№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. | Цель этапа: Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Учащиеся настраиваются на работу. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Взаимодействуют с учителем и учащимися в ходе формирования групп. Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и обеспечивают организацию своей учебной деятельности. | Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам (учитель заранее делит учащихся на группы). Учитель нацеливает на закрепление и повторение новых знаний: Каждый день – всегда, везде, На занятиях в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Сегодня на уроке мы друг друга удивим. Проверьте наличие Выбор эффективных способов организации рабочего пространства Взаимодействуют с учителем и учащимися в ходе формирования групп Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и обеспечивают организацию своей учебной деятельности комплектов инструкционных карточек | | 1 мин. |
2 | Постановка целей и задач. Актуализация знаний. | Цель этапа: Повторение ранее изученного материа- ла; актуализация учебных навыков и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации. | Анализируют выданную работу. Ищут и выделяют необходимую информацию. Взаимодействуют с учащимися в ходе работы в группах, обосновывают и доказывают свою точку зрения. Выделяют и осознают то, что уже освоено. | Учитель включает интерактивную доску, раздает задание по группам, определяет тему занятия в сотрудничестве с учащимися. Мотивирует с помощью презентации. Учитель: Сегодня мы с вами вспомним, что узнали на прошлом уроке и определим тему и цели нового урока Что проходили на прошлом уроке? (Тема «Гласные звуки и буквы») Сейчас я каждой группе раздам задание – вставить пропущенные буквы. Каждой группе розданы карточки, (Приложение 1). -С помощью документ- камеры оценим работу групп. (Включает презентацию «Гласные звуки и буквы» Приложение 2) | 2 | 5 мин. |
3 | Самоопределе- ние к деятельности, целеполагание. | Цель этапа: Организация коммуникативного взаимо- действия, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм выполнения задания, мотивировка учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Устанавливают причинно- следственные связи, находят и выделяют необходимую информацию, формулируют познавательные цели. Аргументируют свою точку зрения. Занимаются целеполаганием, отвечают на поставленные вопросы в соответствии с целью работы. | Учитель показывает на интерактивной доске слайды со словами, в которых пропущены гласные буквы (Приложение 3), определяет совместно с детьми цели урока. - Давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока? (Показ слайдов.) Подумайте, какие картинки лишние? - Третья картинка , потому что это согласные буквы пропущены и пятая картинка – на ней слоги, а не слова - О чем мы будем говоритьна уроке? Правильно, мы повторим: по каким признакам различать гласные звуки от согласных. А также будем учиться планировать свою деятельность, осуществлять на практике свои знания, анализировать информацию, делать выводы. | 2 | 3 мин. |
4 | Примене ние зна ний и уме ний в новой ситуации. Рабо та по теме урока | Цель этапа: Организовать коммуникативное взаимо- действие; научить учиты- вать разные мнения и координировать разные позиции в сотрудничестве; использовать речевые средства для решения языковых и коммуникатив- ных задач. | Вступают в диалог Организуют учебное сотрудничество, работают в группах. Выделяют и осознают то, что уже освоено Отвечают на поставленные вопросы в соответствии с целью работы . Поиск и обработка ресурсов Параллельно один ученик записывает слова на доске , называет гласные, объясняет (ударный звук или безударный). В группах – взаимопровер- ка Поиск и обработка ресурсов Осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме | Показ презентации 1.Вступительное слово учителя: Сегодня мы продолжим знакомство с Гласными звуками и буквами. 2. Работа над каллиграфией - в тетради «Русский язык» А) Запись даты - Кто изображён на экране? Видимо, это африканец – житель африканского континента. В Африке живёт много народов и племён. Вот их изображения. (слайд) - А вот и наш первый гость, темнокожий, с яркими украшениями, Б)Попробуем повторить элементы юбочки из листьев. - Необычный костюм… Наверное, и жилища необычные для нас. А сколько ещё интересного в мире! Давайте совершим путешествие по миру и узнаем о жилищах разных народов. (слайд) В)-Посмотрите на слово «ЖИЛИЩА». Какие орфограммы вы увидели?- Потренируемся писать некоторые буквы этого слова и схожие с ними: И ии ц цц ш шш щ щщ 3. Знакомимся с жилищами - Будем рассматривать слайды, изображающие представителей разных народов и их удивительные жилища. - Названия жилищ будем записывать под диктовку учителя и самодиктовку. А) Некоторые народы Африки живут вот в таких хижинах. (слайд) Запись: ХИЖИНА Б) Эскимосы – общность некоторых народов Севера. (слайд) Укрытием им служит дом из плотных брусков снега – иглу. (слайд) Запись: ИГЛУ В)Индейцы, изображённые на слайде, из Северной Америки. (слайд) Их жилища называются «типи» и строятся как конусообразный шалаш из деревянных жердей, покрытых шкурами бизонов и оленей. (слайд) Запись: ТИПИ. Г) Монголы – жители степных районов Азии. (слайд) Монголы – тоже кочевой народ, пастухи, воины. Их дома- юрты – «Войлочные дома» (слайд) тоже легко разбирать и перевозить на новое место стоянки. Запись: ЮРТА. 4. Определение темы урока А) Работа в паре на листах. - Посмотрите на запись этих слов и подберите к этим словам соответствующие слоговые схемы. (слайд) ИГЛУ ХИЖИНА ДОМ ЮРТА - Проверка. -Назовите количество слогов в первом слове. - Какие буквы помогают образовывать слоги? Почему именно такое количество слогов в слове? - Пометьте красным цветом и назовите гласные буквы в этом слове. Б) – Как отличить гласные звуки от согласных? В) – Продолжим проверку. Называйте гласные и указывайте количество слогов в слове. (Проверка – см. экран) Г) – Какие буквы нас сегодня особенно интересуют? - Определите тему нашего урока. «Гласные буквы и звуки» (слайд)
| 2 | 20 мин. |
| Физминутка для глаз | Физкультминутка включает в себя круговые движения глазами, движения вправо- влево, вверх-вниз, движение на приближение и удаление предметов. «Гласные звуки» (слайд – танец) | Имитируют движения учителя. | Нет преграды на пути – Можно воздуху идти! И выходят гласные – Чистые и ясные. (Повторить слова 2 раза, с движениями) | | |
5 | Закрепле ние. | Цель этапа: Организовать проведение Блиц-опроса « Продолжи фразу» силами учащихся; структурировать коллективную работу, показать результатив ность деятельности учащихся | Презентуют свою работу, представляют свои результаты. Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения. Оппонируют собеседнику. Прогнозируют свои дальнейшие действия, применяя полученные знания . | Организует обсуждение результатов работы, обсуждает с учащимися решение проблемы, выполнение поставленной цели -Вы заполнили карточки –таблицы «Гласные буквы и их работа», теперь внимательнее посмотрите на результаты и сделайте вывод. (- Сколько в русском языке гласных букв? На доске – таблица : 5х2 клеток.- назовите гласные буквы. Запись букв по мере называния в определённое место таблицы. ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: а о э у ы я ё е ю и (слайд) Б) – Чем отличаются работа гласных букв первой строки от работы букв второй строки?(Указание на мягкость-твёрдость) - Нарисуйте в своей тетради синий и зелёный кружки- модели согласных. (слайд) В) – Назовите синоним к слову «жилище», запишите его. Хижина иглу типи юрта дом - Найдите слова, в которых все согласные звуки – мягкие. Подчеркните это слово зелёным карандашом. (типи) (слайд) - Найдите слова, в которых все согласные звуки – твёрдые. Подчеркните их синим карандашом. (дом, иглу) (слайд) 6. Гласные звуки и йотированные гласные А)- Посмотрите ещё раз на гласные буквы. - Назовите гласные звуки. Почему их меньше, чем букв? (слайд) Б) Йотированные гласные - Посчитайте, сколько букв в слове ЮРТА. - Назовите звуки. Посчитайте, сколько звуков в слове ЮРТА - Нарисуйте столько же звуковых моделей – кружков. (слайд) - Почему количество звуков и букв не совпадает? (слайд) - Как называется буква Ю? (слайд)- В какой позиции буква Ю? (В начале слова) -Назовите другие йотированные гласные. Обведите их в вашей тетради (внизу страницы) (слайд) | 2 | 10 мин. |
| Подведение ито гов. | | | Мы говорили с вами о домах. А как пишется это слово? Напишите.- Кто-то написал «дома», кто-то – «дама». (слайд)- Напишите слово «дом». Ни у кого не возникло проблем. (слайд)- Почему при написании слова «дома» возникла проблема, а при написании слова «дом» - нет? - Мы второй звук не слышим чётко. Почему? (На него не падает ударение.)А в слове «дом» звук О – под ударением. (слайд)Назовите слова, в кот. Слышно сильную позицию гласных,- слабую позицию.(слайд) | 3 | |
6 | Рефлексия | Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Участвуют в обсуждении. Выполняют работу в тетради на печатной основе. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. Адекватно оценивают свою работу и работу своих товарищей. | Учитель: С чем справились на уроке? Что показалось на уроке наиболее трудным? Какие вопросы остались? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Молодцы! Все работали хорошо. Оцените себя и своих товарищей в соответствии с выполнением своей роли в группе. | 1 | 6 мин |