ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:
Системы счисления.
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 8
Базовый учебник Босова Л. Л. Информатика и ИКТ
Цели урока:
Образовательные:
закрепление ранее пройденного материала по теме «Язык как способ представления информации»;
закрепление и проверка знаний по пройденному материалу: понятие двоичной системы счисления, перевода из десятичной системы счисления в другие СС и обратно.
Воспитательные:
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных форм проведения итогового урока;
развитие коммуникативных УУД посредством работы в группах, рефлексии и ответственности за свою работу в команде.
Развивающие:
Тип урока: итоговый
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Материалы к уроку: презентация, карточки с заданием.
Ход урока
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня я расскажу вам фантастическую историю, и вам предстоит помочь одному мальчику.
Жил-был обычный мальчик по имени Саша. Учился он в обычной школе в восьмом классе. Только было у Саши одно большое увлечение – его компьютер, который он называл Оракул. Все свое свободное время Саша проводил с ним, вернее за ним: работал, играл, отдыхал.
Но пока он сидел за своим Оракулом, за ним с очень далекой планеты наблюдал зоркий глаз видеокамеры. На той планете властвовал искусственный интеллект по имени Робобос, который мог подчинять себе все электронные устройства. Однако Робобос все же был только лишь компьютером и знал только два знака – «0» и «1», поэтому он никак не мог понять арифметику землян и решил похитить Сашу. Так Саша оказался в плену на чужой планете.
Но Саша не был робким мальчиком и отказался идти на контакт с Робобосом. Тогда Робобос пообещал отпустить Сашу, если тот справиться с некоторыми заданиями, которые приготовил Робобос.
И тут Саша выдвинул свое условие: ему понадобиться помощь землян. И от вас зависит Сашина судьба – вернется он на Землю или придется жить там.
Первое задание:
Перед Сашей появилась таблица с числами:
Человек - ? система счисления | Компьютер - ? система счисления |
0 | ? |
1 | ? |
2 | ? |
3 | ? |
4 | ? |
5 | ? |
6 | ? |
7 | ? |
8 | ? |
9 | ? |
Что же потребовал Робобос от Саши?
УЧЕНИКИ: отвечают на вопрос (перевести числа из ДЕСЯТИЧНОЙ СС в ДВОИЧНУЮ СС). (Желательно чтобы ученики произнесли сами названия систем счисления).
Работа устная. На скорость. За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
УЧИТЕЛЬ: С первой задачей вы справились. И пока Робобос обрабатывал полученные вами результаты он предложил Саше разгадать ребусы.
Второе задание:
(приглашаются по одному члену команды для выбора карточек с заданием. Карточки «рубашкой» вверх)
Время выполнения задания 3 мин
Пока вы помогали Саше с ребусами, Робобос обработал результаты и получил формулу для перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную. И решил проверить Сашу, а знает ли об этом он? И вот перед Сашей числовой ребус, где числа заменяют слова, а цифры – буквы в них. Вам нужно перевести числа в десятичную систему и вписать их в числовой ребус.
Третье задание: (Приложение 1) Время выполнения работы – 5-6 мин.
УЧИТЕЛЬ: Итак, вы справились с этим заданием, но у Робобоса уже заготовлено другое задание. Никак он не может смириться с тем, что Саше удается справиться с его задачками.
Четвертое задание:
Обратное преобразование. Но Робобос усложнил задание: предложив не одну систему счисления, а сразу четыре.
(Приглашаются по одному члену команд для выбора задания. Карточки «рубашкой» вверх)
1 команда – двоичная СС
2 команда – троичная СС
3 команда – восьмеричная СС
4 команда – шестнадцатеричная СС Время выполнения работы – 6-7 мин
УЧИТЕЛЬ: Вы помогли Саше и с этим заданием, но Робобос не смирился со своим поражением и придумал еще одно задание для Саши и вас. Двоичная арифметика.
Пятое задание:
Произведите двоичное сложение двоичных чисел и заполните клетки кроссворда.
УЧИТЕЛЬ: Побежденный вами Робобосс сдержал свое обещание и отпустил Сашу домой. Саша вернулся к своим делам и своему Оракулу, а мы с вами должны подвести итоги нашей работы.
На карточках у вас написаны количество правильных ответов и баллы за них.
Для честного и объективного оценивания, я предлагаю вам поменяться вашими карточками с выполненным заданием.
Приступаем к проверке: (Презентация).
Подсчитываем баллы, выставляем оценки (Презентация).
Для тех, чьи знания оценены на оценку меньшую «4» - Д/З: повторить весь пройденный материал по теме «Язык как способ представления информации», особенно темы связанные с системами счисления.
Остальные – отдыхают.
Всем спасибо.