Выступление на заседании методического объединения на тему:
«Использование художественных произведений на уроках истории»
Подготовила: Чуканова Н.А., учитель истории и обществознания
Художественна литература, которая используется на уроках истории, способствует лучшему восприятию материала, его конкретизации, а также помогает сформировать у учеников яркие образы прошлого. К тому же книга позволяет поддерживать интерес к предмету, а отдельные фрагменты из литературных произведений помогают лучше воссоздать историческую обстановку, дать портретное или картинное описание.
Условно художественную литературу можно разделить на две группы:
К первой категории относятся произведения, авторы которых сами принимали участие в конкретных исторических событиях или были их свидетелями.
Такие источники часто могут быть не понятны ученикам, поэтому учитель обычно использует только определенные фрагменты. Так, например, при изучении истории Руси XII века учитель может обратиться к «Слову о полку Игореве» и объяснить ученикам призыв автора произведения прекратить междоусобные войны и объединиться против общего врага.
На уроке истории художественная книга чаще всего используется для пересказа либо цитирования небольших отрывков. Учитель, прежде чем зачитать подготовленный отрывок, кратко рассказывает ученикам об авторе и при необходимости кратко излагает сюжет произведения. Далее учитель предлагает ученикам различные вопросы и задания, а после чтения отрывка проводит беседу с учениками. В дальнейшем материал художественного произведения входит уже и в проверку знаний учащихся.
К памятникам художественного слова стоит отнести и произведения устного народного творчества: сказки, былины, пословицы, поговорки, песни. Например, строки из былины о Садко позволяют ученикам представить богатство Великого Новгорода, обилие товаров, которые продавались на обширном торге.
Ученики на уроках истории анализируют исторические произведения с точки зрения его соответствия исторической науке, они также самостоятельно его рецензируют, работают над текстом, подбирают примеры и составляют аннотации. При составлении аннотации рекомендуется учитывать следующие пункты:
эпоха и событие, которые отражены в произведении;
самые важные и наиболее яркие события книги;
присутствие исторических персонажей и события, которые с ними происходили;
отношение самого автора к описываемым событиям и героям;
собственное мнение ученика о книге, его оценка художественных достоинств произведения;
какую информацию получает читатель из книги.
Результативность использование художественных произведений на уроках истории:
Развитие логического мышления учащегося, а именно умения сравнивать, сопоставлять, работать с текстом;
Повышается читательская грамотность учащихся и знание исторического материала, исторических личностей;
Повышение интереса к чтению художественной литературы; к истории нашей страны;
Укрепляются межпредметные связи (история, литература, культура, родная литература).