Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы
с высоким уровнем мотивации к обучению
Пояснительная записка
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху «информационной цивилизации» актуальность решения этой задачи возрастает. Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция, как совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности, внеурочную работу по предметам, занятия общественной деятельностью, а так же занятия активными видами спорта. Данный ИОМ составлен для обучающейся 4 класса МКОУ «СШ№ 5 им.С.К.Магометова» (на 1 полугодие 2020 – 2021 учебного года) имеющей высокий уровень мотивации к обучению на фоне низкого уровня самооценки. Открытый характер, любознательность, активная жизненная позиция позволила ученице быстро подружиться с одноклассниками, которые имеют способности и высокий уровень мотивации к обучению. Это их сближает, стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный образовательный маршрут, построенный по просьбе матери, совместно с ученицей.
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..
Задачи:
компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;
дальнейшее успешное освоение программного материала;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;
формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.
Этапы реализации
Этап | Сроки | Направления | Результаты |
I . Диагностический Цель –углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния. | Сентябрь-октябрь | 1. Входная диагностика 2. исследования эмоционально-личностной сферы 3. диагностика межличностных отношений 4. диагностика психологического здоровья | Создание: -интеллектуального портрета ученика карты способностей и интересов - банка творческих способностей ученика - банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов - рекомендаций по работе с учеником - портфолио |
II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | октябрь | 1.прогнозирование; 2.проектирование 3.конструирование; | Создание: - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» – «Я составляю программу образовательной деятельности» - индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа |
1) Разработка программы проектной деятельности второй половины дня | | | Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии |
2) Разработка программы здоровьесбережения | | 1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми. 2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки | составление программы здоровьесбережения; |
3) Интеграция с другими специалистами | в течение года | 1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей 2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня 3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования 4.Создание системы стимулов и поощрений | Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов |
III. Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка | апрель-май | | показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах, тесты, зачётная работа |
Планируемый результат реализации программы
1. Воспитание личности
здоровой духовно-нравственно и социально;
способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
владеющей средствами и способами исследовательского труда;
способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.
3. Овладение навыками самостоятельной работы.
4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Круг методов и технологий образовательной деятельности
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность | Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. Защита Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах. |
2.Сверхчувствительность к проблеме | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
3.Склонность к задачам дивергентного типа | Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи). | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) |
4.Оригинальность мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. | Работа по разработке новых идей или уже существующих. |
5.Высокая концентрация внимания | Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям | Сложные и сравнительно долговременные задания. |
6.Отличная память | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. | Задания на развитие памяти, внимания и мышления. |
7.Способность к оценке | Производное критического мышления. | Задание по анализу своей и чужой деятельности. |
8.Широта интересов. Самообразование. | Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах | Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам |
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) |
Дата рождения | 30.06.2010 |
Любимое занятие в свободное время | Читать книги и ухаживать за животными |
Мой любимый учебный предмет | Литературное чтение |
Мои учебные достижения | Отличные успехи в усвоении программного материала по литературному чтению; победа на школьной олимпиаде по литературному чтению, участие во Всероссийском конкурсе муниципальный этап литературном конкурсе «Живая классика» |
Мои сильные стороны | Целеустремленность, работоспособность. |
Мои слабые стороны | Неорганизованность во времени |
Что умею делать хорошо | Ладить с животными |
Сфера профессиональных интересов | Ветеринария и животноводство |
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | Заработать много денег и построить приют для животных |
Что мне в себе нравится Что мне в себе не нравится На кого хочу быть похожим (-ей) | Работоспособность. Быстрота мышления. Не всегда хватает терпения, чтобы довести дело до конца На маму |
2. Мои цели и задачи |
2.1 Мои перспективные жизненные цели |
1) Кем хочу стать, какую получить профессию | Ветеринаром |
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | Высокообразованным специалистом, Хочу прославить Карачаево-Черкесию. Быть патриотом своей Родины, своего края. Хочу чтобы у меня была большая дружная семья. |
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь |
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | Хочу проконсультироваться с психологом и узнать свои «спрятанные» таланты |
2) Задачи в обучении | Иметь хорошие знания по всем учебным предметам |
- По каким предметам повысить свои достижения | Английский язык, математика |
- Какие дополнительные области знаний изучать | Внешкольную программу по биологии |
3) Задачи в практической деятельности | Приводить примеры практического применения полученных на уроках знаний. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной |
|
| |
3. Моя программа действий |
3.1 Самопознание своих возможностей и склонностей углубленном уровне |
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую) | участие в олимпиадах, различного уровня конкурсах, научно-практических конференциях |
2) Где, с кем проконсультируюсь | Друзья, мама, бабушка, библиотекарь |
3) К кому обращусь за советом | Преподаватели по предмету |
4.2 Обучение |
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания | Английский язык, математика. |
| |
| |
4. Дополнительное образование |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься | Занимательная биология |
2) Какую дополнительную литературу буду изучать | Зарубежную |
3) В каких проектах буду участвовать | «Помоги бездомным животным» и т.п. |
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать | Онлайн-олимпиадах |
4.4. Участие в общественной деятельности |
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе | Во всех проектах класса |
2) В каких буду участвовать вне школы | Проект «Собери корм бездомным животным» |
4.1. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: |
1) На учебных занятиях | Техника работы с программами для создания презентаций. |
2) Во внеучебное время | Международные фестивали и конкурсы. |
3) В семье | Изучение дополнительной литературы |
4) В общении с учащимися 5) в практической деятельности, общественных делах | Работа в парах, группах. Участие в работе научно-исследовательского общества «Поиск» |
4.6. Кто и в чем мне может помочь |
1) Учителя 2) Родители 3) Друзья 4) Работа с психологом 5) Другие специалисты | |
| |
| |
| |
Расписание учащегося на неделю
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Занятия в кружке «Занимательная биология» (14.00 – 14.30) | Доп. занятия по английскому языку (14.30 – 15.10) | Занятия в кружке «Занимательная биология» (14.30 – 15.30) | Доп. занятия по англ. яз. (14.30.-15.10) | Занятия в кружке «Занимательная биология» (14.30 – 15.30) | Доп. занятия по математике (11.10-11.50) |
| Работа в библиотеке (15.40 – 16.20 | Индивидуальные консультации учителя по математике (15.00-16.00) | Индивидуальные консультации психолога (16.30 – 17.00) | Индивидуальные консультации учителя по математике (15.00-16.00) | Занятия в тимуровском отряде. (13.00-14.00) |
ДЮСШ. Гандбол (15.00-16.00) | | | | | ДЮСШ. Гандбол (15.00-17.00) |
Участие в олимпиадах, конкурсах по расписанию
Лист индивидуального образовательного маршрута
ученицы 4 класса на 2020-2021 учебный год (1 полугодие)
| Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
Диагностика, анализ. | Знаю-умею-достиг 1. Умею: слушать и слышать; понимать и принимать учебную задачу; планировать свою работу; высказывать суждения; четко формулировать свою мысль; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; имею хороший уровень знаний по окружающему миру, красивый каллиграфический почерк. 2.Особый интерес вызывает проблема отношения окружающих к людям - инвалидам. 3. Изучил различные стихотворные размеры Мои результаты: больше не боюсь отвечать в классе на уроке; сумел преодолеть страх перед уроком русского языка, понял необходимость орфографически-правильного письма, исправил оценку «удов» на «хор» | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная, креативная. Задачи куратора: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося, разнообразие форм публичных выступлений. 2. Составить ИОМ с учетом интересов ребенка. 3 Способствовать повышению уровня самооценки. 4. Развивать навыки исследовательской деятельности. 5. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося. 6 Организация доп. корректирующих занятий по биологии, английскому языку. |
Проекти-рование | Хочу узнать – научиться-достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области социальных отношений. 2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. 3. Выйти на республикан-ский уровень на конкурсе чтецов | 1. Работа в НИО учащихся начальной школы «Школа творческого мышления». 2. Решение логических и занимательных задач в рамках занятий "Умники и умницы». 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам. |
Органи-зация | Мои шаги в достижении цели - чтение дополнительной научной литературы, - занятие кружке «Занимательная биология»- работа над проектом «Мы все такие разные», - изучение материалов интернета, - участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Входная диагностика) Отслеживание уровня развития творческой личности по методикам Векслера, Равенна. 2)Экспресс-диагностика эмоционального состояния МЭДИС. 3)Психологический тренинг выявления одаренности по Ю.Д. Бабаевой. 4)Педагогичес-кая диагностика в форме мониторинга развития «Интеллектуальный портрет», «Карта интересов» | Участие в проекте «Соберем корм для бездомных животных» | Участие в проекте «Одинокий друг» | Онлайн олимпиады |
| | Постановка цели и задач. | 23 октября – международный конкурс «100 великих. Великие биологи» | 12 ноября – Марафон знаний. Окружающий мир. | Конкурс «Письмо Деду Морозу» (англ. яз.) |
| | Составление ИОМ. Решение комбинаторных задач. | 1 октября – Конкурс «Занимательная биология» | 24 ноября – Конкурс «Угадай животное» | 10 декабря – Конкурс -игра по окружающему миру «Слон» |
| | 11 сентября –игра-конкурс «животные Тебердинского заповедника» Занятия в тимуровском отряде. Кружок «Окружающий мир с увлечением» Презентация проекта «Реликтовые растения КЧР» | Клуб «Помоги другу» | Домашнее сочинение «Когда мои друзья со мной!» | - консультации куратора, - занятия ДЮСШ |
Мониторинг и анализ | | Работа по данному маршруту должна способствовать развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей обучающегося, повышению уровня самооценки, самоутверждению в коллективе, вызвать интерес к математике, что, в свою очередь позволит достичь хороших успехов в учебной деятельности. |
Родители ознакомлены: ________________________________
Учитель:______________________________________________
Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________