СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика и информация

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок 1 Информация, ее содержание, виды и свойства

Просмотр содержимого документа
«Информатика и информация»

Информатика 5 Глава1.Информатика и информация

Информатика 5

Глава1.Информатика и информация

Глава 1. Информатика и информация Урок 1.Информация, ее содержание, виды и свойства. Урок 2. Способы обработки информации Урок 3. Количество информации, единицы ее измерения

Глава 1. Информатика и информация

Урок 1.Информация, ее содержание, виды и свойства.

Урок 2. Способы обработки информации

Урок 3. Количество информации, единицы ее измерения

Тема: Информация, ее содержание, виды и свойства Теория Задания Практическая работа Тест

Тема: Информация, ее содержание, виды и свойства

Теория

Задания

Практическая работа

Тест

Информатика - это наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Информация — это сведения об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Информатика - это наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Информация — это сведения об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Виды информации (по способу восприятия) Зрительная Слуховая Обонятельная Вкусовая Тактильная

Виды информации (по способу восприятия)

Зрительная

Слуховая

Обонятельная

Вкусовая

Тактильная

Виды информации  по способу представления Число Звук Видео Текст Графика Свойства информации актуальность понятность полнота достоверность Объективность ценность

Виды информации по способу представления

Число

Звук

Видео

Текст

Графика

Свойства информации

актуальность

понятность

полнота

достоверность

Объективность

ценность

Носители информации – это любые материальные объекты, на которых хранится информация. Природные носители информации Наскальная и настенная живопись Папирусы Свитки папируса. Древний Египет, XXI-XVIII вв. до н.э. Дополнительная информация Носители информации в прошлом

Носители информации – это любые материальные объекты, на которых хранится информация.

Природные носители информации

Наскальная и настенная живопись

Папирусы

Свитки папируса. Древний Египет, XXI-XVIII вв. до н.э.

Дополнительная информация

Носители информации в прошлом

Пергаменты Глинян ы е таблички Клинопись Двуречья, Древний Шумер,  1800-е гг. до н.э. Книга на пергаменте, Англия, XIII в.

Пергаменты

Глинян ы е таблички

Клинопись Двуречья, Древний Шумер, 1800-е гг. до н.э.

Книга на пергаменте, Англия, XIII в.

Бумага Изготовление бумаги ручным способом Китай, II в. Машины для изготовления бумаги:  начало XX в. и наши дни Книги 8

Бумага

Изготовление бумаги ручным способом

Китай, II в.

Машины для изготовления бумаги: начало XX в. и наши дни

Книги

8

Носители аудиоинформации Компакт-диски Грампластинка Аудиокассеты Носители видеоинформации Кинопленка Видеокассеты DVD- диски

Носители аудиоинформации

Компакт-диски

Грампластинка

Аудиокассеты

Носители видеоинформации

Кинопленка

Видеокассеты

DVD- диски

Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие): Ваня читает книгу Зрительная Вкусовая Саша слушает радионовости Звуковая Даша изучает схему метро Осязательная Женя смотрит мультфильм Обонятельная
  • Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):

Ваня читает книгу

Зрительная

Вкусовая

Саша слушает радионовости

Звуковая

Даша изучает схему метро

Осязательная

Женя смотрит мультфильм

Обонятельная

Задание : найдите лишнее . Вид информации Форма представления Звуковая Текстовая СЛОВО Графическая ВОСЕМЬ XIV Числовая 26 + 78 = 100 Видеоинформация

Задание : найдите лишнее .

Вид информации

Форма представления

Звуковая

Текстовая

СЛОВО

Графическая

ВОСЕМЬ

XIV

Числовая

26 + 78 = 100

Видеоинформация

Задание  Укажите те предметы, которые НЕ являются информационными  носителями информации . Лишнее уберите.

Задание

Укажите те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации . Лишнее уберите.

Задание   Составьте пары. Для каждого примера информации из левого столбика подберите соответствующий носитель информации. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации.  Какие носители информации вам известны?  Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?  Эскиз карнавального костюма Бумага Альбом  для рисования Цифровая фотография Колонка «Происшествия»  в газете Флеш-память Цветок Музыкальная композиция Аудиодиск Запах цветка

Задание

Составьте пары. Для каждого примера информации из левого столбика подберите соответствующий носитель информации.

  • Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  • Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Эскиз карнавального

костюма

Бумага

Альбом для рисования

Цифровая фотография

Колонка «Происшествия» в газете

Флеш-память

Цветок

Музыкальная

композиция

Аудиодиск

Запах цветка

Задание    Догадайтесь, о каких носителях информации  идёт речь. СЕКДИАТ ИСКД - ДИСКЕТА - ДИСК АГУБАМ АМНКЕЬ - КАМЕНЬ - БУМАГА ЛФЕШ АСКСТЕА - КАССЕТА - ФЛЕШ АКЖКИН ЧЕВИСТЕРН - КНИЖКА - ВИНЧЕСТЕР - ВИНЧЕСТЕР

Задание

Догадайтесь, о каких носителях информации идёт речь.

СЕКДИАТ

ИСКД

- ДИСКЕТА

- ДИСК

АГУБАМ

АМНКЕЬ

- КАМЕНЬ

- БУМАГА

ЛФЕШ

АСКСТЕА

- КАССЕТА

- ФЛЕШ

АКЖКИН

ЧЕВИСТЕРН

- КНИЖКА

- ВИНЧЕСТЕР

- ВИНЧЕСТЕР

Задание : заполните таблицу. Вид информации Чувство Зрительная Орган Зрение Слуховая  Глаза Вкусовая Обонятельная  Тактильная    Слух Уши Вкус Язык Обоняние Нос Осязание Кожа

Задание : заполните таблицу.

Вид информации

Чувство

Зрительная

Орган

Зрение

Слуховая

Глаза

Вкусовая

Обонятельная

Тактильная

Слух

Уши

Вкус

Язык

Обоняние

Нос

Осязание

Кожа

Зная, что мы получаем информацию по различным каналам, заполните таблицу по образцу № Предмет 1 Свойство Будильник 2 Канал Звон 3 4 Орган Слух Ухо 5

Зная, что мы получаем информацию по различным каналам, заполните таблицу по образцу

Предмет

1

Свойство

Будильник

2

Канал

Звон

3

4

Орган

Слух

Ухо

5

Тема: Способы обработки информации Теория Задания и вопросы

Тема: Способы обработки информации

Теория

Задания и вопросы

 Информационные процессы обработка информации хранение информации передача информации Хранение . Дерево хранит информацию о своей жизни. Если спилить дерево, то по кольцам можно определить сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни. Семена хранят информацию о растениях. Устройства, на которых хранится информация называются информационными носителями . Передача информации. В передаче участвуют две стороны. Источник – тот, кто передает информацию, приемник – тот, кто ее получает.  Обработка информации. Дополнительная информация Как хранили информацию в прошлом

Информационные процессы

обработка информации

хранение информации

передача информации

Хранение . Дерево хранит информацию о своей жизни. Если спилить дерево, то по кольцам можно определить сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни. Семена хранят информацию о растениях.

Устройства, на которых хранится информация называются информационными носителями .

Передача информации. В передаче участвуют две стороны. Источник – тот, кто передает информацию, приемник – тот, кто ее получает.

Обработка информации.

Дополнительная информация

Как хранили информацию в прошлом

Хранение информации Фотография позволила сохранить для потомков зримые свидетельства прошедших времён. Жозеф Нисефор Ньепс – первый  в мире фотограф  Камера-обскура  Ньепса Первая фотография в мире,  «Вид из окна», 1826 г.

Хранение информации

Фотография позволила сохранить для потомков зримые свидетельства прошедших времён.

Жозеф Нисефор Ньепс – первый в мире фотограф

Камера-обскура Ньепса

Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826 г.

Хранение информации Человек научился хранить звуковую информацию. В 1877 году Томасом Эдисоном был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф. Патефон,  30-е гг. XX в.  Томас Алва Эдисон - изобретатель Катушечный магнитофон, 70-е гг. XX в. Кассетный магнитофон,  конец XX в. Фонограф Эдисона,  конец XIX в.

Хранение информации

Человек научился хранить звуковую информацию. В 1877 году Томасом Эдисоном был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф.

Патефон, 30-е гг. XX в.

Томас Алва Эдисон - изобретатель

Катушечный магнитофон, 70-е гг. XX в.

Кассетный магнитофон, конец XX в.

Фонограф Эдисона, конец XIX в.

Хранение информации В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый  в мире кинофильм «Прибытие поезда». Первый короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», 1895 г. Изобретатели кинематографа братья Люмьер, конец XIX в.

Хранение информации

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм «Прибытие поезда».

Первый короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», 1895 г.

Изобретатели кинематографа братья Люмьер, конец XIX в.

Хранение информации Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Хранение информации

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Схема передачи информации Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой: Информационный канал Источник информации Приёмник информации органы чувств  человека телефон телевизор компьютер и т.д. тот, кто передаёт информацию тот, кто получает информацию

Схема передачи информации

Любой процесс передачи информации упрощённо можно представить следующей схемой:

Информационный канал

Источник информации

Приёмник информации

  • органы чувств человека
  • телефон
  • телевизор
  • компьютер и т.д.

тот, кто передаёт информацию

тот, кто получает информацию

Информационные каналы Информационные каналы могут быть биологическими и техническими : Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу. Техническими  информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди обмениваются информацией.

Информационные каналы

Информационные каналы могут быть биологическими и техническими :

Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов.

Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу.

Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди обмениваются информацией.

Схема передачи информации Ситуация 1 : вы переходите дорогу на регулируемом перекрёстке. Односторонняя передача информации

Схема передачи информации

Ситуация 1 : вы переходите дорогу на регулируемом перекрёстке.

Односторонняя передача информации

Схема передачи информации Ситуация 2 : играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды. Взаимный обмен информацией

Схема передачи информации

Ситуация 2 : играя в компьютерную игру, вы постоянно обмениваетесь информацией с компьютером: воспринимаете сюжет, правила и текущую ситуацию, анализируете полученную информацию и передаёте компьютеру некоторые управляющие команды.

Взаимный обмен информацией

Помехи при передаче информации помехи Информационный  канал Источник информации Приемник информации   Помехи при передаче информации : искажение звука в телефоне, шум, влияющий на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. искажение звука в телефоне, шум, влияющий на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. В результате, передаваемая информация  может быть потеряна или искажена .

Помехи при передаче информации

помехи

Информационный канал

Источник

информации

Приемник

информации

Помехи при передаче информации :

  • искажение звука в телефоне, шум, влияющий на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу.
  • искажение звука в телефоне,
  • шум, влияющий на работу радиоприёмника,
  • искажение или затемнение изображения в телевизоре,
  • ошибки при передаче по телеграфу.

В результате, передаваемая информация может быть потеряна или искажена .

Электронная почта На протяжении столетий живущие далеко друг от друга люди обменивались между собой информацией с помощью писем.  Письмо – это письменное послание одного человека другому.

Электронная почта

На протяжении столетий живущие далеко друг от друга люди обменивались между собой информацией с помощью писем.

Письмо – это письменное послание одного человека другому.

Обработка информации – это любое изменение информации. В результате обработки имеющейся  входной информации мы получаем новую выходную информацию .

Обработка информации – это любое изменение информации.

В результате обработки имеющейся входной информации мы получаем новую выходную информацию .

Вопросы и задания  Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:  … Шлёт с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого… Назовите источник информации, её приёмник  и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для передачи информации?

Вопросы и задания

Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

Шлёт с письмом она гонца,

Чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого…

Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для передачи информации?

1. Как называется: В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:  а) табличка с номером дома;  б) почтовая открытка;  в) билет на поезд;  г) газета;  д) диск со сборником мультфильмов а) Сторона, передающая информацию. И К Н Ч О Т С И Проверка Н М Ц И О И И А Ф Р б) Сторона, принимающая информацию. П Р И Ё М К И Н Проверка А Ц И М Р Ф Н И О И в) Система обмена сообщениями (письмами)  с помощью компьютерных сетей. Проверка Е Я Т Л Э Н О Н А Р К А Т Ч О П

1. Как называется:

  • В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:

а) табличка с номером дома;

б) почтовая открытка;

в) билет на поезд;

г) газета;

д) диск со сборником мультфильмов

а) Сторона, передающая информацию.

И

К

Н

Ч

О

Т

С

И

Проверка

Н

М

Ц

И

О

И

И

А

Ф

Р

б) Сторона, принимающая информацию.

П

Р

И

Ё

М

К

И

Н

Проверка

А

Ц

И

М

Р

Ф

Н

И

О

И

в) Система обмена сообщениями (письмами) с помощью компьютерных сетей.

Проверка

Е

Я

Т

Л

Э

Н

О

Н

А

Р

К

А

Т

Ч

О

П

Задание: Назовите источники и приёмники информации в каждом приведённом примере: Источник Приёмник 1. Приёмни ки 2. Источник 3. Приёмник Источни ки 4. Источник-приёмник Приёмник-источник

Задание: Назовите источники и приёмники информации в каждом приведённом примере:

Источник

Приёмник

1.

Приёмни ки

2.

Источник

3.

Приёмник

Источни ки

4.

Источник-приёмник

Приёмник-источник

Вопросы и задания  Жизненные ситуации, в которых осуществляется хранение информации (уберите лишнее): Пятиклассница заучивает стихотворение наизусть Родители получают SMS-сообщение  о результатах успеваемости их сына Ученик читает текст параграфа Мама сохраняет в своём мобильном телефоне номер классного руководителя Туристы фотографируются  на фоне достопримечательностей

Вопросы и задания

Жизненные ситуации, в которых осуществляется хранение информации (уберите лишнее):

Пятиклассница заучивает стихотворение наизусть

Родители получают SMS-сообщение о результатах успеваемости их сына

Ученик читает текст параграфа

Мама сохраняет в своём мобильном телефоне номер классного руководителя

Туристы фотографируются на фоне достопримечательностей

Вопросы и задания  Жизненные ситуации, в которых осуществляется обработка информации (уберите лишнее): Шахматист обдумывает очередной ход Девочка вдыхает аромат цветка Ученики выполняют перевод текста  с английского языка на русский Водитель останавливается  на красный сигнал светофора Мальчик делится впечатлениями о поездке

Вопросы и задания

Жизненные ситуации, в которых осуществляется обработка информации (уберите лишнее):

Шахматист обдумывает очередной ход

Девочка вдыхает аромат цветка

Ученики выполняют перевод текста с английского языка на русский

Водитель останавливается на красный сигнал светофора

Мальчик делится впечатлениями о поездке

Вопросы и задания  Жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации (уберите лишнее): Сын рассказывает родителям, как прошёл день в школе Дедушка смотрит выпуск новостей  по телевизору Ученик выполняют контрольную работу по математике Раздаётся бой курантов Вы отправляете электронное письмо

Вопросы и задания

Жизненные ситуации, в которых осуществляется передача информации (уберите лишнее):

Сын рассказывает родителям, как прошёл день в школе

Дедушка смотрит выпуск новостей по телевизору

Ученик выполняют контрольную работу по математике

Раздаётся бой курантов

Вы отправляете электронное письмо

Вопросы и задания  Жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации (уберите лишнее): Ученик слушает объяснения учителя Пятиклассник заполняет календарь погоды Папа слушает по радио информацию  о пробках на дорогах Мальчик фотографируется с другом Бабушка пробует на вкус варенье, приготовленное по новому рецепту

Вопросы и задания

Жизненные ситуации, в которых осуществляется получение информации (уберите лишнее):

Ученик слушает объяснения учителя

Пятиклассник заполняет календарь погоды

Папа слушает по радио информацию о пробках на дорогах

Мальчик фотографируется с другом

Бабушка пробует на вкус варенье, приготовленное по новому рецепту

Количество информации, единицы ее измерения Теория Задания

Количество информации, единицы ее измерения

Теория

Задания

Для хранения и передачи информации человеку нужно ее зафиксировать. Например, для записи текста человек использует буквы, для записи музыки – ноты, для записи чисел – цифры. Расстояние измеряют в сантиметрах, метрах, километрах, вес – в граммах,  в килограммах и т.д. Так как  компьютер – электронная машина  и воспринимает только электрические сигналы, то каждый знак (буква, цифра, видео, звук) в компьютере должен быть переведен  на язык сигналов: 1 – есть сигнал, 0 – нет сигнала (стр.24, рис10).    битами .  Бит Байт

Для хранения и передачи информации человеку нужно ее зафиксировать. Например, для записи текста человек использует буквы, для записи музыки – ноты, для записи чисел – цифры. Расстояние измеряют в сантиметрах, метрах, километрах, вес – в граммах,

в килограммах и т.д.

Так как  компьютер – электронная машина  и воспринимает только электрические сигналы, то каждый знак (буква, цифра, видео, звук) в компьютере должен быть переведен  на язык сигналов: 1 – есть сигнал, 0 – нет сигнала (стр.24, рис10). 

  битами .

Бит

Байт

Более крупные единицы измерения информации: 1 Килобайт (Кб) = 1024 байта 1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб 1 Гигабайт (Гб) = 1024 Мб 1 Терабайт (Гб) = 1024 Гб   Информационный объем сообщения  – количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах, Кбайтах и т.д. Скорость передачи информации

Более крупные единицы измерения информации:

1 Килобайт (Кб) = 1024 байта

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб

1 Гигабайт (Гб) = 1024 Мб

1 Терабайт (Гб) = 1024 Гб

 

Информационный объем сообщения  – количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах, Кбайтах и т.д.

Скорость передачи информации

Задание 1. Определите информационный объем фразы. д в а с а п о г а - п а р а . Задание2. Имеется книга в 290 страниц, на странице 39 строк по 67 символов. Решение: Информационный объем одной страницы ………символов =…..байт. Информационный объем книги …….байт= …….Кбайт=…….Мбайт.

Задание 1. Определите информационный объем фразы.

д

в

а

с

а

п

о

г

а

-

п

а

р

а

.

Задание2. Имеется книга в 290 страниц, на странице 39 строк по 67 символов.

Решение:

Информационный объем одной страницы ………символов =…..байт.

Информационный объем книги …….байт= …….Кбайт=…….Мбайт.

Спасибо за внимание!     Здоровья ВАМ и успехов в нелёгком, но благородном труде,  уважаемые учителя!!!

Спасибо за внимание! Здоровья ВАМ и успехов в нелёгком, но благородном труде, уважаемые учителя!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс