СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица" (урок и презентация).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение 3 класс. И. А.Крылов "Ворона и Лисица"

Просмотр содержимого документа
«Басня Ворона и Лисица»

Тема урока: И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» (басня).

Цель урока:

познакомить с биографией И.А.Крылова, содержанием басни «Ворона и Лисица»;



формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в басне и уметь ее объяснять;



прививать интерес к художественной литературе.

 

Задачи:

 Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли словами.

Помочь активно воспринимать изучаемый материал,сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.



Оборудование: компьютер, экран, запись басни в исполнении мастеров слова, портрет И.А.Крылова.









Ход урока:


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного баснописца И.А.Крылова, с его произведением, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным чтением.

Слайд 1

3. Слово об авторе.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Свою литературную деятельность он начал как драматург - автор произведений для театра, но прославился он своими баснями. Им написано более 200 басен. "Дедушкой Крыловым" назвал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются признанием читателей. Героями басен И. А. Крылова становятся животные, растения, люди. Его басни помогают избавиться от отрицательных черт характера, некрасивых поступков.

4. Подготовка к восприятию нового материала.

Прежде чем мы приступим к чтению басни, хочу напомнить вам, какой жанр называется басней.

Слайд 2

Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки.

- Кто помнит, что такое сатира?

Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.

- В басне обязательно присутствует поучительный вывод, кто скажет, как он называется? / мораль /

Мораль – поучительный вывод.


- А для того, чтобы узнать какую басню мы будем сегодня читать, отгадайте загадки.

1.Носит серенький жилет

Но у крыльев - чёрный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: карр – карр. (Ворона).

2. Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живёт

В деревне кур крадёт. (Лисица).

(На доске при помощи магнитов крепится иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»).

-Ребята, кто из вас видел ворону?

-Как она выглядит?

-Крупная птица. Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серое. Клюв длинный толстый.

-Можно ли ворону назвать красивой птицей? - Нет.

-Кто слышал ворону? Какой у неё голос?

-Неприятный голос, она не поёт, а каркает.

-А как выглядит лиса?

- Рыжая, хвост пушистый.

-Вспомните из сказок характер лисы (плутовка, хитрая, коварная).

-А вам знакомо слово Патрикеевна?

-Кого так прозвали?

-А знаете почему?

В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый плут (обманщик) – отсюда и лису прозвали Патрикеевна.

- В басне вам встретятся незнакомые слова, чтобы вам легче было понять смысл басни, я вам объясню их значение.

5. Словарная работа.

Слайд 3.

6. Первичное знакомство с басней.

- А теперь послушаем и посмотрим презентацию с басней «Ворона и Лисица» и узнаем, какая история приключилась с Вороной.

Слайд 4

Просмотр презентации басни в исполнении мастера слова.


- Какая же история приключилась с Вороной?


7. Работа с текстом басни.

1.Выразительное чтение басни учащимися.

2. Составление плана /1. Находка.

2. Лживая Лисица.

3. Простофиля./


3.В каких словах заключается мораль? Прочитайте.

4.О каком пороке человека говорит автор?

8. Чтение по ролям.

-Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую ,лживую плутовку - Лисицу.


9. Физкультминутка: я называю качества характера, если они положительные, вы хлопаете в ладошки, а если - отрицательные, то вы приседаете.

(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)


10. Закрепление материала.

  1. Почему Лисе удалось обмануть Ворону?

  2. Что говорила Лиса о внешности Вороны? Найдите в тексте.

  3. Как называет Лиса голос Вороны? Прочитайте.

  4. Для чего Лиса расхваливала Ворону?

  5. Найдите в тексте слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки).

  6. Почему автор использует ласкательно – уменьшительные суффиксы?


11. Работа с пословицами на доске.

1. «Величие человека в его достоинствах».

2. «Верь своим очам, а не чужим речам».

3. «На языке медок, а под сердцем ледок».

4. «У лести нет чести».

-Прочитайте и скажите, с какими пословицами вы бы обратились к Лисе, к Вороне? Объясните смысл пословиц.


12. Игра: « Найди ошибку».

Вороне где-то Бог послал кусочек сала

На ель Ворона взобралась

Поужинать совсем была, уж собралась

Плутовка к домику на цыпочках подходит

Вертит крылом, с Вороны нос не сводит

Ворона гавкнула во всё воронье горло.


13. Характеристика персонажей басни.

На доске карточки со словами, характеризующие персонажей басни, а также иллюстрации с изображением Лисицы и Вороны. Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор.

(Глупая, вещунья, хитрая, льстивая, плутовка, рыжая, неуклюжая, простофиля, шустрая, растяпа).


14. Игра: «Восстанови сюжет басни по иллюстрациям».

(На доске иллюстрации, на которых изображены сюжеты из басни, нужно восстановить их в правильной последовательности, согласно сюжету басни).


15. Задание: вставь в текст недостающие слова.

Слайд 5


16. Итог урока.

  1. Какую басню читали?

  2. Чему учит нас басня?

  3. Над чем смеётся И.А.Крылов?

  4. Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?

17.Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал,что…

Сегодня на уроке я сумел…

Сегодня на уроке я похвалил(-ла) бы себя за…

Выставление оценок.





Просмотр содержимого презентации
«презентация .ppt [А.Крылов] (2)»

Иван Андреевич Крылов Презентация к уроку чтения и развития речи в 3 классе  Басня И.А.Крылова « Ворона и Лисица» Составила: Рудковская Т.А. МБОУ СОШ №34 Г.Симферополь

Иван Андреевич Крылов

Презентация к уроку чтения и развития речи в 3 классе

Басня И.А.Крылова « Ворона и Лисица»

Составила:

Рудковская Т.А.

МБОУ СОШ №34

Г.Симферополь

Басня – — стихотворное или краткое прозаическое литературное произведение , где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки . Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде. Мораль –  краткое нравоучительное заключение , поучительный вывод.  

Басня – — стихотворное или краткое прозаическое литературное произведение , где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки .

Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.

Мораль –  краткое нравоучительное заключение , поучительный вывод.

 

Вещунья  - предсказательница.  Пленил  – очаровывал, увлекал.   Лесть(льстец) – угодливое восхваление.   Гнусна – отвратительна. Не впрок – не на пользу.   Взгромоздясь – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.      Плутовка - хитрая.

Вещунья - предсказательница.

Пленил

– очаровывал, увлекал.

Лесть(льстец)

– угодливое восхваление.

Гнусна

– отвратительна.

Не впрок

– не на пользу.

Взгромоздясь

– взобраться и устроиться

с трудом на что-либо.

Плутовка - хитрая.

Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Художник С.Яровой. 1989 год

Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Художник С.Яровой. 1989 год

В баснях высмеиваются недостатки людей : зависть, жадность, лень, лесть, злоба, хвастовство, лицемерие , трусость. – мораль . Басня содержит нравоучение

В баснях высмеиваются

недостатки людей :

зависть,

жадность,

лень,

лесть,

злоба,

хвастовство, лицемерие , трусость.

мораль .

Басня содержит нравоучение

Использованные источники и литература : 1 . http://liturok.in.ua/uploads/posts/2015-01/1421304776_krylov3.jpg - портрет Крылова 2 . http:// 900igr.net/prezentatsii/stikhi/Vorona-i-lisitsa-  1.files/002-Vorona-i-lisitsa.html  - презентация басни «Ворона и Лисица». 3. http://www.litrasoch.ru/osmeyanie-chelovecheskix-nedostatkov - v-basnyax-krylova/- человеческие недостатки в баснях И.Крылова. 4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., «Просвещение», 1991

Использованные источники и литература :

1 . http://liturok.in.ua/uploads/posts/2015-01/1421304776_krylov3.jpg - портрет Крылова

2 . http:// 900igr.net/prezentatsii/stikhi/Vorona-i-lisitsa- 1.files/002-Vorona-i-lisitsa.html - презентация басни «Ворона и Лисица».

3. http://www.litrasoch.ru/osmeyanie-chelovecheskix-nedostatkov

- v-basnyax-krylova/- человеческие недостатки в баснях И.Крылова.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., «Просвещение», 1991