Приёмы работы по организации смыслового чтения
(из опыта работы учителей МОБУ СОШ № 2)
Авторы : учитель русского языка и литературы Тимощенко О.М.; учитель математики Вдовина Л.И.; учитель биологии Акатова Л.С.
Навык чтения
Техническая сторона
Смысловая сторона
«приращение смысла» (В. Шкловский)
смысл (содержание) ↔ структура (форма)
… чтобы понимать, надо знать.
К. И. Чуковский «От двух до пяти»
С чего начинается понимание текста?
1) в художественном тексте всё значимо;
2)
1 + 1 =2
«На склоне воздушных небес протянута шкура гепарда…»
Понимание художественного текста возникает как сходство смысловых контекстов автора и читателя. Безусловно, наряду со сходством возникают и различия, связанные с различным мироощущением автора и читателя, поэтому для адекватного понимания текста, необходимо учитывать все компоненты художественного произведения.
Смысл (содержание)↔ структура (форма)
3)
Основные умения смыслового чтения:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИТЕРПРЕТАЦИЯ
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Проблема 1: Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы. Проблема 2: Ограничение самостоятельной работы. Проблема 3: Использование лишь традиционных технологий и методов обучения. Проблема 4: Узкий круг чтения обучающихся. Проблема 5: Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Проблема 6: Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения.
Тонкие
вопросы
Толстые
Кто...?
вопросы
Что...?
Дайте три объяснения, почему...?
Когда...?
Объясните, почему...?
Как звать...?
Почему, вы думаете...?
Было ли...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Приём: Вопросы к тексту учебника
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких
обстоятельствах это происходило?
уточняющие : Если я правильно понял, то…?
объясняющие – о причинах и следствиях:
Почему? Зачем? Что из этого получилось?
вопросы-предположения : Что бы изменилось,
если бы…?
оценочные : Почему это хорошо, а то плохо?
Правильно ли поступил..?
вопросы на выявление эмоционального
отношения : Понравился ли вам…?
вопросы, требующие постановки себя на место
героя: Как бы ты поступил…?
Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.
- По названию предположите, о чем будет рассказ?
- Какие события могут произойти в описанной обстановке?
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
- Что будет с героем после событий рассказа?
Прием «Чтение с пометками INSERT»
V
+
Я это знал
Новое для
-
меня
?
Я думал иначе
Интересно
Непонятно
Нужно разобраться
Прием «Верные – неверные утверждения»
А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».
Ему принадлежит афоризм «Красота спасет мир».
А.П.Чехов по образованию был врачом.
Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому.
Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс.
Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.
Прием «Двойной дневник»
Фразы из текста ,
Комментарий :
которые
«Судьба сделала меня специалистом по древнерусской литературе»
что заставило записать
Человек скромный (не просто специалист, а крупный учёный, академик)
произвели
наибольшее
именно эту фразу?
впечатление
Какие мысли,
(согласие, протест или
вопросы, ассоциации
непонимание)
и воспоминания она
вызвала?
КЛАСТЕР
«право имеющие»
«твари дрожащие»
Люди
собственно люди
Закон природы
двигатели истории
Цель:
материальное
воспроизводство
великих
и себе
подобных
Лужин
преступают закон,
могут переступить
через кровь
«по совести»
Раскольников
должны быть
послушными,
обязаны соблюдать
закон
в этом их назначение
настоящие
ложно
представившие
себя
таковыми
Свидригайлов
не обязательно
страдают, если
жаль жертву
если сознают
ошибку,
пусть
страдают
Кластер Сравнение характеров сестёр ( Маршак «Двенадцать месяцев»)
Дочка
Падчерица
отважная
завистливая
хитрая
добрая
щедрая
злая
весёлая
безотказная
ленивая
жадная
справедливая
трудолюбивая
честная
лживая
грубая
СХЕМАТИЗАЦИЯ
Литературные направления
Литературный авангард
Реализм
Модернизм
Символизм
АА
Акмеизм
Футуризм
младшие символисты
кубофутуристы
старшие символисты
«Центрифуга»
мистики-богоискатели
эгофутуристы
декаденты-индивидуалисты
«Мезонин поэзии»
ПРИЁМ «СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА»
Тема
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – 1
Описание
Действия
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – 2
ГЛАГОЛ – 3
Своё отношение
ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ
Новая интерпретация
1 СЛОВО
СИНКВЕЙН (ПЯТИСТРОЧНЫЙ БЕЛЫЙ СТИХ)
Грэй
2. Добрый, благородный
3.Сбегает, путешествует, любит
4. Был счастлив, сотворив чудо своими руками
5. Романтический герой
Жилин
Остап
Мужественный, цельный
Пленник
Сражается, мучается, погибает
Смелый, находчивый
Достойный сын своего отца
Работает, соображает, действует
Патриот
Ищет способ сбежать из плена
Деятель
НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА
НА УРОКЕ БИОЛОГИИ
Тараканы
Древние маленькие
Живут бегают размножаются
Они обитают везде на Земле
Бессмертные
ПРИЁМ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?»
- Тараканы – очень древние насекомые, они жили ещё 38 921 659 лет назад.
- Существует таракан ростом 200 мм.
- Если рост таракана 10 мм, то его усы могут достигать длины до 20 мм.
- Таракан-прусак бегает быстрее таракана перипланета американа на 44 см/с.
- Таракан-прусак бегает со скоростью 1080м/ч.
«Бортовой журнал»
Он позволяет связать тему урока с личностными представлениями. В первой графе таблицы записывается известная информация, во второй - новая информация.
Тема «Среда обитания живых организмов» 5 класс
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Среда обитания – место, где находятся живые организмы.
Выделяют 4 среды обитания: наземно-воздушная, водная, почва, сами живые организмы.
Живые организмы могут обитать в воде, почве, на суше.
Наземно-воздушная среда – самая разнообразная среда обитания живых организмов.
Жизнь зародилась в воде.
Водная среда обладает высокой плотностью, ограничивает поступление солнечного света.
ПРИЁМ «ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ»
(способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия, построение ответвлений)
«Значение нервной системы»
Благодарим за внимание!
Источник шаблона Сайт http://linda6035.ucoz.ru/