СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Гражданское воспитание"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План самообразования содержит планирование внеурочной работы с воспитанниками по теме гражданское воспитание на 4 года.

Просмотр содержимого документа
«"Гражданское воспитание"»






























«Все начинается с детства...» — это не просто крылатая фраза,

а формулировка одного из основополагающих диалектических

законов общественной жизни.

Именно детские годы — истоки личности, будущей

судьбы человека.

Говоря о воспитании граждан с активной жизненной позицией, уточним, что психологическая сущность понятия «позиция» заключается в системе потребностей, интересов, устремлений личности, определяющей отношение к действительности, своей стране, своему народу, к окружающим и самой себе. Гармония личных и общественных интересов - системообразующее звено гражданской позиции личности.

«Выстраивание» гражданской позиции у школьников проходит пс степенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их малого социально-нравственного опыта, а порой противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Гражданская позиция личности, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступеней социального развития.

Первая ступень предусматривает умение выделить себя из окружающей социальной среды, осознать себя как «Я-концепция», составить представление о себе как индивиде. Происходит становление субъектности в общении, во взаимосвязи человека с человеком, в деятельности.

Следует отметить, что этот процесс начинается уже в начальной школе. При создании благоприятных педагогических условий младший школьник способен сформировать более или менее полное представление о себе, опи­раясь при этом на представление о нем родителей, учителей, товарищей.

Вторая ступень характеризуется тем, что ребенок начинает понимать: кроме моего «Я», есть и другие «Я». От него требуется умение считаться с правами других, ограничивать себя в определенных проявлениях, поступках. Эта ступень - важный этап нравственного развития личности, который, по словам И. Канта, определяется умением подчинить свое «Я» нравственному закону.

На третьей ступени социального развития школьник начинает осозна­вать себя частью общности «мы».

Чем шире социальная общность, интересами которой живет индивид (семья, сверстники, учебный коллектив: класс, школа, кружок, студия, страна), тем в большей степени он состоится как личность. На этом этапе происходит активный процесс формирования гражданских качеств.

Особенности четвертой ступени заключаются в том, что после ухода «от себя личность вновь возвращается» к себе, к своему «Я», но на более высоком уровне. Именно на этом этапе школьник начинает стремиться к самосовершенствованию, самореализации, самовоспитанию, активной жизненной позиции. Данный этап - своеобразная вершина развития, он характерен для старшеклассников, но отдельные проявления можно на­блюдать и в более младшем возрасте.

Истинный гражданин - это нравственный человек, такую позицию мы взяли за исходную. Именно нравственные показатели являются составляю­щими понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспи­тание». Мы имеем в виду милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность, а также необходимые для установле­ния правильных отношений в школе, семье, обществе определенные нрав­ственные правила: будь настоящим товарищем, трудись на совесть, не бери чужого и т. д.

Выработка нравственных качеств является необходимым условием для усвоения понятий «гражданин», «патриот», «любовь к Родине», «со­причастность к общественной жизни страны», «долг перед Родиной», «граж­данская совесть», для почитания государственных символов и святынь. Считаем важным отметить, что понятия «гражданин», «гражданский долг» и «патриотизм» взаимосвязаны, у них одна природа: жизненная позиция, готовность встать на защиту своего Отечества, поддержать его в трудные периоды, чтить его историю и героев.

Воспитание гражданских качеств одинаково нужно и для личности, и для общества. Без них невозможна содержательная и полноценная жизнь

Пройдя названные ступени развития, личность обретает гражданскую зрелость, такую ее направленность, которая определяет соответствующие убеждения, установки, мотивы, цели жизни, гражданские качества.

Безусловно, названные «ступени» развития личности в определенной степени схематичны, несколько условны, между ними нет четкой границы, нс их знание поможет воспитателю (педагогу, родителям) правильно понять, сориентироваться, расставить акценты, помочь и поддержать детей.

«Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала стать людьми», - утверждал Н.И.Пирогов. Считаем важным подчеркнуть, что воспитание гражданских качеств одинаково нужно и для личности, и для общества. Без них невозможна содержательная и полноценная жизнь достойная человеку. Еще Н.Г.Чернышевский подчеркивал необходимость воспитания такого человека, который умеет мыслить и действовать как гражданин: «Если из круга моих наблюдений, из сферы действия в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т.е. исключены гражданские мотивы, что остается мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах». Нельзя не отметить, как созвучны, к сожалению, эти слова подобным современным ситуациям в жизни нашего общества.

Не менее важно было выяснить отношение, интерес, уровень знаний, наконец, позицию самих школьников к названной проблеме. Воспитание -это управление процессом развития личности школьника. Управление — это перевод одного уровня развития в другое, новое качественное состояние, на более высокий уровень продвижения развития.

Управление процессом воспитания требует от воспитателя не только знания законов развития личности, но и умения определить своеобразие ребенка, оценить его потенциальные возможности, установить его индивидуальный путь развития, спрогнозировать его темп и уровни. Решение этих задач возможно при условии, если учитель владеет техникой отбора нужных психолого-педагогических методов и методик изучения детей, умело включая их в канву урока, внеклассных занятий, классных часов, групп продленного дня.


Цель:

Воспитание гражданина Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Основные задачи:

• Формировать патриотическое мировоззрение через овладение системой знаний в процессе учебы, развивать познавательную активность школьников.

• Формировать и развивать в разных педагогических ситуациях патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений.

• Формировать и развивать гражданское и национальное самосознание школьников.

• Способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции школьников, умения применять полученные знания о природе и обществе в своей практической коллективной творческой деятельности.

• Формировать и развивать способности и готовности к защите Отечества в педагогических ситуациях, реализуемых в военно-спортивной, допризывной деятельности.

• Создавать условия для реализации в обществе принципов здорового образа жизни.

Стержневые понятия

Ими являются: СЕМЬЯ — ШКОЛА — РОДИНА — ПАМЯТЬ.

Семья - это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходят первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, семья выступает как один из основ­ных объектов социальной политики (5, с. 431).

В современной ситуации семья в России переживает сложный период: она несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения, выживания в ущерб воспитанию. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране меняется в сторону улучшения жизненного уровня семьи, меняется и нравственный климат внутри самой семьи, родители начинают всерьез за­думываться о воспитании детей, об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что было накоплено в семейном воспитании за прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, возрождения системы работы по месту жительства, педагогического просвещения родителей.

Школа, в последние десятилетия определявшая в качестве своей основной задачи процесс передачи знаний, фактически устранилась от решения проблем воспитания, а ведь школа — это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и вос­питание подрастающего поколения.

Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, поставлена задача разработки системы работы школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинаются в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать и чтить ее историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех делах и акциях школы, способствовать формированию нравственного Климата в школе, развивать свою познавательную активность.

Родина - понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, а стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для своей страны.

Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Это понятие включает заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, публикации книг о подвигах героев. Память живет в каждой семье, ведь ее поколения внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись России. Каждая семья начинает осознавать необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это рождает в сердцах юных поколений чувство гордости за свою великую Родину, восхищение подвигами старших поколений, ува­жительное и заботливое отношение к ним.

Виды деятельности. Учебная. Трудовая, производственная. Военно-спортивная, туристическая. Эстетическая. Общественная. Досуговая. Быто­вая.

Формы работы

Специально организованные: беседы, экскурсии, встречи, конференции, «круглые столы», классные часы, уроки мужества, викторины, уроки города, олимпиады, конкурсы, дни открытых дверей и др.

Комплексные: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры, коллективная организаторская деятельность, чередование творческих поручений; детские общественные объединения, профильные клубы по интересам.

Методы

Методы убеждения. Короткое разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте, обсуждение собственного опыта и опыта других, спор, дискуссия и др.

Методы побуждения. Увлечение радостной перспективой; увлечение добрым делом, творческим поиском; увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание и др.

Методы приучения. Оптимальный режим жизни, творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример и др.

Уровни осуществления

Познавательно-мировоззренческий: формирование взглядов, убеж­дений, идеалов патриотического мировоззрения, развитие понимания важности и этичности тех или иных действий и поступков.

Эмоционально-волевой: развитие высоких патриотических чувств, стремлений, интересов, потребностей, желаний.

Действенно-практический: развитие способностей, умений и навыков, привычек, черт характера.


План работы на 2014/2015 учебный год

Формирование гражданского отношения к себе и своей семье

Задачи:

1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.

2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.

3. Формировать уважение к членам семьи, любовь к родителям.

Мероприятия:

1. «Мой режим дня» (беседа)

2. «Познай себя» (анкета).

3. «Кто такой гражданин?» (беседа).

4. «В чем смысл жизни?» (беседа).

5. «Конвенция о правах ребенка» (беседа).

6. Участие в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях.

7. «Профессия моих родителей» (выступления детей)

8. «Знание - сила» (интеллектуальная игра).

9. «Тепло родительского дома».

10. «Мой район» (выступление детей).

11. «Вежливость на каждый день» (игровой тренинг).

12. Конкурс рисунков «Спорт и мы», «День Победы».

13. Политинформация по понедельникам.

14.Спеши делать добро (акция чистый школьный двор).

15. Родительское собрание (выступление детей «Мы желаем счастья вам»).

16. «День Республики Башкортостан» (беседа, викторина).

17. «Береги природу» (викторина).

18. Эти забавные животные (поле чудес).

19. Экскурсии, походы.

План работы на 2015/2016 учебный год

Формирование гражданского отношения к себе и своей семье

Задачи:

1. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей.

2. Формировать уважение к членам семьи.

Мероприятия:

1. «День матери» (классный вечер с участием мам, ноябрь).

2. Родительское собрание «Что нужно знать о детях»

Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы».

- «Как научить ребенка ответственности».

3. Новый год (выпуск стенгазет, украшение класса, поздравление родителей).

4. «23 февраля» (газета, поздравление пап).

5. «8 марта. Мамин день» (подарки мамам, поздравление девочек).

6. «Семейные праздники» (беседа).

7. Совместная работа с родителями, проведение вечера.

8. «Моя родословная (шәжәрә)» (беседа).

9. Профессия моих родителей.

10. День интеллектуальных игр.

11. Неделя истории (общешкольное мероприятие). Участие.

12. «Я - будущее моего Отечества».

13. «Участие в общешкольных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

14. Экскурсии, походы.


План работы на 2016/2017 учебный год

Формирование гражданского отношения к школе

Задачи:

1. Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу. Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2. Воспитывать сознательное отношение к учебе.

3. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.

4. Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав лицея.

5. Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.


Мероприятия:

1. Праздник первого звонка (линейка).

2. «Лицей - наш второй дом» (рисунки).

3. «Правила поведения в школе».

4. Декларация прав и обязанностей (круглый стол о школьном Уставе).

5. «Поздравь учителей» (поздравления, выпуск газет).

6. «Укрась территорию лицея» (трудовой десант).

7. «Библиотеке - наша помощь».

8. Экскурсия в музей лицея.


План работы на 2017/2018 учебный год

Формирование гражданского отношения к Родине

Задачи:

1. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.

2. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Мероприятия:

1. Государственная символика РБ, РФ.

2. Жизнь замечательных людей (презентация, выступления)

3. Береги природу - наш общий дом.

4. Чудеса Родины.

5. Права ребенка в Республике.

6. Обзор прессы.

7. Что я могу сделать для своей Родины (сочинения).

8. Экскурсии.

9. Участие на мероприятиях по истории.

10. Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях района.

11. История нашей Родины (викторины, конкурсы).

12. «Я в мире профессий» (мероприятия на профориентацию).

13. «Мы за здоровый образ жизни» (беседа).

14. «Быть гражданином».