Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Матусовская основная общеобразовательная школа»
Эссе
Я – учитель
Выполнил: учитель биологии-географии
Веселкова С. Г.
Матусово, 2017
Я – учитель
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Во-время есть, во-время пить,
Во-время делать гадости.
А можно как вы – на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Такое стихотворение прозвучало однажды на концерте, посвященном празднованию Дня учителя в нашей школе. Но ведь в стихотворении не говорится, кому оно посвящено. Почему же дети, готовившие сценарий, решили, что оно об учителях?
В стихотворении противопоставляются две жизни – обычная и необычная, учительская. Учитель «рано встает, помышляя о чуде» и, «обжигая руки», горя сам, как факел, сжигая свою жизнь, нередко принося ее в жертву детям, дарит людям солнце.
А я? Принадлежу ли я к этой высшей касте, касте чудесных людей, волшебников? Могу ли я с чистой совестью назвать себя учителем?
Я помню, как в детстве мы с подружками играли «в школу», как я рассказывала сказки и читала книжки своим младшим сестре и брату. Уже тогда я познала ту радость, которую ощущаешь, передавая то, что знаешь сам, другому.
Мне посчастливилось учиться в школе в то время, когда там работали замечательные учителя – Толочкина Галина Вячеславовна, Градова Ирина Евгеньевна, Жарихина Виктория Ивановна, Алямовский Евгений Леонидович. До сих пор я помню их уроки, добре глаза. Они учили не только своему предмету, но, в первую очередь, человечности.
Я не хотела бы преуменьшить достоинства других своих учителей, но главным своим Учителем считаю Жарихину Викторию Ивановну. Именно она смогла рассмотреть во мне главные мои наклонности и способности – еще тогда, когда я и сама-то в себе не могла разобраться. Именно она показала мне ту тропу, по которой мне следовало идти. Именно под ее руководством я преодолела первые трудности на своем пути и достигла первых успехов. Огромное Вам спасибо и низкий Вам поклон, милая наша Виктория Ивановна!
Следуя зову сердца, после окончания школы я поступила в Забайкальский государственный педагогический университет. Нет, не для того, чтобы стать учителем. Я хотела заниматься исследованием природы, встать на ее защиту, поэтому выбрала специальность «экология».
И в университете мне повезло с учителями. Они научили меня быть ответственной, не отступать перед трудностями. На родной кафедре я получила первый опыт работы.
Но не суждено мне было «уйти в науку». Всемогущая Судьба все расставила по своим местам. Я вышла замуж, у меня родились сыновья.
В одном из писем мой Учитель писала мне: «… Наука слишком ревнива – она постоянно будет забирать тебя из семьи». Нужно было выбирать. Хотя… На самом деле ни о каком выборе речи быть не могло, и науку пришлось оставить. Но что же дальше?
Меня пригласили работать в школе. Я задумалась. А почему бы и нет? Вспомнились мои детские забавы и мечты.
Помню мой первый урок – как я к нему готовилась, просидев до трех часов ночи, как спешила познакомиться с детьми, еще плохо понимая, что меня ждет на самом деле.
С тех пор прошло почти семь лет. Жалею ли я о том крутом повороте в своей судьбе, который привел меня в школу? Ничуть. Жалею ли я о том, что потратила пять лет, получая совсем не ту специальность, по которой работаю? Ни в коем случае!
Президент нашей страны однажды сказал, что той властью, которой обладает учитель, не обладает больше никто. И это правда. Научившись читать и писать в душах и сердцах своих учеников, учитель творит Будущее. Учитель бессмертен, потому что он продолжает жить в своих учениках.
Так кто же такой учитель? Какой он? Он совершенно такой же, как мои Учителя: он любит детей, принимает их такими, какие они есть, верит в них. Он до безумия влюблен в свою работу. Он строг к себе как ни к кому другому, умеет много и тяжело работать. И главная награда для него – нет, не заработная плата побольше, а огонь понимания в глазах своих учеников. И как бы ни менялись времена и стандарты, человеческие качества учителя останутся неизменными. Никакие новейшие технические средства не заменят ученикам живого человеческого общения с учителем, ибо, как сказал А. Дистерверг: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Мне есть на кого равняться. Я всю свою жизнь – и обычную, и профессиональную – буду стараться быть достойной своих учителей. Ведь не зря сказано: «…Сколько бы нам ни минуло лет, слагается учительское счастье из наших, ученических побед…».
Мой Учитель однажды сказала: «Счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется вернуться домой». Я счастливый человек. Я люблю свою работу и люблю свою семью. Я не мыслю себя без моей работы и без моей семьи.
Ну, а о том, хороший ли я учитель или плохой, судить не мне, а моим ученикам.