ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2019-2020 учебный год
Ф.И.О.: Булхова Дарья Павловна
Дата рождения: 03.01.1991г.
Место работы: МБДОУ детский сад №3 г. Сычевки
Должность: воспитатель
Общий педагогический стаж: 7 лет
Тема работы по самообразованию:
«Использование информационных технологий в учебно – воспитательном процессе»
Цель: расширение общепедагогических знаний с целью углубления и совершенствования методов обучения и воспитания.
Задачи:
Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы по вопросам введения ФГОС ДО, интернет источников, участие и посещение МО и РМО, обучение на курсах повышения квалификации по введению ФГОС ДО.
Накапливать личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиотеки.
Создать собственный сайт воспитателя детского сада.
Презентовать отчет по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.
Актуальность выбранной темы:
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать дошкольника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом воспитатель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность воспитанников, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Необходимо расширять кругозор воспитаннков, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современные занятия ценные не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
План работы на год по данной теме
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь -май | Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир». Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009 Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада. Интернет-ресурсы: http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. Htm http:// festival .1 september. ru / articles /520782/ | Теоретические знания педагога |
Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО» | Март | Изучение программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» (http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-po-teme-ispolzovanie-ikt-v-obrazovatelnom-procese-v-dou.html) | Консультация для педагогов |
Разработка конспекта занятий для детей старшей группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре | Апрель | Интернет ресурсы, журналы «Дошкольное воспитание» | Конспект занятия с детьми старшей группы |
Ведение собственного сайта воспитателя детского сада | Апрель | Консультации по ведению сайта у старшего воспитателя | Сайт воспитателя |
Подготовка серии развлечений и праздников для детей с использованием ИКТ: «1 мая -праздник весны и труда», «9 мая – 70 лет Великой Победы». | Май | Интернет ресурсы, опыт других педагогов | Интернет ресурсы, опыт других педагогов |
Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. | В течение года | Материалы воспитателей: Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"; | Развивающая предметно-пространственная среда с использованием ИКТ технологий. |
Подготовка изученного материала для отчета по теме саморазвития | Май | Все используемые ранее источники методической литературы по теме самообразования | Выступление на итоговом собрании |
ВЫВОД:
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я освоила программы Word, Excel, Power Point, Outlook, Nero Smart. Совершенствуюсь в области применения информационных технологий. Как и многие педагоги, являюсь участником современных интерактивных проектов. Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещать конспекты НОД на страницах интернет - сообществ в «Социальных сетях образования педагогических работников» , Maaam.ru.
Свои достижения в области информационно-компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, семинарах и методических объединениях.
Провожу НОД с использованием мультимедийного оборудования:
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт мне возможность получать интересную информацию, которую я, обработав, использую в НОД и в повседневной жизни. Так же использование ИКТ позволяет мне выполнять быструю смену дидактического материала, что способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, а также повысить качество воспитания и обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
В педагогическом процессе мной применяются различные средства ТСО, помогающие управлять процессами запоминания и понимания, контролировать результаты обучения. Мною применяются следующие виды ТСО: информационные и комбинированные. К ним относятся: диапроэктор , телевизионный комплекс, компьютер, магнитофон с аудиокассетами и дисками, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон.
Технические устройства использую в разных видах деятельности, в том числе и образовательной. Применение компьютерной техники позволяют оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность.
Применение компьютера на занятиях помогает решить:
- дефицит наглядных пособий;
- вызвать интерес и желание трудиться на занятии;
- задействовать как визуальный канал восприятия, так и аудиальный (цветовая палитра плюс звуковые файлы, что позволяет детям лучше усвоить материал);
- интенсифицировать процесс коррекции, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельности работы ребенка.
С помощью компьютера я:
- оформила различные пособия для НОД, создаю коллажи, карточки;
- так же я выполнила анкеты при подготовке к родительским собраниям;
-оформила информационные стенды.
Активно использую возможности интернета:
При применении информационно - коммуникационных технологий не забываю о здоровье сберегающих технологиях. Использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Использование коммуникационных технологий носит развивающий и стимулирующий характер, компьютер становится необходимым средством обучения. Использование различных методов и приёмов, средств, форм современных образовательных технологий позволило мне сформировать у детей интерес к образовательной деятельности.