Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Шамшина Ольга Викторовна
Учитель химии и биологии, I кв. категории
МОУ «Шелтозерская СОШ»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
П 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- п4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности
(В.И. Лубовский, 2003).
Статистика
- Министерство здравоохранения РФ фиксирует, что 16% российских детей страдают хроническими заболеваниями.
- Признано детьми-инвалидами 1,8% детей до 18 лет.
- 12,2% детей-инвалидов проживают в учреждениях- интернатах
- Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья около 4,5% от общего числа детей в стране.
- В системе специального образования обучается около 1,5% детей школьного возраста
Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой, 2005.
- Людей с инвалидностью около 11 млн.
- Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300
- Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.
(Т. В. Волосовец, 2003; Н.М. Назарова, 2005, Б.В.Белявский, А. С. Госпорьян, М. А. Новикова, 2006)
Категории детей с нарушениями развития:
- Дети с нарушениями слуха (неслышащие слабослышащие);
- Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с ЗПР( с задержкой психического развития) ;
- Дети с нарушениями интеллектуального развития;
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Дети с ОВЗ
- Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
Инклюзивное образование
- Инклюзивное образование (фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .
- Инклюзивное образование
- (фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
- Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
- Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Психологические особенности школьников, обучающихся по программе 7 вида
Особенности обучения
- Замедленный темп формирования обобщения знании
- Повышенная утомляемость
- Интеллектуальная пассивность
- Обучение в несколько замедленном темпе
- Обучение с большей наглядностью
- Постепенное сокращение помощи со стороны
- Постоянное внимание, мотивация обучения
- Стимулирующее развитие познавательных интересов
- Небольшой объем подачи материала
- Постоянное повторение и закрепление
- Использование наглядности
- Смена видов деятельности
Адаптированная образовательная программа (АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается учителем самостоятельно с учетом ФГОС общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности: - анализ и подбор содержания; - изменение структуры и временных рамок; - использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную
речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь
каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
, Основной задачей обучения детей с ОВЗ является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
1)активизацию познавательной деятельности обучающихся;
2)повышение уровня их умственного развития;
3)нормализацию их учебной деятельности;
4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
6)социально-трудовую адаптацию.
Программа по химии
Цель — повышение социальной адаптации детей с ОВЗ, через применение химических знаний практике.
Содержание корректировки программы ориентировано на реализацию следующих задач:
Расширять и систематизировать представления учащихся о единстве живой и неживой природы.
Формировать знания о составе химических веществ, свойствах, их применении в быту и на производстве.
Формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием.
Формировать умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности.
Формировать умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризуя, сравнивая химические вещества по составу, свойствам и применению, делать элементарные выводы и обобщения.
Воспитывать экологическую культуру и навыки здорового образа жизни.
Адаптированная программа
Программа ООО
- Знать/понимать
- - химическую символику : знаки химических элементов, формулы химических веществ и
- уравнения химических реакций;
- - важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные
- атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- - основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон
- Знать/понимать
- химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
Программа ООО
Адаптированная программа
уметь:
- - называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- - объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
- номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- - характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- - определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному
- классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- - составлять : формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения
- атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- - распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы
- кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- уметь
- называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;
- объяснять: отличия физических явлений от химических;
- характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
- составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Методы обучения
- беседа
- объяснения
- объяснительное чтение
- рассказ
- эксперимент
- наблюдение
- демонстрации
- опыт
Формы организации учебной деятельности
- индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя)
- работа в парах
- урок
- экскурсия
- лабораторные опыты и практические работы
- домашнее задание
Этапы урока
Орг. момент
Методы и приемы
Словесный (слово учителя)
Проверка домашнего задания
Организация
работы по общеобразовательной программе
Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)
Повторение изученного материала
Организация
работы по программе для VII вида
Общий для всех детей класса
Подготовка к восприятию нового материала
Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка
Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)
Индивидуальная проверка
Словесный (беседа)
Изучение нового материала
Беседа, письменное и устное выполнение упражнений
Закрепление изученного
Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)
Беседа
Работа по карточкам
Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам)
Итог урока
Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе
Объяснение нового материала
Словесный (беседа)
Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)
Выполнение упражнений. Проверка
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам
Общий для всех детей класса
Словесный (слово учителя)
Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием
Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии
Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.
Принцип педагогического оптимизма
Интернет-ресурсы:
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/09/16- Корр-компонент-ООП-ЗПР. pdf
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/07_ Спец_требования_ЗПР_09112014. pdf http://www.myshared.ru/slide/992665/