СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы" к выступлению на педогогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы Шамшина Ольга Викторовна Учитель химии и биологии, I кв. категории МОУ «Шелтозерская СОШ»

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Шамшина Ольга Викторовна

Учитель химии и биологии, I кв. категории

МОУ «Шелтозерская СОШ»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

П 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья п4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

  • п4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
 Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности (В.И. Лубовский, 2003).

Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности

(В.И. Лубовский, 2003).

Статистика Министерство здравоохранения РФ фиксирует, что 16% российских детей страдают хроническими заболеваниями. Признано детьми-инвалидами 1,8% детей до 18 лет. 12,2% детей-инвалидов проживают в учреждениях- интернатах Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья около 4,5% от общего числа детей в стране. В системе специального образования обучается около 1,5% детей школьного возраста  Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой, 2005.

Статистика

  • Министерство здравоохранения РФ фиксирует, что 16% российских детей страдают хроническими заболеваниями.
  • Признано детьми-инвалидами 1,8% детей до 18 лет.
  • 12,2% детей-инвалидов проживают в учреждениях- интернатах
  • Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья около 4,5% от общего числа детей в стране.
  • В системе специального образования обучается около 1,5% детей школьного возраста

Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой, 2005.

Людей с инвалидностью около 11 млн.  Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300 Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.  (Т. В. Волосовец, 2003; Н.М. Назарова, 2005, Б.В.Белявский, А. С. Госпорьян, М. А. Новикова, 2006)
  • Людей с инвалидностью около 11 млн.
  • Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300
  • Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн.

(Т. В. Волосовец, 2003; Н.М. Назарова, 2005, Б.В.Белявский, А. С. Госпорьян, М. А. Новикова, 2006)

Категории детей с нарушениями развития: Дети с нарушениями слуха (неслышащие слабослышащие); Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с ЗПР( с задержкой психического развития) ; Дети с нарушениями интеллектуального развития; Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями слуха (неслышащие слабослышащие);
  • Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с ЗПР( с задержкой психического развития) ;
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития;
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Дети с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Дети с ОВЗ

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
Инклюзивное образование    Инклюзивное образование  (фр.  inclusif -включающий в себя, лат.  include -заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями . Инклюзивное образование  (фр.  inclusif -включающий в себя, лат.  include -заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .

Инклюзивное образование 

  • Инклюзивное образование  (фр.  inclusif -включающий в себя, лат.  include -заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .
  • Инклюзивное образование 
  • (фр.  inclusif -включающий в себя, лат.  include -заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями .

ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ

– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

  • Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
  • Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Психологические особенности школьников,  обучающихся по программе  7 вида Особенности обучения Замедленный темп формирования обобщения знании Повышенная утомляемость Интеллектуальная пассивность Обучение в несколько замедленном темпе Обучение с большей наглядностью Постепенное сокращение помощи со стороны Постоянное внимание, мотивация обучения Стимулирующее развитие познавательных интересов Небольшой объем подачи материала Постоянное повторение и закрепление Использование наглядности Смена видов деятельности

Психологические особенности школьников, обучающихся по программе 7 вида

Особенности обучения

  • Замедленный темп формирования обобщения знании
  • Повышенная утомляемость
  • Интеллектуальная пассивность
  • Обучение в несколько замедленном темпе
  • Обучение с большей наглядностью
  • Постепенное сокращение помощи со стороны
  • Постоянное внимание, мотивация обучения
  • Стимулирующее развитие познавательных интересов
  • Небольшой объем подачи материала
  • Постоянное повторение и закрепление
  • Использование наглядности
  • Смена видов деятельности
Адаптированная образовательная программа (АОП)  это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа (АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается учителем самостоятельно с учетом ФГОС общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.  Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:  - анализ и подбор содержания;  - изменение структуры и временных рамок;  - использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

АОП разрабатывается учителем самостоятельно с учетом ФГОС общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности: - анализ и подбор содержания; - изменение структуры и временных рамок; - использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Общие принципы и правила коррекционной работы:  1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную  речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.  

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого

разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную

речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь

каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 

, Основной задачей обучения детей с ОВЗ является формирование коррекционно-развивающего пространства через: 1)активизацию познавательной деятельности обучающихся; 2)повышение уровня их умственного развития; 3)нормализацию их учебной деятельности; 4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; 5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья; 6)социально-трудовую адаптацию.

, Основной задачей обучения детей с ОВЗ является формирование коррекционно-развивающего пространства через:

1)активизацию познавательной деятельности обучающихся;

2)повышение уровня их умственного развития;

3)нормализацию их учебной деятельности;

4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;

6)социально-трудовую адаптацию.

Программа по химии Цель — повышение социальной адаптации детей с ОВЗ, через применение химических знаний практике. Содержание корректировки программы ориентировано на реализацию следующих задач: Расширять и систематизировать представления учащихся о единстве живой и неживой природы. Формировать знания о составе химических веществ, свойствах, их применении в быту и на производстве. Формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием. Формировать умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности. Формировать умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризуя, сравнивая химические вещества по составу, свойствам и применению, делать элементарные выводы и обобщения. Воспитывать экологическую культуру и навыки здорового образа жизни.

Программа по химии

Цель — повышение социальной адаптации детей с ОВЗ, через применение химических знаний практике.

Содержание корректировки программы ориентировано на реализацию следующих задач:

Расширять и систематизировать представления учащихся о единстве живой и неживой природы.

Формировать знания о составе химических веществ, свойствах, их применении в быту и на производстве.

Формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием.

Формировать умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности.

Формировать умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризуя, сравнивая химические вещества по составу, свойствам и применению, делать элементарные выводы и обобщения.

Воспитывать экологическую культуру и навыки здорового образа жизни.

Адаптированная программа Программа ООО Знать/понимать - химическую символику : знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; - важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; - основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон  Знать/понимать химическую символику: знаки некоторых химических элементов, важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.

Адаптированная программа

Программа ООО

  • Знать/понимать
  • - химическую символику : знаки химических элементов, формулы химических веществ и
  • уравнения химических реакций;
  • - важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные
  • атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • - основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон
  • Знать/понимать
  • химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.

Программа ООО

Адаптированная программа

уметь:

  • - называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • - объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
  • номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • - характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • - определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному
  • классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • - составлять : формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения
  • атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • - распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы
  • кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • уметь
  • называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;
  • объяснять: отличия физических явлений от химических;
  • характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
  • составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.
Методы обучения беседа объяснения объяснительное чтение  рассказ эксперимент наблюдение  демонстрации  опыт

Методы обучения

  • беседа
  • объяснения
  • объяснительное чтение
  • рассказ
  • эксперимент
  • наблюдение
  • демонстрации
  • опыт
Формы организации учебной деятельности индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) работа в парах  урок  экскурсия  лабораторные опыты и практические работы домашнее задание

Формы организации учебной деятельности

  • индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя)
  • работа в парах
  • урок
  • экскурсия
  • лабораторные опыты и практические работы
  • домашнее задание

Этапы урока

Орг. момент

Методы и приемы

Словесный (слово учителя)

Проверка домашнего задания

Организация

работы по общеобразовательной программе

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Повторение изученного материала

Организация

работы по программе для VII вида

Общий для всех детей класса

Подготовка к восприятию нового материала

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Индивидуальная проверка

Словесный (беседа)

Изучение нового материала

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Закрепление изученного

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Беседа

Работа по карточкам

Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам)

Итог урока

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Объяснение нового материала

Словесный (беседа)

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Выполнение упражнений. Проверка

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Общий для всех детей класса

Словесный (слово учителя)

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии

  Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.

Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.

Принцип педагогического оптимизма

Принцип педагогического оптимизма

Интернет-ресурсы: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/09/16- Корр-компонент-ООП-ЗПР. pdf  http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/07_ Спец_требования_ЗПР_09112014. pdf  http://www.myshared.ru/slide/992665/

Интернет-ресурсы:

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/09/16- Корр-компонент-ООП-ЗПР. pdf

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/07_ Спец_требования_ЗПР_09112014. pdf http://www.myshared.ru/slide/992665/