СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на занятиях по театральному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральному искусству нужно учиться, а через игру получается здорово и интересно

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на занятиях по театральному искусству»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

имени Героя Российской Федерации И.В. Коробова г. Вязьмы Смоленской области

215116, Смоленская область, г.Вязьма, ул. Докучаева, д. 2 Тел.: директор 8(48131) 6-12-69 ИНН 6722011997, КПП 672201001, email: moyssh-3@yandex.ru






Использование игровых технологий

на занятиях по театральному искусству



Номинация «Цикл занятий для учащихся (не менее 3-х), отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей»


Автор Прудникова Марина Александровна

Творческое объединение «Юный актер»

Должность педагог дополнительного образования



2021г.


Аннотация.

В данной разработке представлен материал по применению игровых технологий на занятиях театрального искусства в начальной школе.


Приводится пример, как игра может помочь усвоению правил и основ другой игры?

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются.


Проведение занятий с использованием игровых технологий помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.


В разработке приведен примерный план занятий по актерскому мастерству в начальной школе театрального кружка. Данная разработка может быть полезна руководителям школьных театров, педагогам дополнительного образования, работающим в этом направлении.


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Помогают в этом педагогу дополнительного образования применение игровых технологий на занятиях.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе - эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством.

Реализовать общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 -5 классах помогает дополнительная общеразвивающая программа «Юный актер»

   Дополнительная общеразвивающая программа «Юный актер» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и на основе Образовательной программы «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО.2014 года в соответствии с ФГОС ОО.

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня выполняют педагоги дополнительного образования.

Перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программы ДОД

Занятия по театральному искусству ориентированы на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлены на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основаны на психологических особенностях развития школьников.

Игра – естественная среда для детей. Она развивает их воображение и интеллект, прививает им определённые умения и навыки, помогает осваивать действия в соответствии с принятыми в обществе правилами, приучает к соблюдению порядка, ответственности и дисциплины.

Актерство – это тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И, если с верой и наивностью (как необходимыми условиями органичного сценического существования) у младших школьников все в порядке, то с самоконтролем (еще одним необходимым условием) дела обстоят не так хорошо. Значит, занятия по актерскому мастерству с младшими школьниками (для достижения наилучшего результата) должны этот самоконтроль развивать. Таким образом, одна из ключевых задач применения игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству с младшими школьниками – воспитание у обучающихся самоконтроля эмоциональной сферы.

Следующая задача, которую нужно и можно решать при помощи игровых технологий – развитие креативности, раскрепощенности учащихся. Здесь также есть проблема: чем взрослее становится ребенок, тем больше от него требуется соответствия общепринятым в социуме нормам. Не только поведения, но и мышления. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают стараться быть «как все». Вот тут существенную помощь может оказать именно актерское мастерство. Потому что при создании образа (любого, пусть даже совсем крохотного) приветствуется как раз внутренняя свобода от стереотипов. Хвалят за то, за что зачастую ругают в школе. Важно, чтобы процесс фантазирования осуществлялся под собственным контролем ребенка и не перерастал в хаотичное буйство, разрушающее все вокруг.

Еще одна задача – в процессе игры как нельзя лучше реализуется на практике главный принцип театра – «Театр – искусство коллективное». Игра обычно приносит радость от совместных действий. Не зря игру называют школой общения. Ребенок, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для создания образа и, конечно, для жизни в обществе.



Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить — в очень многих областях жизни.

А теперь представим себе, что в определении вместо слова «игра» написано слово «театр». Далее можно ничего не менять. Совпадение – стопроцентное.

Итак, выделим задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в младшей группе театральном кружке:

  • Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы;

  • Развитие креативности, творческого мышления, свободного от стереотипов;

  • Принятие детьми аксиомы «Театр – искусство коллективное», формирование навыков общения.

Эти, а также бессчетное количество иных задач для развития личности и актерских способностей детей младшего школьного возраста, эффективно решаются при помощи игровых педагогических технологий.


И в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован при проведении занятий по актерскому мастерству. В то же время, специальные актерские техники и упражнения с успехом могут применяться в игровых педагогических технологиях.


 Использование игровых технологий в образовательном процессе позволяют развивать у учащихся психические процессы: внимание, память, воображение, развивать коммуникативные и творческие способности. Сюда входят игры и упражнения на развитие памяти, внимания, творческого воображения, игры на развитие эмоциональной сферы, игры на взаимодействие, игры-драматизации, театр –экспромт, сценарии различных мероприятий.


Таким образом, полученные знания позволяют воспитанникам преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.


Общеразвивающая программа дополнительного образования «Юный актер» способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей












МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

имени Героя Российской Федерации И.В. Коробова г. Вязьмы Смоленской области

215116, Смоленская область, г.Вязьма, ул. Докучаева, д. 2 Тел.: директор 8(48131) 6-12-69 ИНН 6722011997, КПП 672201001, email: moyssh-3@yandex.ru











Примерный план

занятия по актерскому мастерству


с применением игровых технологий на занятиях

в театральном кружке «Юный актер»








ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРУДНИКОВА

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА










2021г.


Цель: Используя игровую технологию во время занятий равномерно распределить различные виды заданий, чередуя мыслительную деятельность с подвижными заданиями.



Ход занятия

1 часть


1. Приветствие. Ребята становятся в круг. На первом занятии происходит игра – знакомство «Снежный ком» - ребенок называет свое имя, что бы познакомиться и имя товарищей, которые уже назвали своё имя, что бы запомнить кого как зовут. На последующих занятиях это просто игра (развитие памяти и коммуникативности). Например: «Здравствуйте, сегодня на занятие пришел Егор», «Здравствуйте, сегодня на занятие пришли Миша и Егор», и т.д.

2. Разогрев. Перед артикуляционной гимнастикой «Греем ладошки», далее теплыми руками разогреваем лицевые мышцы, для более качественного исполнения упражнений.

3.Артикуляционная гимнастика (способствующая развитию у учащихся артикуляционного аппарата и правильной артикуляции звуков, что исправляет дефекты речи, снимает комплекс неполноценности)

* «Хомячок» (пожевать воображаемую жвачку»,

**«Назойливый комар» (отогнать комара без рук, только движениями мыщц лица), очень любят учащиеся упр.

***«Криворотая семья», также сюда входят упражнения для губ и языка («хоботок», «улыбка», «трубочка», «чашечка» и др.)

4. Упражнения на развитие дыхания (способствуют более полному раскрытию легких, что помогает качественно произносить заданный текст)

*«Свеча» (вдыхаем через нос и на одном выдохе задуваем 1, потом 2, потом 3 свечи и т.д),

** «Насос» (упр выполняется вдвоем. Один из участников «Мяч» -его надувают, другой «насос». Насос качает мяч со звуком: с-с-с-с ….... Мяч медленно надувается, а потом плавно спускается ш.ш.ш.ш….

*** «Перышки» (Очень нежно дуют на ладошку ),


5. Сценическая речь:

«Проговори скороговорку на выдохе» (Вдыхаем носом, а на выдохе проговорить скороговорку» (Напримерр «От топыта копыт, пыль по полю бежит»)

6. Сценическое движение:

Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела. «Снеговик»- ребенок замер, могут работать только глазки: взгляд, взмах ресниц;

«Железный человек»- ребенок напряжен, движения резкие;

«Листочки» - расслаблен и подвижен, двигается хаотично;

«Тряпичные куклы» - ребенок расслаблен.

7. Пальчиковые игры (способствующие развитию мелкой моторики, загибаем, разгибаем пальчики), игры: «Налим», «Гости приходили», «Юля варежку надела»



2 часть (сценарий представлен в приложении)


Работа над сценарием.

  1. Первая читка.

  2. Изучение характера персонажей, мимики, жестов, движения.

  3. Изучение костюма персонажа.

  4. Выбор персонажа.

  5. Пробы индивидуальные и в группах.

  6. Подбор музыкального сопровождения.

  7. Репетиции. Групповые и индивидуальные.

  8. Генеральная репетиция.

  9. Показ спектакля.



3 часть (выбираются 2-3 игры)

Игры на развитие внимания: «Воробьи-вороны», «Что изменилось» «Кого не хватает», «Садовник» «Не зевай по порядку выбегай», «Внимательные звери» «Слушай мою команду», «Правая – левая», «Овощи, фрукты, ягоды», «Съедобное, несъедобное» и др.

Игры и упражнения на развитие воображения:

«Угадай кто мой друг», «Превращения», «Придумай и нарисуй», «Иллюстрации», «Кляксы», «Кружки», «Пантомима». «На что похоже» и.т.д . Игры на развитие творческого воображения и фантазии: «Доскажи сказку», «Сказка по кругу», «Фантазируем вовсю», «Если бы» и.т.д


4 часть. Занятие окончено.

Мы хорошо поработали, мы молодцы! До свидания!

Игра «Аплодисменты по кругу» (эмоциональная разрядка)









Пояснение к Примерному плану занятия по актерскому мастерству


Занятие по актерскому мастерству рассчитано на 10 -15 занятий в зависимости от сложности подготовки сценария (2 часть)

В работе представлено три сценария:

  1. «Спички детям не игрушка» - дети (3Б) в игровой форме выучили стихотворение на противопожарную тему. Показ состоялся для первоклассников.



  1. «Сказка про школу»- сценарий был переработан под ребят. «Едениц» играли девочки близняшки, получилось очень интересно.





  1. Новогодний сценарий составлялся вместе с ребятами. Они сами играли в игры и выбирали понравившиеся.





























Список используемой литературы.

  1. Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств Тренинг творческой психотехники.»- С-П, «Веды», 2010

  2. Кнебель М. О.  Поэзия педагогики. М., 1974.

  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа, 1993

  4. Современные педагогические технологии как объективная потребность. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html

  5. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 томах. М., «Искусство» 1962.

  6. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., «Генезис», 1998.

  7. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М.: Искусство, 1975.