СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование рабочих листов в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование рабочих листов в начальной школе»









Доклад на школьное методическое объединение

на тему:

« Использование рабочих листов, как средство организации учебной деятельности»





















Подготовила: учитель начальных классов

Вихрова Наталья Александровна









2023 г.

В настоящее время перед учителем стоит несколько важных задач, а именно:

  • Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества;

  • Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам;

Развитие коммуникативных навыков у учащихся;

  • Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении

  • деятельности;

  • Индивидуальный подход к обучающимся.

Чтобы решить данные задачи, современный урок должен быть интересным, привлекательным и содержательным для обучающихся с разными способностями. Необходимо включить школьников в такую деятельность, которая потребует от них самостоятельного алгоритма действий, которые направлены на получение знаний и решения поставленных перед ними учебных задач. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы правильно организовать учебный процесс на уроке, создать для учеников такие условия практического овладения материалом, которые позволили бы каждому из них проявить активность, творчество, познавательный интерес с учетом их способностей и уровня обученности. Нельзя забывать и о том, что обучение учащихся работе с различными источниками информации, является одной из основных образовательных задач.

Возможным решением этих проблем, способом реализации индивидуального подхода, формой организации познавательной деятельности на уроке может стать применение рабочих листов.

Цель моей работы – это организация образовательного процесса на уроке с помощью рабочих листов.

Для достижения данной цели я решаю такие задачи:

  • Учесть уровень подготовки каждого ученика и особенности класса,

  • Включить задания различного вида и уровня сложности;

  • Интегрировать материал;

  • Вовлечь в активную деятельность на уроке каждого ученика;

  • Повысить концентрацию внимания учащихся на изучаемом материале;

  • Облегчить запоминание материала за счет активизации всех видов памяти;

  • Дать возможность ученикам отработать материал дома.

Итак, рабочий лист. Что это? Рабочий лист – это система заданий по определённой теме, разработанная с целью обучения детей работе с информацией разных видов.

Рабочий лист создает максимально комфортные условия для достижения образовательных целей по определенной теме. Задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы, выполняя упражнения ученик был вынужден многократно вспоминать правило. Таким образом мы акцентируем внимание на одной теме, что способствует более качественному усвоению знаний.

Как работать с ним?

На любом этапе урока, на контрольной или самостоятельной работе. В качестве домашнего задания или задания на каникулы.

Чем он отличается от карточки?

Одна тема – один рабочий лист. И, самое главное, упражнения разного вида. Здесь кроссворд, тут ребус, там заполни таблицу, составь предложение, устно ответь на вопрос и так далее. Вот когда есть ВСЕ ЭТО, можно с точностью сказать, что да, у вас есть рабочий лист.

Какие бывают рабочие листы?

Информационные – включают новый материал, дополнительную информацию, правила, таблицы и пр.

Тестовые – в них есть контрольные вопросы, задачи, задания как в ВПР.

Интегрированные – имеют блок с информацией о новом материале, материалы для проверки знаний и задания для самостоятельной работы.

Рабочий лист – это наиболее подходящий способ оформить задания по теме в систему. Система – это именно то, чего так не хватает нашим детям, а это очень важный навык – связать одно с другим. Значит рабочий лист –отличный способ добиться того, о чем в образовании все мечтают – повысить качество знаний.

Первые рабочие листы я применяла на уроках по литературному чтению. Это очень благодатная почва для обучения детей работе с текстом.

Работа ведется в течение всего урока, и дети видят, что они должны сделать, заполнить, выбрать. Скучающих и отлынивающих от работы учеников нет. Ученики выбирают из текста слова – описания, характеристику героев, дают оценку настроению и чувствам героев, их поступкам. Здесь же составляют план текста, записывают основную его мысль, и, как рефлексия или итог, составляется синквейн по теме.

В этом году приняв 1 класс, я не оставила работу с рабочими листами. Только немного изменила их. Во время обучения грамоте при знакомстве с новой буквой я ученику предлагаю набор упражнений, заданий и картинок. Так у нас «родилась» «Книжка-малышка» в которой есть все буквы алфавита с различными заданиями. В такой игровой форме мы учимся читать, делать звукобуквенный анализ, познакомились с анаграммами, ребусами, лабиринтами, текстами с картинками. (Пример заданий при изучении буквы К.)

Проверка знаний… очень часто у детей при словах «контрольная работа» или «самостоятельная» в глазах можно увидеть страх и панику. Но если в контрольную добавить парочку ярких акцентов, картинок в тему, или просто заполнить «чемодан» знаниями или написать СМС в телефоне, то проверка знаний не будет вызывать у ребенка ужас, страх и панику. Поэтому я ученикам предлагаю «пользоваться» телефонами при работе с Математическим и Словарным диктатами.

Рабочий лист можно использовать на любом уроке, будь это урок математики, русского языка, литературного чтения или окружающего мира. Рабочие листы могут включать памятки, опорные схемы, таблицы, схемы, кроссворды, ребусы, иллюстрации, карты и пр. В зависимости от характера заданий, которые включены в рабочий лист его можно применить не только для индивидуальной работы, но и в парной и групповой. Материалы рабочих листов можно использовать на любом этапе урока. Задания помогают активизировать учеников и на этапе актуализации, и для создания проблемной ситуации. Можно быстро проверить знания или организовать самостоятельную работу на этапе осмысления и обобщения.

И еще одно, не маловажное – это повышение мотивации ученика. Если добавить в урок элемент того, что уже знакомо и интересно детям, они поймут, что Вы в теме, а главное, им станет интересно работать. Вот и повысился интерес и возросла мотивация – а мы этого и добиваемся.

Есть ли минусы при создании рабочих листов?

Есть! Это весьма трудоемкий процесс разработки и подготовки рабочего листа. Это большое количество бумаги и краски.

Но, можно решить и это.

1. Есть очень много творческих учителей, которые создают рабочие листы и делятся ими с другими (некоторые за символическую плату).

2. Есть сайты, на которых можно найти готовые задания или создать свои. Это https://chikipooki.com/ru,http://tobemum.ru/deti/kaknauchit/generator-propisi/, https://childdevelop.ru/generator/, https://worksheets.ru/catalog/. https://infourok.ru/magazinmaterialov?authorId=214284&sortType=popular&classIds=5

3. Распечатывать на черно-белом принтере в классе, можно сэкономить на краске. Дети сами с удовольствием раскрашивают свои рабочие листы.

Подводя итог вышесказанному, можно уверенно говорить о выполнении моей основной функции учителя на уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребенка. В этом мне помогают рабочие листы.





Список источников

1.https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/rabochii_list_kak_sposob_organizatsii_uchebnogo_protsessa_na_urokakh_russkogo_ia Маликина Татьяна Владимировна

2.https://xn--j1ahfl.x p1ai/library/statya_ispolzovanie_rabochih_listov_v_nachalnoj_sh_151536.html Голодок Алёна Алексеевна314, Учитель начальных классов

3. https://urok.1sept.ru/articles/650233Панова Елена Дмитриевна, учитель информатики, заместитель директора по УВР Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания

4. https://t.me/teacher_legostaevaNV