СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Хлеб- всему голова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Хлеб-всему голова"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Хлеб- всему голова"»



МБОУ …..











«Хлеб- наше богатство»









Работа обучающихся 5 класса


Руководитель–учитель русского

языка и литературы



Рабочий телефон







2022







Цель исследовательской работы:узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования:

- Изучить историю возникновения хлеба.

-- Узнать, почему хлеб называют хлебом.

- Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

- Узнать, как хлеб приходит к нам на стол

- Провести анкетирование среди учащихся класса.

Актуальность исследования: без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой

Объект исследования- хлеб


Метод исследования :анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников























Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

2.1.История возникновения хлеба

2.2. Почему хлеб стали называться хлебом

2.3. Какие сорта хлеба бывают?

2.4. Чем полезен хлеб?

2.5 Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

2.5. Данные об урожае яровой, озимой пшеницы, овса по филиалу села Матаки за 3 последних года

2.6. Тема хлеба в музыке, в живописи, в народном творчестве.

3. Заключительная часть

4. Литература






























1. Введение

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Для этого мы решили провести наше исследование.

Наш класс для исследования взял тему «Хлеб – всему голова». Дело в том, что, ежедневно посещая школьную столовую, мы наблюдали одинаковую картину. Дежурные по столовой собирали после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который шёл в отходы. Оставался он и после нашего класса. Мы решили посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь мы знали, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой.. Начали мы с подсчёта количества хлеба, который теряется в нашей школе . За 3 дня мы выбрасывали 34 куска, а это почти две буханки хлеба .

В месяц на выброс уходит почти 15 буханок хлеба, за целый учебный год 108 буханок хлеба! А ведь это очень много. Тема хлеба нас так заинтересовала, что мы решили узнать о нём, как можно больше.

2. Основная часть

2.1 История возникновения хлеба

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

2.2. Почему хлеб называется хлебом?

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие



народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».



2.3.Какие сорта хлеба бывают?



1 Обычный белый хлеб, выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.

2 Ржаной, или черный хлеб, считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.

3 Цельнозерновой хлеб, уверенно приобретающий всё большую популярность благодаря большому количеству содержащихся в нём витаминов и клетчатки.

4 Кукурузный хлеб, достаточно редкий сорт и приготавливаемый обычно в качестве деликатеса.

5 Картофельный хлеб — совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.

6 Бездрожжевой хлеб, являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды бездрожжевого хлеба вместо дрожжей добавляют специальные закваски.

7 Сдоба. Пищевики-профессионалы под этим термином понимают обычно различные добавки, повышающие качество и вкусовые характеристики теста, но в обиходе под этим словом подразумеваются сладкие мучные кондитерские изделия — булочки, пончики, пряники, пироги и тому подобное.

8 Славянский каравай, отличающийся сладким вкусом, пышностью и приуроченностью к особым событиям.

9 Лаваш — плоский армянский хлеб, которую не следует путать с Шоти.

10 Шоти — грузинским хлебом, выпекаемым с применением дрожжей и имеющим специальную форму.

11 Маца, широко известные израильские лепёшки, сегодня чаще используемые в ритуальных обрядах, нежели в качестве продукта питания.

12 Матнакаш, родственник лаваша, но только приготовляемый с использованием дрожжей.

13 Пицца. Да-да, это тоже хлеб, причем состав теста для неё так же специфичен, как и для других сортов хлеба.

14 Чиабатта - вид хлеба, известный своей чрезмерной пористостью и хрустящей корочкой.

15 Тортилья, или мексиканские лепёшки, один в один похожие на лаваш, но отличающиеся тем, что часто готовятся из кукурузной муки.

16Чапати, индийские хлебцы, широко распространённые в Юго-Восточной Азии и получившие популярность благодаря тому, что являются главным мучным продуктом в ведической кулинарии.

17 Наан, ещё один сорт хлеба из Индии, весьма похожий на грузинский шоти с той только разницей, что при его приготовлении используются многочисленные специи и добавки.

18 Бейгл, или по-нашему — бублики, которые могут быть самых разных размеров и вкусов. Распространены во многих странах мира, и в каждой имеют свою специфику приготовления.

19 Фолар, французский аналог нашего каравая, отличающийся многообразием рецептов и обязательным варёным яйцом в скорлупе, которое должно присутствовать в этом хлебе.

20 Пита — лепёшка, широко распространённая в Средиземноморье и арабских странах и используемая чаще всего для добавления в неё различных начинок.

21 Брецель — особый праздничный кулич, широко распространённый в Германии и Люксембурге. Его отличают особый вкус и специфика приготовления.

2.4 Чем полезен хлеб?

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9. Из минеральных веществ – фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления.
Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину – в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях.


100 лет назад человек в среднем потреблял 1 кг хлеба в сутки, сегодня мы потребляем



только 200–400 г, и в будущем эта цифра будет снижаться, т. к. расширится ассортимент потребляемых продуктов.

2.5 Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Эти люди помнят, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В блокадные дни между хлебом и жизнью стоял знак равен​ства.



В Интернет мы нашли воспоминания людей переживших войну.

Ленинградка Медведева Александра Михайловна (в годы войны Аля Леонова) вспоминала:
«На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я закончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов — рабочим, мама стала его выкупать сама. В ма​газин ходила вечером, после работы.
В квартире у нас стояла стариннаяэтажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика — резные, с ключиком.
В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб...
Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть еще на три. Оставляла нам на завтрак и на обед, остальную часть — на ужин — закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой. …С тех пор прошло много лет, но до сих пор помню жгучее чувство голода. Страх остаться голодной жил во мне долго. И я не понимаю, как порою у нас забывают о том, что такое голод, что такое кусочек хлеба.

Воспоминания Сурского Ильи Григорьевича.

В военные годы они ели ржаной хлеб. Хлеба не хватало. Они ели только траву , суп,

картошку и чёрный хлеб. А белого хлеба не было вообще



2.6. Данные об урожае яровой, озимой пшеницы, овса по филиалу села Матаки за 3 последних года


2015

2016

2017





Яровая пшеница

18

20

16

Озимая пшеница

25

20

36

Овес

25

23

20

Место по району

10

7

5



2.7.Тема хлеба в музыке, в живописи, в народном творчестве.

Загадки про хлеб

В день веселых именин 
Выпекают хлеб один, 
И поют все: «Выбирай, 
Кого любишь, …!»

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый. 
Он и черный, и белый, 
А бывает подгорелый.

То, о чем загадка здесь, 
Хорошо с чайком поесть, 
С виду - маленький батон 
И с начинкой сладкой он.

Пословицы про – хлеб

Где пашет сошка, там хлеба крошка»;

Хлеб да вода — крестьянская еда»;

«Хлеб батюшка, водица матушка»;

«Хлеб вскормит, вода вспоит»;

«Хлеб да квас — вот и все у нас»;

«Покуда есть хлеб да вода — все не беда»











3. Заключительная часть

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.