ладоши |