СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние здоровья современных школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.  В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку в школе, это связано со спецификой урока иностранного языка.

Ведь наряду с воспитанием нравственности и патриотизма в рамках образовательного процесса также необходимо уделять внимание и воспитанию уважительного отношения к своему здоровью. Это способно не только оказать благотворное влияние на физическое состояние детей, но и на их успеваемость. 

Внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка»

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий

на уроках английского языка учителем иностранного языка Кудряшовой А.М.


Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Целью внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка является обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья.

Это может быть реализовано с помощью ряда методов, таких как метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, принцип двигательной активности на уроке.

Одним из важнейших направлений здоровьесбережения школьников может стать физическая культура, в том числе при обучении иностранному языку. Очевидно, это могут быть всякого рода физкультминутки, упражнения для глаз, информация о пользе физической культуры и т.п. на самих уроках ИЯ и разучивание танцев и спортивных игр стран изучаемого языка во внеурочной работе.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить следующие приемы:

  • смена видов деятельности;

  • арттерапия;

  • физкультминутки.

  • игры (подвижные, ролевые, пальчиковые);

  • дыхательная гимнастика.

  • гимнастика для глаз (кистей рук, мышц шеи, спины);

  • психогимнастика;

  • инсценирование;

  • драматизация;

  • пластические этюды;

  • релаксация («пять минут тишины», «звуки природы», «мелодии океана»).

Кроме того, следует соблюдать возрастные и гигиенические нормы при обучении школьников (длительность урока или занятия, количество детей в группе, освещение кабинета, правильная посадка детей и т.д.).

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных приемов, имеющих физкультурную направленность.

Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Физкультминутки. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.

Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Требования к организации и проведению физкультминуток:

1. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;

2. Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;

3. Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

На уроках английского языка данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. (см. Приложение 2)

Игры. Одной из важнейших форм релаксации является игра. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес. Применение игрового момента на уроках иностранного языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения.

Мною был подобран ряд подвижных игр, которые можно использовать как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности по иностранному языку. (см. Приложение 3)

Гимнастика. Письмо – это вид деятельности, который требует от ребенка сложнокоординированных движений. В процессе освоения письма учащийся пишет не только рукой, но и «всем телом». Мышцы ребенка, не зависимо от того, в каком он классе, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Такое состояние часто приводит к общему утомлению школьников. При этом ухудшаются память, внимание, работоспособность и в целом снижается педагогическая эффективность урока. Для того, чтобы снять напряжение, на физкультурных паузах проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться либо на рабочем месте, либо в сочетании с переходом стоя.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры головного мозга и активизировать детей на уроке. Сегодня можно применять на уроках и занятиях дыхательную гимнастику с точечным массажем. Все движения пальцев и рук можно сопровождать лексикой изучаемого языка.

На уроках иностранного языка можно использовать следующий комплекс упражнений:

  • «Моем руки» - движения кистями, как при мытье рук.

  • «Шагаем по пальчикам» - указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки.

  • «Лебединая шея» - легкие поглаживающие движения от грудного отдела до подбородка.

  • «Крепко спим» - вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот.

  • «Сделаем носик тоненьким» - указательными пальцами массируем ноздри.

  • «Как мычит теленок» - сделаем вдох и на выдохе произносим звук [ m-m-m], при этом постукивая пальцами по крыльям носа.

  • «Сдуваем листик» - дуем на ладонь. Вдох через нос, выдох через рот.

Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения уроках гимнастики для глаз. Головные боли, головокружение, тошнота являются наиболее распространенными последствиями перенапряжения глаз.

Упражнение 1. Учитель, показывая какой-то предмет, вращая его по кругу слева направо и обратно, заставляет глазные я блоки учеников сосредоточиться на нем и медленно вращать глазными яблоками.

Упражнение 2. Учитель водит предмет вверх, вниз. вправо, влево, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в левый нижний угол, в правый верхний угол – сосредотачивает внимание на предмете. (Глаза необходимо поворачивать с усилием. В крайних положениях фиксировать взгляд на 2-3 секунды. Выполнять по два цикла).

Упражнение 3. Смотреть 3-4 секунды на большой палец, вытянутый на уровне глаз правой руки. Отводя руку вправо – взгляд за пальцем, вернуться в исходное положение. То же повторить с левой рукой. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 4. Смотреть на кончик пальца, удерживая его перед лицом на расстоянии 25-30 см. Затем перевести взгляд на какой-нибудь предмет. В каждом положении задерживать взгляд на 2-3 секунды. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5. Расслабление.

а) закрыть глаза и постараться максимально расслабить веки.

б) растереть ладонь о ладонь до появления тепла и легко прикоснуться подушечками пальцев к закрытым векам. Это максимально поможет расслабить мышцы глаз. Задержаться в этом положении 10-20 секунд.

Психогимнастика. В качестве психогимнастики на уроках иностранного языка можно использовать комплекс энергетической зарядки «Голубой дождик». Он проводится эмоционально в среднем темпе.

1. «Идет голубой дождь» - учащиеся мягко похлопывают подушечками пальцев по лбу.

2. «Подставим дождику щечки» - то же движение по щекам.

3. Легкие похлопывания по груди.

4. Легкие похлопывания по рукам.

5. Легкие похлопывания по голеням вниз к стопам.

6. Легкие похлопывания по спине (учащиеся могут похлопать по спинам друг друга).

7. Заканчиваем так: «набираем» полные ладони дождика и «выливаем» воду на себя, поглаживая лоб, щеки, грудь, руки, ноги и спину.

Выполняя эту энергетическую зарядку можно использовать рифмовки, стихи, песни изучаемого языка. Это будет интереснее и поможет закреплять лексические единицы.

Все большую популярность приобретают пластические этюды на уроках иностранного языка. Их можно варьировать в зависимости от возраста учащихся. Они помогают разнообразить урок и помочь детям расслабиться. Также можно использовать лексическое сопровождение изучаемого языка.

1. «Скульптор и пластилин». Учащиеся разбиваются на пары: один – «скульптор», другой – «пластилин». Сначала всем нужно дать общее задание: например, «вылепить» кошку. «Лепить» нужно осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, перемещая их в пространстве. Когда «скульптура» готова, можно придумать другую по своему желанию и «вылепить» ее.

2. «Оркестр». Из группы учащихся выбирается ведущий, исполняющий роль дирижера. Остальные дети делятся на две группы – «оркестр». «Дирижер» встает лицом к «оркестру» и делает движения руками: по очереди правой и левой и одновременно двумя. Так задается движение «оркестру» («дирижер» опускает руки вниз – «оркестр» приседает, поднимает руку вверх – «оркестр» встает на носочки и т.д.) Одна из групп делает движения одновременно с правой рукой «дирижера», другая – одновременно с левой.

3. «Болото». Пол в классе превращается в «болото». Учащиеся передвигаются по болоту, переходя из положения стоя в положение сидя («болото засасывает»).

4. «Горная река». Пол в классе превращается в «горную реку» со множеством камней. Учащиеся должны пройти через реку по камням (осторожно, быстро, медленно и т.д.).

5. «Веселые рисунки». Учащимся предлагается взять воображаемый мел и «нарисовать» на воображаемой доске простой рисунок, например цветок, домик, солнышко и т.д. Потом нарисовать этот предмет кончиком носа, затем подбородком, ухом, плечом и т.д. Нужно следить за точностью рисунка. Воображаемые линии «рисовать» медленно, без рывков, удерживая равновесие.

Для формирования здорового образа жизни в процессе обучения иностранному языку необходимо регулярно проводить беседы о физической культуре. На уроках английского языка можно использовать для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При ознакомлении с лексикой по теме «Питание» и «Твой день» рассматривается режим дня школьника и правильное питание с последующим его обсуждением. В разделе «Части тела» учащиеся знакомятся с культурой гигиены тела.

Изучение новой лексики и грамматики даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды, презентация и мини – диалоги по теме «Медицина» помогают учащимся усвоить лексику по данному разделу. Также в данном разделе учащиеся могут ознакомиться с тематическими текстами о вреде курения и алкоголя с последующим их обсуждением.

Мною учитываются гигиенические критерии рациональной организации урока АЯ (Приложение 1), подобраны и активно используются на уроках АЯ физкультминутки (Приложение 2) и подвижные игры (Приложение 3), разработана тематика бесед о физической культуре и здоровье человека на уроках иностранного языка (Приложение 4).

Приложение 1. Гигиенические критерии рациональной организации урока


№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

 

 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя про-должительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чере-дования раз-личных видов учебной дея-тельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов препо-давания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиенически-ми нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

8

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиенически-ми нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередует-ся в соответст-вии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

10

Физкульт-минутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкультми-нутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологичес-кий климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферент-ный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступ-ления утомле-ния учащихся по снижению учебной актив-ности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.





Приложение 2. Физкультминутки на уроках английского языка




ALOUETTA (suit the actions to the words)

Alouetta, little Alouetta,
Play the game with me:
Put your finger on your head,
Put your finger on your head,
On your head, on your head,
Don’t forget, Alouet! Oh!

cc

Alouetta, little Alouetta,
Play the game with me:
Put your finger on your nose,
Put your finger on your nose,
On your nose, on your nose,
On your head, on your head,
Don’t forget, Alouet! Oh!

Alouetta, little Alouetta,
Play the game with me:
Put your finger on your mouth,
Put your finger on your mouth,
On your mouth, on your mouth,
On your nose, on your nose,
On your head, on your head,
Don’t forget, Alouet! Oh!


YOU TAKE YOUR LITTLE HANDS (suit the actions to the words)

You take your little hands and go
Clap, clap, clap!  
You take your little hands and go  
Clap, clap, clap!  
You take your little hands and go  
Clap, clap, clap!  
Clap, clap, clap your hands!  
You take your little toes and go  
Tap, tap, tap!  
You take your little toes and go  
Tap, tap, tap!  
You take your little toes and go  
Tap, tap, tap!  
Tap, tap, tap your toes!  

cc

You take your little eyes and go
Blink, blink, blink!
You take your little eyes and go
Blink, blink, blink!
You take your little eyes and go
Blink, blink, blink!
Blink, blink, blink your eyes!
You take you little lips and go
Kiss, kiss, kiss!
You take you little lips and go
Kiss, kiss, kiss!
You take you little lips and go
Kiss, kiss, kiss!
Kiss your dear Mum and Dad!

DO EVERYTHING TOGETHER (suit the actions to the words)

Clap, clap, clap your hands,  
Clap your hands together.  
Clap, clap, clap your hands,  
Clap your hands together.  
Sing, sing, sing a song,  
Sing a song together.  
Sing, sing, sing a song,  
Sing a song together.

Wink, wink, wink your eyes, 
Wink your eyes together.  
Wink, wink, wink your eyes,  
Wink your eyes together.  

Dance, dance, dance a dance,  
Dance a dance together.  
Dance, dance, dance a dance,  
Dance a dance together.

cc

Spin, spin, spin around,
Spin around together.
Spin, spin, spin around,
Spin around together.
Ride, ride, ride your bikes,
Ride your bikes together.
Ride, ride, ride your bikes,
Ride your bikes together.

Wash, wash, wash your face,
Wash your face together.
Wash, wash, wash your face,
Wash your face together.

March, march, march, march to bed,
March to bed together.
March, march, march, march to bed,
March to bed together.



Shine, shine, shine your shoes,
Shine your shoes together.
Shine, shine, shine your shoes,
Shine your shoes together.



IF YOU HAPPY…

If you are happy and you know it, 
Clap your hands. 
If you are happy and you know it,  
Clap your hands.  
If you are happy and you know it,  
And you really want to show it,  
If you are happy and you know it,  
Clap your hands!  

If you are happy and you know it,  
Snap your fingers.  
If you are happy and you know it,  
Snap your fingers.  
If you are happy and you know it,  
And you really want to show it,  
If you are happy and you know it,  
Snap your fingers!  

If you are happy and you know it,  
Nod your head.  
If you are happy and you know it,  
Nod your head.  
If you are happy and you know it,  
And you really want to show it,  
If you are happy and you know it,  
Nod your head!  

cc

If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Stamp your feet!

If you are happy and you know it,
Click your tongue.
If you are happy and you know it,
Click your tongue.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Click your tongue!

If you are happy and you know it,
Say OK.
If you are happy and you know it,
Say OK.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Say OK!



If you are happy and you know it,
Do all six.
If you are happy and you know it,
Do all six.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Do all six!



HEAD , SHOULDERS…

Head, shoulders, knees, and toes, 
Knees and toes.  
Head, shoulders, knees, and toes,  
Knees and toes.  
Eyes and ears, and mouth and nose.  
Head, shoulders, knees, and toes.  
Knees and toes.  

Hands on your hips,  
Hands on your knees,  
Put them behind you  
If you please 
I put my hands upon my hips,  
I turn myself around,  
I raise my hands upon my head  
And then I touch the ground.  
Then I put them in front of me  

cc

Arms and legs, feet and hands,
Feet and hands.
Arms and legs, feet and hands,
Feet and hands.
Eyes and ears, and mouth and nose.
Arms and legs, feet and hands.
Feet and hands.

Touch your shoulders,
Touch your nose, .
Touch your ears,
Touch your toes.
My hands upon my head I place,
On my shoulders, on my face.
Then I raise them up on high
And make my fingers quickly fly.
And gently clap: one, two, three.



Stand up! Stand straight! Hands up! Hands down!
Hands to the sides! Hands forward! Hands backward!
Hands on your hips!
Turn to the left! Turn to the right!
Bend left! Bend right!
Bend down, your hands touching your toes.
Hands up! Grow as tall as a tall tree! Nod your head!
Turn your head to the left, to the right!
Stretch yourselves! Move your fingers!









Приложение 3. Подвижные игры на уроках английского языка и во внеурочной деятельности


Egg and Spoon Race

Игроки команды по очереди обегают вокруг опоры, держа на вытянутой руке ложку с варёным яйцом или ракетку с шариком.


Piggy in the Middle

Один участник пытается поймать мяч, который перекидывают друг другу члены команды, выкрикивая при этом слова на английском языке (как правило, из домашнего задания)


Chinese Whisper (Russian Gossip)

Участники собираются в круг. Ведущий быстрым шёпотом говорит на ушко первому игроку фразу на английском языке, который тот должен передать своему соседу. В конце сравниваются финальная и начальная фразы.


Cross Questions and Crooked Answers

Игроки сидят по кругу; один из участников шепчет вопрос соседу, и тот на него отвечает, затем сосед задаёт вопрос третьему игроку и тот отвечает. В конце игры сравниваются ответы на один и тот же вопрос. Можно подобрать разные вопросы по теме.


Touch Me

Участники делятся на две команды, которые располагаются лицом друг к другу, а игроки в каждой команде встают друг за другом. По сигналу первые игроки подбегают друг к другу, и один задаёт вопрос на английском языке, поднимая при этом руку ладонью вверх. Первый член другой команды должен хлопнуть по ладошке и ответить на вопрос. Когда первая пара отбегает, на их место встаёт вторая пара. Команды набирают очки.


Who Is Out?

Участники садятся в круг. Ведущий выходит из комнаты. В это время игроки меняются местами. Вернувшийся ведущий должен усадить всех на прежние места.


Where Is It?

Ведущий выходит за дверь. Участники прячут предмет. Когда ведущий возвращается, ему помогают найти предмет, давая инструкции на английском языке.


Who Said This?

Один из игроков выходит за дверь, а участники говорят о нём что-нибудь. Когда он возвращается, ему воспроизводят сказанные о нём слова, и он пытается угадать, кто же сказал о нём это.


My Version

Учитель читает довольно длинные художественный текст, или все слушают плёнку. Затем класс делится на две команды, и каждая должна в короткий срок воспроизвести как можно больше деталей текста словами или жестами.


Distant Thoughts

Один из игроков читает по губам другого фразу, или поговорку, или приказ, сказанную на английском языке и изобразить её. Партнёра выбирает себе каждый сам.


Simon Says

Ведущий встаёт на стул лицом к классу и говорит фразу: Simon says: “Say cheese”, - и участники должны выполнить команду, только есть вступительная фраза “Simon says”




Draw the Line

На доске рисуется фрагмент чего-либо. Участники двух команд подбегают к доске и дорисовывают, не отрывая руки, фигуру. Последний должен назвать её по-английски.


Map Reading

Из двух команд по одному игроку по очереди подбегают к карте, заполняют заранее розданные графы: страны, города, реки, моря, горы... Карта на английском языке. В это время играет музыка (недолго). Как только музыка смолкает, игра останавливается. Аналогично можно давать неличные формы глаголов.


I Am the Opposite

Играют по двое. Один произносит слово или фразу, другой должен сказать или изобразить обратное. «Встаю» - «Сажусь»


Action-Freeze

Каждый участник находит место, и по знаку ведущего: “Action!” все бегают, прыгают, пока ведущий не крикнет: “Freeze! Hairdresser!” (any form of statue). Участники должны принять позу названной фигуры (повторяется тема «Профессии»). Подобные игры могут закреплять и темы «Музыкальные инструменты», «Спортивные игры».

Tell Me a Tale

У каждой из трёх команд своё задание: сказка, история из жизни класса, хронология одного дня... Ведущий от команды говорит текст, команда выполняет действие по ходу сюжета, иногда допуская неточности. Именно их должны заметить другие команды.



Приложение 4. Тематика бесед о физической культуре на уроках иностранного языка (5-9 класы)





- «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;

- «Климат и его влияние на здоровье человека»;

- «Спорт и здоровый образ жизни»;

- «Полезные привычки»;

- «Экстремальные виды спорта»;

- «Олимпийские игры»;

- «Здоровое питание и его влияние на здоровье»;

- «Витамины»;

- «Русская кухня»;

- «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;

- «Профилактика болезней»;

- «О вреде курения и алкоголя»;

- «Природная среда как фактор здоровья населения»;

- «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;

- «Проблемы выживания в современном мире»;

- «Проблемы молодежи»;

- «Здоровье и культура общения»;

- «Труд, здоровье, долголетие»;

- «Генетические п проблемы здоровья»;

- «Технический прогресс и человеческие способности».



12