СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Хлеб -всему голова!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа по теме "Хлеб-всему голова!"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Хлеб -всему голова!"»





Исследовательская работа

«Хлеб-всему голова»



















Оглавление


  1. Введение. 3

  1. Основная часть.

История хлеба и хлебопечения 4

Первые пекари 5

Хлеб как основа жизни 5

Путь «от зерна к хлебу» 6

Роль хлеба во времена Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда 7

Хлеб в русском фольклоре 8

Мои исследования. 9

  1. Заключение. 9

  2. Список литературы и интернет-источников. 10

















Введение

Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись так же, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней. Ни один день в нашей жизни не обходится без хлеба. Удивительно, но этот продукт никогда нам не надоедает. Сегодня мы не испытываем недостатка в хлебе. Но всегда ли так было?


Цель: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи :

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, как хлеб приходит на наш стол

3. Рассмотреть роль хлеба во времена Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.

4. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей.

Гипотеза: Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему .

Для исследования использовал следующие методы:

Наблюдение

Чтение научно-познавательной и художественной литературы

Хлеб в русском фольклоре.

Анкетирование.

Актуальность моей работы в том, что все любят хлеб. В жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это мама, мир, солнце, воздух, земля. К ним можно отнести и хлеб. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», «Хлеб дороже золота и алмазов». Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости.

Основная часть

История возникновения хлеба.

Как появился хлеб на земле? Четкого ответа на этот вопрос так же не существует, есть лишь мнения и предположения. Давным-давно люди ели просто зерна диких злаковых культур в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. С древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». Во все времена отношение к хлебу было особенным. Хлеб – божественный вид пищи, символ достатка, материального благополучия. Даже маленький кусочек хлеба в войну поддерживал, а иногда и спасал жизнь. Хлеб в старину выпекали в русской печи в форме колобка, и когда он выпекался становился круглым и поднимался. Поэтому и говорят, что «Хлеб –всему голова!». Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб на Руси наживали «жито». В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова «жити» (жить) и суффикса «то». Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово – жизнь.



Первые пекари

Умение печь вкусный пышный хлеб очень ценилось в давние времена, поэтому пекарей берегли. За убийство пекаря человека сразу же казнили, ведь он мог спровоцировать голод. Но если сам пекарь делал плохой хлеб – его наказывали по всей строгости, потому, что муку люди получали с огромным трудом, и переводить ее на неудачную выпечку было нельзя. А рецепты хорошего хлеба держали в секрете. Пекари и их ученики со временем разработали определенные рецептуры, нормы и правила для выпечки хлеба. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

Хлеб как основа жизни

У россиян хлеб – это нечто большее, чем просто продукт питания, он часть культурного наследия. Существует множество традиций, где хлеб играет большую роль, вспомнить даже традицию встречи почетных гостей с «хлебом да солью», каравай для молодоженов. К хлебу относятся с почитанием и учат этому детей.

Вряд ли люди когда-нибудь перестанут употреблять хлеб в пищу. Производство хлеба никогда не утратит своей актуальности.

В какой форме бы не представал пред нами хлеб – лепешка, буханка или багет, он остается связующим звеном всех стран мира. Хлеб- это символ упорного труда и благополучия созданного своими руками.

Святое дело – вырастить хлеб. Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами



Путь «от зерна к хлебу».

Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.

А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий. Национальным хлебом всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки. Белый же хлеб появился только во второй половине 19 века. бережно относиться к самому дорогому для человека продукту – к хлебу!



Роль хлеба во времена Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.

Во время Великой Отечественной войны в действующей советской армии по нормам, установленным правительством в сентябре 1941 года, рацион солдата на 80 процентов состоял из хлеба, его полагалось 800 граммов.

Хлеб во времена Великой Отечественной войны был горьким на вкус, потому, что в его состав часто входили компоненты, которые в обычной жизни никто бы и не подумал в хлеб добавлять. Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, устроенных прямо в грунте. Порой — под обстрелом. В состав фронтового хлеба, кроме ржаной муки, входили свекольный жмых, солод, отруби, опилки. Хлеб, который привозили на фронт из тыла, состоял из 40 процентов муки ржаной. В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10 процентов.

Хлеб во время войны был самым главным продуктом питания. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

Когда гитлеровские войска взяли в плотное кольцо город Ленинград, то перекрыли тем самым поступление в город продовольствия. И хотя хлеба в СССР было вполне достаточно для обеспечения фронта и худо-бедно снабжения тыла, невозможность доставить его в город на Неве привела к тому, что в некоторые блокадные месяцы от голода в день умирало до 7 тысяч человек.

Доставить в город хлеб пытались наладить по воздуху, а также по льду и воде Ладожского озера. Но его поступления в город были настолько малы, что не могли обеспечить защитников Северной столицы и местных жителей, многие из которых трудились на ленинградских предприятиях оборонного значения, должным количеством хлеба.

За 900 дней блокады норма на хлеб жителям города снижалась пять раз. Самый минимальный рацион пищи ленинградцы получали с 20 ноября по 24 декабря 1941 года: рабочие — по 250 г хлеба, все остальные — по 125 г. Этот кусочек помог выстоять жителям Ленинграда. Но даже такого хлеба, наполовину состоящего из практически несъедобных примесей — обойной пыли, отрубей, целлюлозы, опилок, жмыха и прочего, не хватало. Формы для выпечки хлеба смазывались соляровым маслом.

Хлеб ленинградцам выдавали по карточкам, которые заменили тогда деньги и ценились дороже золота. Тогда же появились такие понятия, как «блокадный хлеб» и «блокадная норма хлеба».

В музее обороны Ленинграда, ныне Санкт-Петербург, лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба весом 125 г. – дневной паек жителей осажденного города.. Это святой блокадный хлеб. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений


Хлеб в русском фольклоре.
Хлеб – это самое главное, что есть на столе. С давних времен он много значил для русских людей. Хлеб – это символ плодородия. Ведь если на полях не было урожая, то миллионы семей оставались без еды.Люди хлеб очень уважали. Именно поэтому о нем слагали поговорки и пословицы.

«Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования;

«Хлебное место» – доходная работа;

«Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь;

«Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход;

«Она хлеба не просит…» - так говорят о вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться.

Пословицы о хлебе:

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

Хлеба нет – и друзей и не бывало.

Хлеба ни куска – и в горле тоска.

Мои исследования.

В своем исследовании решил выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников и их родителей. Мною опрошено 7 моих одноклассников и 7 родителей.

Я попросил родителей одноклассников ответить на вопрос «Какова роль хлеба в жизни человека?». Получил самые разнообразные ответы на составленную анкету. (См. Приложение 1). Чаще всего покупают белый хлеб, разные кондитерские изделия. Родители считают, что хлеб- основной продукт питания, без хлеба жизнь невозможна.

В анкете для учащихся я решил узнать об отношении ребят к хлебу. Ребята отвечали на вопрос «Что вы делаете с оставшимся хлебом?». (см. Приложение 2). И получил следующие результаты : все дети любят белый хлеб. Покупают хлеб каждый день- 3человека, через день-3человека, два раза в неделю-1человек. 5человек сушат сухари, 3человека собирают крошки, 1человек- убирает до следующего раза, 1-доедаем.

Я считаю, что если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относится к нему.

Заключение

В ходе работы я открыл для себя много нового. Теперь я знаю, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова». Ведь хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином. Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб. Во время войны хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека. Таким образом, я смог достичь своей цели исследования – я узнал о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Узнав о том, почему взрослые издавна так ценят хлеб, дети будут бережнее к нему относиться. Еще в древние времена учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу..Поэтому, хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

Хлеб – драгоценность!
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.



Список использованной литературы:


А. Владимиров «Земля на зернышке стоит». Москва «Детская литература», 1984г.

А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Москва «Детская литература», 1990г.

Б. Алмазов «Наш хлеб». Москва «Детская литература», 1985г.

В.А. Патт «Наш хлеб». Москва «Легкая и пищевая промышленность», 1984г.

К. Паустовский «Теплый хлеб». Ленинград «Художник РСФСР», 1987г.

М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

М.А. Федоров «Юному хлеборобу». Москва «Россельхозиздат», 1984г.

М. Пришвин «Лесной шатер». Москва «Издательство Бамбук», 1999г.

Н. Верещагин «Золотой колосок». Москва «Малыш», 1984г.

Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную». Москва «Малыш», 1973г.

Интернет-ресурсы:

http://www.peterburg.biz/muzey-hleba-v-peterburge.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EB%E5%E1

http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/

http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

http://kedem.ru/history/20090114-bread/

http://hlebosol.info/folk/poslovica/tolkovanie/





Приложение 1



Анкета для родителей учащихся 4класса

1.Какой хлеб вы покупаете чаще всего? (черный, белый, батон,…………………….)

2.Какие хлебобулочные и кондитерские изделия вы покупаете чаще всего? (сушки, пирожки, слойки, ватрушки, рогалики, сухари, печенье, зефир, пастила, вафли, халва, пирожные, торты ………………….…………………………………………………………….)

3.Как часто Вы сами дома печёте? (…………………………………………………………)

4.Что для вас важно в хлебобулочной продукции? (внешний вид, качество, свежесть,………………………………………………………………………)

5.Как часто вы покупаете хлеб? (каждый день, через день, один-два раза в неделю,……………………………)

6.Какими, по вашему мнению, ценностными характеристиками обладает хлеб? (……………………………………………………………………………)

7.Какова, по вашему мнению, роль хлеба в жизни человека? (………………………………………………………)

8.Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Почему хлеб – всему голова?» (……………………………………………………………………………………

Подчеркните выбранный Вами вариант ответа или предложите свой.













Приложение 2

Анкета для учащихся 4класса



  1. Любишь ли ты хлеб?

А) Да

Б) Нет

В) Не очень

  1. Какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

А) Черный

Б) Белый

  1. Как часто ваша семья покупает хлеб?

А) Каждый день

Б) Через день

В) Один-два раза в неделю

  1. Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем

Б) Делаем сухарики

В) Убираем до следующего раза

Г) Собираем крошки и кормим птиц

Д) Выкидываем

Выбери вариант ответа или предложи свой.