Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С—Ш" 2 класс
Цели:
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
учить пользоваться различной громкостью голоса;
учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
формировать фонематический слух;
способствовать развитию речевого дыхания;
способствовать формированию грамматического строя речи;
способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
воспитание речевой культуры.
Оборудование:
Презентация «Дифференциация Ш-С»;
пособие к игре «Вазы»;
пособие для дыхательной гимнастики «Буря»;
пособие для развития м.м. рук «Весёлые прищепочки».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
Дети делают вдох и выдох три раза.
- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: снеговик.
II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):
Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».
III. Упражнение на развитие мимики.
- Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие?(рисунок 2)
Рисунок 2.

- Вот такие друзья у нашего снеговика!
IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть
(д/и «Читалочка»). Давайте покажем ему, как умеем читать слоги:
ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус
са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ес
- Молодцы, а теперь поиграем в слова «Повтори за мной», надо внимательно слушать: шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки, шип – сип, пошёл – посол
саша – саша – саша (ударение на второй слог)
сошо – сошо – сошо
- Хорошо, а сейчас по картинкам:
крыса – крыша, миска – мишка, каска - кашка, уши – усы.
V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.
Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.
Помогите ему их собрать. (рисунок 3)
Дети подбирают недостающие части.
- А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.
Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
VI. Логоритмическое упражнение.
Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.
Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?
Дети подсказывают: «Бурю».
VIII. Игра на развитие фонематического слуха.
Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А теперь вам нужно картинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На слайде картинки:
лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.
- Молодцы!
Далее дети дают характеристику звуку [ш], [с].
С – согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.
Ш - согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е . язык принимает форму «чашечки».
IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»
Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
Девочка ест кашей.
Мальчик читает книгой.
Мужчина пьёт чая.
Женщина идёт в магазином.
Кошка сидит на стулом.
Мышка залезла в шкафом.
Мама шьёт дочери нарядное платьем.
Отец читает книгу дети.
Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет ...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
Игра для развития м.м. рук, развития фантазии «Весёлые прищепочки».
- Из круга сделайте солнышко.
XI. Итог.
Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось выполнять задания снеговика? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.
Наступил прощанья срок,
Прозвенит вот –вот звонок.
Говорят вам на прощанье:
«Не скучайте , до свиданья!»
С – согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.
Ш - согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е . язык принимает форму «чашечки».