«ИГРЫ С ПЕСКОМ» в развитии речи детей с ОВЗ
Все дети любят играть с песком. Разнообразные игры с песком способствуют снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, возникновению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости. Они играют большую роль в развитии мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Игры с песком можно широко использовать в работе по развитию всех компонентов речи у детей с ОВЗ.
«Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.
Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул -стулья, ложка-ложки».
«Разноцветная фантазия»
Цель: упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательному.
Оборудование: песочница, жетоны разного цвета.
Ход игры: взрослый прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета. Например, ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т.д.
«Что лишнее?»
Цель: формировать умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т.д.
Ход игры: песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.
«Игры с песком»
Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные глаголы с приставками (на, вы, пере, до); расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: песочница с сухим песком, ёмкости и миски для игры с песком.
Ход игры: вначале проводится беседа о свойствах сухого песка. Затем ребёнку предлагается поиграть с песком. Во время действий ребёнка с песком воспитатель задаёт ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Насыпаю песок в стаканчик; высыпаю песок из тарелки; пересыпаю песок из одной миски в другую; досыпаю песок в этот стакан). После этого ребёнок может поиграть самостоятельно.
«Помоги Незнайке»
Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.
«Отгадай загадку и найди отгадку»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, внимания, речи; закреплять умение детей отгадывать загадки.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметы – отгадки.
Ход игры: воспитатель прячет все предметы до начала игры в песочнице. Затем предлагает отгадать загадки, тот кто правильно отгадывает загадку имеет право найти отгадку в песке на ощупь. Если он находит не правильно, ему может помочь кто другой из детей. Когда все предметы – отгадки будут найдены ребята могут продолжить самостоятельные игры с ними в песке.
«Найди друга»
Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи, мышления, внимания, фонематического слуха; закрепить представления детей о том, что звуки бывают твёрдые и мягкие.
Оборудование: песочница с влажным песком, предметные картинки с изображением бабочки, коровы, лягушки, петуха, медведя, кита, белки, павлина, мышки и лошади.
Ход игры: педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Затем предлагает: - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Далее педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) и говорит: - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)
«Чьё всё это?»
Цель: формировать умение детей согласовывать слова – предметы и слова – признак в нужном числе и падеже. Пополнять словарный запас. Способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: песочница с сухим песком, фигурки домашних животных.
Ход игры: детям предлагается достать из песка фигурку любого из животных, после этого задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
«Путешествие в сказочный город»
Цель: развитие образного мышления, воображения, речи.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле – крабле - бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
«Город, где мы живем»
Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Ход игры: Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
«Общим словом назови и запомни»
Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Ход игры: Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.
В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
«Что я закопала в песок? »
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Ход игры: Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.
Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек. Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы. Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.
«Детские секретики»
Цель: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
«Кто там?»
Цель: Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения, расслабления, возникновению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.
Материал и оборудование: песочница
Ход игры: Погрузите руки в песок, пошевелите пальцами, наблюдая, как изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и сдувая песок.
Закопайте игрушку (ребенок не знает какую, закрывает глаза), в процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано.
Закопайте два-три предмета, пусть раскопает что-то одно, пусть на ощупь попробует узнать, что это.
«В саду ли, в огороде»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Ход игры: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял».