СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов коррекционной работы с обучающимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

В описании своего опыта преподаватель указывает на положительные результаты использования методов коррекционной работы с обучающимися. Достигаются поставленные цели в области коррекционной педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов коррекционной работы с обучающимися»

11






Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Приморский многопрофильный колледж»










Использование методов коррекционной работы

с учащимися

описание опыта работы
















Г. Партизанск

2013 г.

Автор работы ГАЕВЕЦ Анна Владимировна, преподаватель

КГБ ПОУ «Приморский многопрофильный колледж»



«Использование методов коррекционной работы с учащимися».



В описании своего опыта преподаватель указывает на положительные результаты использования методов коррекционной работы с обучающимися. Достигаются поставленные цели в области коррекционной педагогики.


Введение


Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях массовых детских садов и обычных общеобразовательных школ.

Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.

Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования.

Для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений, в вариантах учебных планов, в формах обучения, воспитания учащихся и подготовки педагогических кадров. Краткому анализу психолого-педагогических аспектов этой проблемы и посвящена данная работа.


I. Формы и методы коррекционной деятельности

На протяжении своей педагогической работы, наблюдая и сравнивая учащихся учебных заведений, выпускников детских домов и коррекционных школ-интернатов прихожу к горькому выводу, что ученики скованные, закомплексованные в общении и учебе, хотя и обладают большим трудолюбием. Это дети с сельской глубинки, дети из многодетных семей, дети-сироты, воспитанники детских домов. И таких у нас более 50 %.

Эта цифра говорит о низкой способности данного контингента к обучению. Поэтому только традиционные методы обучения малоэффективны. А создать необходимые условия для освоения конкретной инновационной технологии, удовлетворяющей учебным задачам по всем специальностям, имеющим свою специфику, сложно.

Воспитание и обучение учащихся с отклонениями в умственном развитии — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни посредством коррекционно-воспитательной работы, что является устранением или сглаживанием дефектов развития познавательной деятельности и физического развития учащегося.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды работы в процессе формирования у учащихся теоретических и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений учащихся, с отклонением в умственном развитии об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения учащихся с отклонением в умственном развитии общеобразовательным знаниям.

Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций. Это означает включение учащегося в разнообразные социальные отношения: активное общение со сверстниками, общественно полезную деятельность, участвуя в кружках: художественной самодеятельности (вокально-инструментальная группа), технического творчества («Умелые руки», «Резчик»), художественно-прикладного творчества («Оригами», «Вязание»).

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс коррекции и способствует развитию учащегося в благоприятном направлении.

Одна из главных задач в социальной реабилитации, т.е. восстановлении пригодности — это включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий учащихся с отклонениями в умственном развитии.

Следующей задачей коррекционной работы является социальная адаптация, т.е. приведение индивидуального и группового поведения учащихся с отклонением в умственном развитии. У таких детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В этих целях мной проводится курс дополнительных занятий «Учись учиться». Занятия положительно влияют на развитие познавательных процессов и на формирование у учащихся с отклонениями в умственном развитии общеучебных умений.

Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт моей работы в данном направлении показывает, что учащиеся способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

Воспитание аномальных детей — одно из основных понятий дефектологии. Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.

Воспитание учащихся с отклонениями в умственном развитии требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

Обучение и развитие аномальных детей


Обучение и развитие проблемных детей — это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. Развитие такого ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию учащихся, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников.

Методы обучения во вспомогательной школе


В коррекционном образовательном учреждении так же, как и в обычном, учебный процесс предполагает единство содержания, методов и организационных форм обучения, наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.

Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения я использую некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Умственно отсталые дети, как правило, приходят в училище плохо подготовленными к учебной профессиональной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Учащиеся, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у учащихся связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике применяемых приемов. Например, для коррекции дикции и развития слухового и речевого внимания учащихся мы проговариваем скороговорки.

Большое значение имеет сочетание разных методов. Это зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава группы. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учащихся. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения я выбираю те или иные методов уроков (имитационные, неимитационные, игровые, информационно-развивающие). Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.

Ряд педагогических коллективов в разных регионах России осуществляет коррекционно-развивающее обучение, выделяя детей со специфическими трудностями в обучении в отдельные группы. Коррекционно-развивающая работа с ними проводится педагогами, психологами, логопедами и другими специалистами в форме дифференцированного обучения.

При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты.

Заключение


Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.

Задачи диагностики, таким образом, преобразуются в диагностико-консультативные. Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии.

При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность, учебно-познавательная, познавательно-трудовая).

Учитывая изложенное выше, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием психического здоровья.

Используемая литература



Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1990.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1998.

Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. / Сост. Ф.Ф. Водоватов и др. – М., 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!