СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков Ш - С. 2 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

учить пользоваться различной громкостью голоса;

учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

формировать фонематический слух;

способствовать развитию речевого дыхания;

способствовать формированию грамматического строя речи;

способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

воспитание речевой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков Ш - С. 2 класс»

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С—Ш" 2 класс

Цели:

закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

учить пользоваться различной громкостью голоса;

учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

формировать фонематический слух;

способствовать развитию речевого дыхания;

способствовать формированию грамматического строя речи;

способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

воспитание речевой культуры.

Оборудование:

Презентация «Дифференциация Ш-С»;

пособие к игре «Вазы»;

пособие для дыхательной гимнастики «Буря»;

пособие для развития м.м. рук «Весёлые прищепочки».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):

Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».


III. Упражнение на развитие мимики.

- Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие?(рисунок 2)

Рисунок 2.

- Вот такие друзья у нашего снеговика!


IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть

(д/и «Читалочка»). Давайте покажем ему, как умеем читать слоги:

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ес

- Молодцы, а теперь поиграем в слова «Повтори за мной», надо внимательно слушать: шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки, шип – сип, пошёл – посол

саша – саша – саша (ударение на второй слог)

сошо – сошо – сошо

- Хорошо, а сейчас по картинкам:

крыса – крыша, миска – мишка, каска - кашка, уши – усы.


V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.

Помогите ему их собрать. (рисунок 3)

Дети подбирают недостающие части.

- А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].


VI. Логоритмическое упражнение.

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:


Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.


VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».


VIII. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А теперь вам нужно картинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На слайде картинки:

лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

- Молодцы!

Далее дети дают характеристику звуку [ш], [с].

С – согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.

Ш - согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е . язык принимает форму «чашечки».


IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей.

Мальчик читает книгой.

Мужчина пьёт чая.

Женщина идёт в магазином.

Кошка сидит на стулом.

Мышка залезла в шкафом.

Мама шьёт дочери нарядное платьем.

Отец читает книгу дети.

Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет ...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.


Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са – са - са,

Сахар, масло, колбаса.


Игра для развития м.м. рук, развития фантазии «Весёлые прищепочки».

- Из круга сделайте солнышко.


XI. Итог.

Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось выполнять задания снеговика? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.

Наступил прощанья срок,

Прозвенит вот –вот звонок.

Говорят вам на прощанье:

«Не скучайте , до свиданья!»













С – согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.





Ш - согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е . язык принимает форму «чашечки».