Итоговая работа по литературному чтению (4 класс)
I вариант
1. Обозначь, к какому жанру относится произведение.
И пришёл Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узоречье. И народ назвал Олега Вещим.
житие сказка летопись былина
2. Прочитай отрывок из стихотворения. Обозначь, кто автор этих строк.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве.
А. Н. Плещеев «Дети и птицы»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
И. А. Бунин «Листопад»
3. Отметь, с чем сравнивает П. П. Ершов в сказке «Конёк-горбунок» кобылицу, которую поймал Иван.
с белоснежной скатертью
с ясным днем
с зимним снегом
со светлым утром
4. Укажи, героиня какого произведения вдохновила великого композитора Э. Грига на написание музыки.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
М. М. Зощенко «Ёлка»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
5. Соедини название произведения и его автора.
«Городок в табакерке» А. П. Чехов
«Сказка о жабе и розе» В. Ф. Одоевский
«Мальчики» В. М. Гаршин
6. Укажи, какой фразеологизм встречается в произведении Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
как в воду канул
как сквозь землю провалился
как ветром сдуло
как корова языком слизала
7. Отметь, какой эпитет подобрал Д. Б. Кедрин для слова «денёк» в стихотворении «Бабье лето».
холодный студёный зябкий прохладный
8. Определи по приведённым эпитетам, о каком герое идёт речь.
Добрый, отзывчивый, внимательный, милосердный, совершал чудеса.
Том Сойер Гулливер Иисус Иуда
9. Прочитай четверостишие. Подчеркни рифмующиеся слова. Отметь, кто автор стихотворения.
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Жёлтый лев крадётся к зебре
Через травы и камыш.
М. И. Цветаева «Наши царства»
В. Я. Брюсов «Опять сон»
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
В. Я. Брюсов «Детская»
10. Определи, кто из указанных персонажей «лишний».
Приёмыш Выскочка Соболько Тарас
Напиши название произведения, о котором идёт речь.
![]()
11. Составь пословицу из слов, приведённых ниже.
На, привет, добрый, и, ответ, добрый.
![]()
Отметь, к какому произведению относится пословица.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
К. Булычёв «Путешествие Алисы»
12. Отметь, какое произведение ты прочитал в 4 классе.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»
Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Н. Н. Носов «Телефон»
Итоговая работа по литературному чтению (4 класс)
II вариант
1. Обозначь, к какому жанру относится произведение.
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство не надобно.
Ах, поеду, молодец, я, туда,
Где показано убитому быть
летопись былина житие сказка
2. Прочитай отрывок из стихотворения. Обозначь, кто автор этих строк.
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя...
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
А. А. Фет «Весенний дождь»
Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»
Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид»
3. Отметь, какое сравнение использует А. С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» для описания яблочка.
словно ясно солнышко
будто мёдом налитое
будто сахарное
словно наливное
4. Укажи, брат и сестра из какого произведения испортили многим новогодний праздник.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
М. М. Зощенко «Ёлка»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
5. Соедини название произведения и его автора.
«Серебряное копытце» М. Ю. Лермонтов
«Аленький цветочек» П. П. Бажов
«Ашик-Кериб» С. Т. Аксаков
6. Укажи, какой фразеологизм встречается в произведении В. Ю. Драгунского «Главные реки».
упустил из виду
пропустил мимо ушей
вылетело из головы
считал ворон
7. Отметь, какой эпитет подобрал С. А. Есенин для слова «озеро» в стихотворении «Лебёдушка».
зеркальное серебряное прозрачное глубокое
8. Определи, используя опорные слова, о каком герое идёт речь.
Проказник, хитрец, выдумщик, любит приключения, сообразительный, любознательный.
Том Сойер Гулливер принц Иуда
9. Прочитай четверостишие. Подчеркни рифмующиеся слова. Отметь, кто автор стихотворения.
Владенья наши царственно богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. И. Цветаева «Наши царства»
В. Я. Брюсов «Опять сон»
10. Определи, кто из указанных персонажей «лишний».
олень Серёжа собака Вьюшка кабаны художник
Напиши название произведения, о котором идёт речь.
![]()
11. Составь пословицу из слов, приведённых ниже.
Дела, добрые, смерти, и, после, живут.
![]()
Отметь, к какому произведению относится пословица.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
С. Лагерлёф «Святая ночь»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
К. Булычёв «Путешествие Алисы»
12. Отметь, какое произведение ты прочитал в 4 классе.
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Решения
1 вариант
Летопись
Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
С зимним снегом
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
«Городок в табакерке» А. П. Чехов
«Сказка о жабе и розе» В. Ф. Одоевский
«Мальчики» В. М. Гаршин
Как сквозь землю провалился
Зябкий
Иисус
Рифмующиеся слова: дебри – к зебре, тишь – камыш.
В. Я. Брюсов «Опять сон»
Выскочка. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
На добрый привет - добрый и ответ. К. Булычёв «Путешествие Алисы»
П. П. Бажов «Аленький цветочек»
2 вариант
Былина
Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»
Будто мёдом налитое
М. М. Зощенко «Ёлка»
«Серебряное копытце» М. Ю. Лермонтов
«Аленький цветочек» П. П. Бажов
«Ашик-Кериб» С. Т. Аксаков
Вылетело из головы
Серебряное
Том Сойер
Рифмующиеся слова: богаты – скаты, стиху – во мху.
М. И. Цветаева «Наши царства»
Собака Вьюшка. Е. И. Чарушин «Кабан»
Добрые дела и после смерти живут. С. Лагерлёф «Святая ночь»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Инструкция для ученика
Прочитай внимательно задание.
Из четырёх предложенных вариантов выбери один верный.
Если что-то не понял, спроси учителя.
Не отвлекайся.
Задания выполняй шариковой ручкой с синей пастой.
Не забудь подписать свою работу.
Обрати внимание: в некоторых заданиях предлагается место для записей ответов.
Для учителя: все задания связаны с текстами учебника, поэтому учащиеся, которые внимательно работали на уроках и внимательно читали учебник, легко справятся с этими заданиями.