МБОУ «Хатын-Арынская средняя общеобразовательная школа имени И.Е.Винокурова» Намского улуса Республики Саха
Интегрированные уроки как средство повышения мотивации
учебно-воспитательного процесса по иностранному языку
Корякина Матрена Петровна,
учитель английского языка
Аппаны, 2020
Оглавление
стр.
Введение……………………………………………………………...…………...3
Глава I. Интегрированные уроки как средство мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку ………………………….5
Глава II. Из опыта проведения интегрированных уроков ……………………7
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы ………………………………………….23
Введение
Проблемой данной работы является постепенное снижение мотивации на средней ступени обучения иностранному языку. Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины у обучающихся, пониманий связей между явлениями, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой.
Темой работы является «Интегрированные уроки как средство мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку».
Цель работы - рассмотрение проблемы повышения мотивации при использовании интегрированного обучения.
Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
Теоретически изучить технологию интегрированного обучения.
2. Практически применить технологию интегрированного обучения на уроках.
3. Выявить уровень повышения мотивации на уроках.
Объектом исследования является повышение мотивации при обучении иностранному языку.
Предметом исследования является применение методики интегрированного обучения при овладении языком.
В предлагаемой работе рассматривается теория интегрированного обучения, влияние интеграции на повышение мотивации к учебной деятельности, а также прилагается конспект открытого урока. В России проблемами интегрированного обучения занимались Бодрикова Г.Н., Максимова В.Н., Максимова Э.А., Саломатов К.И. и другие.
Говоря о новизне, хотелось бы отметить следующее. Глубокие изменения в общественной, политической, экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. Перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. Данная задача должна решаться с самого детства. Интегрированное обучение иностранному языку обусловлено разнообразными педагогическими, психологическими и методическими факторами. Язык, являясь основным средством общения, используется во всех видах деятельности субъекта. Задача же педагога – определить главное учебное действие и подчиненные интегрированные действия, смоделировать условия, при которых последние могут стать усвоением первого. Уроки иностранного языка предоставляют педагогу большие возможности для осуществления межпредметных связей. Синтез знаний происходит в процессе исследования таких фундаментальных объектов познания, как природа, общество, человек, труд, техника, язык. С целью решения избранной проблемы, предложила учителям методического объединения попробовать провести ряд интегрированных уроков в среднем и старшем звеньях (Приложение 1).
С целью решения избранной проблемы, предложила учителям методического объединения попробовать провести ряд интегрированных уроков в среднем и старшем звеньях (Приложение 1)
Правильное ведение интегрированных уроков, умелое их использование важны для развития гибкости ума учащихся и активации процесса обучения, а в данном случае, для усиления практической направленности обучения иностранному языку. Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идет по пути интеграции знаний, что совершенно не означает устранение систематических курсов отдельных предметов. Они лишь способствуют усилению практической направленности предмета «иностранный язык».
Глава 1. Интегрированные уроки как средство мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку
Мотивация – это основной элемент структуры учебной деятельности. В.Г.Асеев утверждает, что мотивационная структура человека – это «сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. Такая структура мотивированной сферы определяет направленность личности человека, который имеет разный характер в зависимости от того, какие мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими». Таким образом, под мотивацией следует понимать организацию учебной деятельности, направленную на более глубокое изучение английского языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речи, исходя из этого, необходимо создавать условия в образовательной деятельности, способствующие развитию максимально высокого уровня познавательного интереса к изучению английского языка.
На современном этапе развития теории и практики преподавания вопрос мотивации – один из центральных в учебно-воспитательном процессе. Особенно актуален он в обучении иноязычной речи. Несмотря на опыт в плане использования интегрированных курсов при изучении дисциплин естественного и гуманитарного циклов, проблема до сих пор не решена применительно к иностранному языку. Анализ программы по иностранному языку показал, что в ней отсутствует раздел, отражающий перспективы использования других наук при изучении иностранного языка. Необходимо отметить, что возможности использования интегрированных уроков как средства создания мотивации иноязычной речевой деятельности при правильной организации ознакомления с новым материалом (фонетическим, лексическим и грамматическим), тренировки его в ситуациях речевого общения, а также современного контроля всех действий учащихся могут быть велики. Эти возможности уже заложены в специфике предмета, усвоение которого не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. Он является средством выражения мысли об объективной действительности, свойства, закономерности которой являются предметом других наук, поэтому иностранный язык как учебный предмет «беспредметен».
Но, будучи беспредметным, он имеет много общих предметов с другими школьными дисциплинами, т.е. он как бы «полипредметен». Именно это качество иностранного языка является базой для широкого использования опоры на другие предметы, и это заставляет учителей осуществлять межпредметную координацию в процессе обучения иностранному языку. Это могут быть точные и гуманитарные науки, эстетический цикл дисциплин, которые в определенных ситуациях речевого общения составят предмет для коммуникации, повод для разговора. Построение интегрированного курса изучения иностранного языка или урока отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, предусматривает различные режимы работы учащихся и их индивидуальный прогресс в иноязычной речевой деятельности, т.е. их уровень обученности и обучаемости, что создаст очень благоприятную атмосферу для применения языка как средства общения. Учитывая это, интегрированное обучение иностранному языку можно считать одним из наиболее эффективных средств мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку и реализации практической, образовательной, развивающей и воспитательной целей.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
В нашей школе сложилась традиция проведения интегрированных уроков. Такие уроки учителя иностранного языка проводят в паре с учителями якутского языка и литературы, учителями истории и обществознания, географии. Подготовка таких уроков начинается с просмотра программ предметов, отбора учебных тем, которые составят содержательную основу интеграции. Немаловажным условием успешного проведения урока является и выбор учителя-напарника. Обычно это учитель, с которым сложились добрые отношения взаимовыручки и сотрудничества. Учителя составляют план урока, согласовывают содержание материала, обсуждают порядок своих действий, распределяют время, отводимое каждому педагогу, определяют, какие технические средства, наглядные пособия будут использованы на уроке.
Формы проведения уроков разнообразны – это и урок-концерт, и урок – защита проектов, урок с элементами драматизации. Приемы и методы, которыми пользуются учителя, в свою очередь зависят от возрастных особенностей детей (Приложение 1).
Глава II. Из опыта проведения интегрированных уроков
Предмет: история + английский язык+ якутская литература.
Тема занятия: «Свет! Камера! Мотор!».
Тип занятия: внеурочная деятельность, интегрированный урок
Форма занятия: фронтальная, групповая, практикум.
Методы контроля учебной деятельности: наглядный, практический, поисковый.
Цели:
Обучающая:
Ознакомить учащихся с историей кино, с профессиями киноиндустрии;
формировать умения применять на практике полученные знания;
развить умения воспринимать, усваивать информацию и выражать свои мысли;
Развивающая:
Развивать связную речь учащихся;
Формировать навыки основ актерского мастерства.
развитие умения работы в группах.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес к духовной культуре посредством якутского, английского языков и истории;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой работе, развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: умение работать с разными источниками информации: учебной, научно-популярной, справочной, художественной литературой, ИКТ.
- метапредметные:
- коммуникативные:
научить учащихся самостоятельно добывать новые знания через научно-популярную, справочную, художественную литературу и ИКТ;
сформировать навык работы в группе
уметь использовать полученные знания для применения их в дальнейшей жизнедеятельности,
научить выражать свои мысли, эмоции, чувства в соответствии с поставленными задачами.
- регулятивные: применять полученные методы информационного поиска на практике
- познавательные: получить и расширить знания об истории кино, о профессиях киноиндустрии и об основах актерского мастерства;
- личностные: формирование духовно-нравственных качеств.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; «хлопушка», камера, рупор, атрибуты для инсценировки, словари, учебник якутской литературы 5 класса, листы самооценки учащихся.
Ход занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент | Приветственное слово режиссера: - Добрый день! -Давайте, все распределимся на 3 группы. Занимаем места, кто с кем желает. Начнем нашу работу, надеюсь на вашу плодотворную и творческую деятельность. Итак, желаю всем удачи! (на проекторе демонстрируется черно-белая кинопленка). Режиссер: - «Свет! Камера! Мотор! Снимаем!» Входит ассистентка: - Кадр 1! Дубль 1! | Приветствие учащихся. Распределяются по группам. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на занятие, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний | Учитель истории: - Добрый день, ребята! Какие ассоциации вызвали у вас все эти действия? Что их объединяет? - Правильно. Сегодня у нас очень знакомая и в то же время интересная тема занятия. Без этого мы не представляем современную жизнь, наше сегодняшнее занятие мы посвятим кино. Приветствую всех на съемочной площадке кинокомпании «Кидс-фильм продакшн». Хотите узнать, где и как началась история кино? - Тогда начинаем работу: подумайте и выберите тему из истории развития кино, какая тема вам интересна? - Ваша задача: используя справочные материалы и ИКТ, найдите ответ по выбранной теме и сделайте вывод. - Итак, ребята, что вы узнали? (опираясь на ответы учащихся, учитель демонстрирует эпизоды первых роликов в Европе: самый первый ролик, самый популярный ролик, первый фильм со звуком, первый фильм со спецэффектом, первая цветная картина). - А скажите, 2016 год в России объявлен годом чего? Правильно, этот 2016 год в России объявлен годом Кино! - Молодцы, ребята! Все поработали на славу! Спасибо за работу! Режиссер: - «Стоп-кадр! Снято!» | Исследовательская работа Ответы учащихся. (Да) Обсуждают в группе и выбирают тему. Используя справочные материалы и ИКТ, учащиеся находят ответы и делают обобщение. Отвечают на вопрос | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
| Режиссер: - «Свет! Камера! Мотор! Снимаем!» Входит ассистентка: - Кадр 1! Дубль 2! Режиссер: - «Свет! Камера! Мотор! Снимаем!» Входит ассистентка: - Кадр 1! Дубль 2! Учитель английского: Good afternoon, dear boys and girls! I’m glad to see you! Now let’s speak English ОК? Answer my questions, please. What professions are necessary for making a film? Name the main film professions, please. Good, thank you. Now look at the blackboard. (Презентация с профессиями киноиндустрии) I’d like to acquaint you with main film professions. Look, listen and repeat after me, please. The 1st profession which is very indispensable to make a film is a … A producer A scriptwriter A film director An actor An actress An operator A makeup artist A costume designer Repeat after me, please. Do you know this person? What is his name? What is his profession? Who is your favorite actor (actress, film director)? - - I see that you are a bit tired. Let’s do some physical exercises OK? You’ll be fresh again in a minute. Stand up, please. The 1st group, you will be PRODUCERS, the 2nd one will be OPERATORS and the 3rd group will be ACTORS. We shall do exercises like this: - When I say “Producers” the 1st group, you should run, OK? - When I say “Operators” the 2nd group should jump and clap your hands and when I say “Actors” the 3rd group should skip like this, OK? but when I say “Film!” all together should try to get to sky like this, OK? - So, let’s start! - Thank you, all together! Well done! Sit down, please. – Now let’s do a group work. Answer my questions, please: What functions do the film workers? Would you like to know? I propose you 3 texts about works of producer, scriptwriter and film director. Choose one of texts, please. - I hand out your texts. You should read the text carefully. Find out functions of profession. Then complete and write one sentence about what function does this profession. For example: An actor performs roles in films. Have you finished? Are you ready? Read your sentence, please. Make your speech like this: We have read the text about actor’s work. We have found out that actor performs roles in films. Now you know film professions and their functions, don’t you? Thank you for your good work! You have done a good job. | Отвечают на вопросы, называя известные им профессии кино. -a producer, an actor, an operator. Слушают, повторяют и запоминают новые слова. A producer George Lucas A scriptwriter Edward Volodarsky A film director Steven Spielberg An actor Nicolas Cage An actress Angelina Jolie An operator A makeup artist A costume designer This is George Lucas. He is a well-known producer. This is Steven Spielberg. He is a well-known film director. Отвечают на вопросы: My favorite actor (actress) is … Делают физкультминутку We are running, We are jumping, We are skipping, Trying sky to get. Учащиеся читают текст про себя, извлекая необходимую информацию. Составляя предложения, активизируют в речи лексические единицы: A producer creates conditions for the production of the film. Scriptwriter writes a film script. A film director manages the production of the film. -Yes, we do. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные |
| Режиссер: - «Свет! Камера! Мотор! Снимаем!» Входит ассистентка: - Кадр 1! Дубль 3! Учитель якутской литературы приветствует учащихся на якутском языке. - Какие произведения якутских классиков стали фильмами? (На доске демонстрируется слайд с названиями якутских фильмов, по произведениям классиков). - А теперь давайте вспомним авторов этих произведений? ( на слайде появляются имена писателей) - Какой вывод можно сделать? - Давайте поговорим о Суоруне Омоллооне. - В этом году ему исполняется 110 лет. - Из прочитанных произведений Суоруна Омоллоона относится к теме школы. (- Харана5а тыкпыт сырдык) - Так как мы находимся на киносъемочной площадке, давайте попробуем себя в роли актеров и снять маленький эпизод из данного произведения. Для этого нужно прочитать отрывок и раскрыть образы. Мы попытаемся раскрыть образы главных героев это Ньукуус, отец Ньукууса и учитель. - Скажите мне, пожалуйста, кто из них положительный и отрицательный герой? - Выбираем одного из героев. | Приветствуют учителя Отвечают на вопрос учителя Оказывается, больше фильмов по произведениям Суоруна Омоллоона Детский писатель, музеевед, драматург, создатель якутского букваря… Отвечают на вопрос учителя Отвечают на вопрос учителя Выбирают одного героя, читают отрывок из произведения, обсуждают характер, поведение, манеры героя. Готовятся к выступлению. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные , коммуникативные |
Отработка ранее изученного. | Работа в группах. - Раскрыть образ учителя - Раскрыть образ Ньукууса - Раскрыть образ отца Ньукууса | Готовятся к инсценировке (С помощью эмоций, чувств, дикций, жестов раскрывают характер, образ данных героев). | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, связной, образной речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием актерских умений ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: - регулятивные (работа с текстом, умение правдоподобно передать настроение, умение использовать мимику и жесты при инсценировке) -Коммуникативные (умение работать в группе) |
Закрепление изученного материала | Защита ролей. ( В ходе, которой раскрывается эпизод из произведения) | Показ эпизода из отрывка | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. | Подведение итогов работы. - Как мы уже узнали, 2016 год в России по указу президента объявлен годом Кино, годом Российского кино. Завершая наше занятие, давайте вспомним, чему мы научились, что узнали нового? - Давайте сделаем самооценку нашей сегодняшней работы. Раздам вам листы самооценки, вам нужно быстренько заполнить. - Ребята, пожалуйста, сдаем листочки самооценки. Спасибо всем за работу, за активное участие! | ответы учащихся Сегодня мы узнали об истории кино, познакомились с профессиями киноиндустрии, попробовали себя в роли актеров | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Заключение
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорока пятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка».
После проведения нескольких интегрированных уроков провела опрос среди учащихся школы. По итогам проведенного опроса среди учащихся 7-10 классов были получены следующие результаты: На вопрос «Что вы предпочитаете, урок в традиционной форме или урок, связанный с одним из изучаемых предметов?» 83% учащихся ответили, что предпочитают интегрированные уроки. На вопрос «Чем вам нравятся интегрированные уроки?» были следующие ответы учащихся:
- они дают больше информации;
- они более интересные и разнообразные;
- разнообразные формы деятельности на уроках;
- возможность выразить себя, в них больше творчества.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Введение интегрированных уроков может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Интегрированные курсы в обучении иностранным языкам дают возможность связать в единое целое все знания и умения, получаемые по различным учебным дисциплинам и являются источником мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Для наиболее эффективного использования интеграции учителю необходимо познакомиться с содержанием обучения различным предметам школьного цикла и определить меру использования данных других наук при изучении иностранного языка.
Для школьников использование интегрированных курсов в изучении иностранного языка создает дополнительные возможности для развития коммуникативных умений школьников, стимулирует учащихся к самостоятельному поиску нового, к использованию разнообразных источников информации (в том числе и на родном языке). Целенаправленность и систематические межпредметные связи практики языка с другими предметами способствуют повышению качества обучения. Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.
Несмотря на то, что интегрированные уроки требуют гораздо большего времени для подготовки, они представляют большой интерес, как для учащихся, так и для учителей. Они развивают творческие способности учащихся, самостоятельность, умение работать в сотрудничестве с одноклассниками, повышают мотивацию учебной деятельности.
Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.
Список использованной литературы
Гомелева О.В. Межпредметные связи в формировании коммуникативных умений. // Иностранный язык в школе. – 1987. - № 3, с. 71-73.
Зотеева И.Н. Использование межпредметных связей во внеклассной работе. // Иностранный язык в школе. – 1990. - № 3, с. 64-67.
Махмутова Е.Н. Интегрированный урок по теме «США, природа, города, население, сельское хозяйство». // Иностранный язык в школе. – 1997. - № 4, с. 33-37.
Холостова Т.Д. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение». // Иностранный язык в школе. – 1996. - № 5, с. 2-5.
Максимова В.Н.» Межпредметные связи в процессе обучения. Москва «Просвещение» 1988
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
Филиппов В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? // Учительская газета. - 1998. - № 3. с.6-7.