Тема урока: И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» (басня).
Цель урока:
познакомить с биографией И.А.Крылова, содержанием басни «Ворона и Лисица»;
формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в басне и уметь ее объяснять;
прививать интерес к художественной литературе.
Задачи:
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли словами.
Помочь активно воспринимать изучаемый материал,сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.
Оборудование: компьютер, экран, запись басни в исполнении мастеров слова, портрет И.А.Крылова.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока
- Ребята, на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного баснописца И.А.Крылова, с его произведением, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным чтением.
Слайд 1
3. Слово об авторе.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Свою литературную деятельность он начал как драматург - автор произведений для театра, но прославился он своими баснями. Им написано более 200 басен. "Дедушкой Крыловым" назвал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются признанием читателей. Героями басен И. А. Крылова становятся животные, растения, люди. Его басни помогают избавиться от отрицательных черт характера, некрасивых поступков.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
Прежде чем мы приступим к чтению басни, хочу напомнить вам, какой жанр называется басней.
Слайд 2
Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки.
- Кто помнит, что такое сатира?
Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.
- В басне обязательно присутствует поучительный вывод, кто скажет, как он называется? / мораль /
Мораль – поучительный вывод.
- А для того, чтобы узнать какую басню мы будем сегодня читать, отгадайте загадки.
1.Носит серенький жилет
Но у крыльев - чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: карр – карр. (Ворона).
2. Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лисица).
(На доске при помощи магнитов крепится иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»).
-Ребята, кто из вас видел ворону?
-Как она выглядит?
-Крупная птица. Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серое. Клюв длинный толстый.
-Можно ли ворону назвать красивой птицей? - Нет.
-Кто слышал ворону? Какой у неё голос?
-Неприятный голос, она не поёт, а каркает.
-А как выглядит лиса?
- Рыжая, хвост пушистый.
-Вспомните из сказок характер лисы (плутовка, хитрая, коварная).
-А вам знакомо слово Патрикеевна?
-Кого так прозвали?
-А знаете почему?
В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый плут (обманщик) – отсюда и лису прозвали Патрикеевна.
- В басне вам встретятся незнакомые слова, чтобы вам легче было понять смысл басни, я вам объясню их значение.
5. Словарная работа.
Слайд 3.
6. Первичное знакомство с басней.
- А теперь послушаем и посмотрим презентацию с басней «Ворона и Лисица» и узнаем, какая история приключилась с Вороной.
Слайд 4
Просмотр презентации басни в исполнении мастера слова.
- Какая же история приключилась с Вороной?
7. Работа с текстом басни.
1.Выразительное чтение басни учащимися.
2. Составление плана /1. Находка.
2. Лживая Лисица.
3. Простофиля./
3.В каких словах заключается мораль? Прочитайте.
4.О каком пороке человека говорит автор?
8. Чтение по ролям.
-Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую ,лживую плутовку - Лисицу.
9. Физкультминутка: я называю качества характера, если они положительные, вы хлопаете в ладошки, а если - отрицательные, то вы приседаете.
(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)
10. Закрепление материала.
Почему Лисе удалось обмануть Ворону?
Что говорила Лиса о внешности Вороны? Найдите в тексте.
Как называет Лиса голос Вороны? Прочитайте.
Для чего Лиса расхваливала Ворону?
Найдите в тексте слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки).
Почему автор использует ласкательно – уменьшительные суффиксы?
11. Работа с пословицами на доске.
1. «Величие человека в его достоинствах».
2. «Верь своим очам, а не чужим речам».
3. «На языке медок, а под сердцем ледок».
4. «У лести нет чести».
-Прочитайте и скажите, с какими пословицами вы бы обратились к Лисе, к Вороне? Объясните смысл пословиц.
12. Игра: « Найди ошибку».
Вороне где-то Бог послал кусочек сала
На ель Ворона взобралась
Поужинать совсем была, уж собралась
Плутовка к домику на цыпочках подходит
Вертит крылом, с Вороны нос не сводит
Ворона гавкнула во всё воронье горло.
13. Характеристика персонажей басни.
На доске карточки со словами, характеризующие персонажей басни, а также иллюстрации с изображением Лисицы и Вороны. Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор.
(Глупая, вещунья, хитрая, льстивая, плутовка, рыжая, неуклюжая, простофиля, шустрая, растяпа).
14. Игра: «Восстанови сюжет басни по иллюстрациям».
(На доске иллюстрации, на которых изображены сюжеты из басни, нужно восстановить их в правильной последовательности, согласно сюжету басни).
15. Задание: вставь в текст недостающие слова.
Слайд 5
16. Итог урока.
Какую басню читали?
Чему учит нас басня?
Над чем смеётся И.А.Крылов?
Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?
17.Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал,что…
Сегодня на уроке я сумел…
Сегодня на уроке я похвалил(-ла) бы себя за…
Выставление оценок.