СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласный звук ё,буквы Ё,ё

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с бувой ё

Просмотр содержимого документа
«Гласный звук ё,буквы Ё,ё»

Предмет:литературное чтение
Класс-1 Урок№-44 Дата-19.12.22

Тема урока: Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]

Цели:

Раскрыть функцию буквы ё в качестве показателя мягкости согласных звуков;

упражнять в чтении слов с буквой ё; учить читать слова по слогам и орфоэпически;

развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения; внимание, память.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов.

  • Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • Принимать учебную задачу урока.

  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

  • Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД:

  • Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку.

  • Логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.

Коммуникативные УУД:

  • Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

  • Осваивать правила выполнения работы в паре, выполнять правила работы в малой группе.

Личностные УУД:

  • Аргументировать свое мнение о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.

  • Применять правила поведения в классе.

Оборудование: компьютер, экран, учебник «Азбука» В.Г. Горецкого 2 часть, схемы, раздаточный материал.


Информационно-технологические ресурсы: УМК «Школа России», компьютер, мультимедийный видеопроектор

1. Организационный момент.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.


2.Актуализация знаний.

Учитель с классом проводит игру «Дополни предложение»:

Для разминки, поиграем, заодно проверю, все ли внимательны.

1)Звуки бывают….(гласные и согласные,

согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие,

гласные: ударные и безударные)

2)Звуки слышим, буквы….(пишем и читаем)

3) В слове столько слогов, сколько …..(гласных)

4) После твёрдых согласных пишутся гласные ….(а,о,у,ы)

5) После мягких согласных пишутся гласные … (е, и, ё, я)

6) Всегда твердые согласные……., всегда мягкие….


3.Сообщение темы и целей

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком, узнаем какой буквой можно записать этот звук, научимся читать слоги, слова с этим звуком.

- А с каким вы сейчас узнаете прослушав рассказ Е. Чарушина «Страшный рассказ». (чтение рассказа)

- Кто же напугал мальчиков? (ёжик)

Ёжик сегодня – гость нашего урока. Он поможет мне познакомить вас с новой буквой, а самое главное ёжик откроет вам её тайну.

- Давайте произнесём слово ёжик по слогам.

- Какой звук 1-ый?

- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук Ё

- Губы сомкнуты или разомкнуты?

- Где находиться кончик языка? Спрячем язычок за нижние зубы и ёщё раз произнесём звук Ё.

- Как вы думаете, какой этот звук гласный и согласный? Почему?

- Давайте споём.

- Как обозначим на схеме? (красный).

Молодцы!

- А сейчас посмотрите на доску. Ёжик на урок принёс нам картинки и просит вас помочь найти картинки в названиях, которых слышится звук Ё и определить позицию звука.

Ёлка, тигр, самолёт, лимон, ёрш.

- Что мы сейчас с вами делали?

- А теперь поиграем в игру, которая называется «Поймай звук». Приготовили ладошки.

Мак, свёкла, нора, утёнок, санки, мороз, полёт, Алёша.

- Чему мы учились с вами в этой игре?

4. Знакомство с буквой

- Мы начали знакомство с буквой Ё, а как же она выглядит?

Показ.

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула

Получилась буква Ё

- На какую букву похожа буква Ё?

- Чем отличается?

- Давайте попробуем составить букву Ё из палочек?

- Составили? Получились?

- А чего не хватает?

- Добавьте точки (раздать).

- А вы знаете как буква Е превратилась в букву Ё?

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки…. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.

Вот такая интересная история произошла с буквой Ё.


5.Физкультминутка «Ёжик»

- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?

- А рядом с какой буквой?

- Почему?

- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.


6.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

-А теперь ёжик хочет послушать, как вы научились читать. Он любит загадки. Давайте мы их ему почитаем.

( слова отгадки на доску в столбик, рядом схемы слов)

- Соедините слова со схемой.

- Вы меня совсем запутали. Букв мало- звуков много, или их одинаково. Объясните нам, пожалуйста, в чем дело?

( дети повторяют роль буквы, в зависимости от места в слове)

- Расскажи- ка, буква Ё,

Как твоё житьё – бытьё?!

Буква Ё даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я – ударная всегда!

Ой- ё- ёй, вот это да!

- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором )

-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

- Что интересного заметили?

- Знак ударения над этой буквой не ставится!

- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

-Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

- Придумаем название к тексту.

- В каких словах встретилась нам буква ё?

- В каких словах буква ё обозначает два звука?

7. Закрепление.

- Я знаю, что вы все любите играть. Игра «Да», «Нет».

Если ответ на мой вопрос да- хлопаете, если нет – сидите спокойно. Будьте очень внимательны.

  1. Сегодня на уроке мы говорили о букве Ё? (да)

  2. Буква Ё гласная? (да)

  3. Буква Ё всегда дает два звука? (нет)

  4. Буква Ё смягчает предшествующие согласные? (да)

  5. Буква Ё дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной? (да)

  6. Сегодня на уроке узнали много нового про слона? (нет)

  7. Главный герой нашего урока еж? (да)

8. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

-Давайте оценим нашу работу на уроке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!