СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как устранить пробелы в знаниях учащихся"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционные уроки, общение с учителями и сверстниками-вот что такое качественное образование.Наши дети должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания и языка обучения

Просмотр содержимого документа
«"Как устранить пробелы в знаниях учащихся"»

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ №8 ИМЕНИ ТОЛЕ БИ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗА"

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ УЧАЩИХСЯ»

КАЛАБАЕВА ЛЯЗЗАТ МЕЙРБЕКОВНА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«Качественное образование подразумевает традиционные уроки, общение с учителями и сверстниками. Поэтому необходимо продумать порядок возврата к традиционной форме очного обучения с соблюдением эпидемиологических требований. Особенно это важно для школ. Наши дети должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания и языка обучения».  ГОД УПУЩЕННЫХ ЗНАНИЙ

«Качественное образование подразумевает традиционные уроки, общение с учителями и сверстниками.

Поэтому необходимо продумать порядок возврата к традиционной форме очного обучения с соблюдением эпидемиологических требований.

Особенно это важно для школ. Наши дети должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания и языка обучения».

ГОД УПУЩЕННЫХ ЗНАНИЙ

Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил обеспечить готовность к обучению школьников и студентов в традиционном формате.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев

поручил обеспечить готовность к обучению школьников и студентов в традиционном формате.

«В связи с этим важно, чтобы педагоги провели объемную работу по восполнению пробелов знаний у учащихся», – отметил заместитель председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Жомарт Карамбаев.

«В связи с этим важно, чтобы педагоги провели объемную работу по восполнению пробелов знаний у учащихся», –

отметил заместитель председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК

Жомарт Карамбаев.

 Итак, 28 июля 2021 года учителя Казахстана получили первые установки на новый учебный год. Согласно инструктивно-методическому письму, в начале нового учебного года педагоги проверят знания учащихся на предмет пробелов за предыдущий дистанционный год.  Призывы экспертов проанализировать первый массовый опыт 1,5-годового онлайн-обучения не остались незамеченными. Разработав инструкцию для педагогов на предстоящий учебный год, минобразования учло возможные пробелы в знаниях школьников.

Итак, 28 июля 2021 года учителя Казахстана получили первые установки на новый учебный год. Согласно инструктивно-методическому письму, в начале нового учебного года педагоги проверят знания учащихся на предмет пробелов за предыдущий дистанционный год.

Призывы экспертов проанализировать первый массовый опыт 1,5-годового онлайн-обучения не остались незамеченными. Разработав инструкцию для педагогов на предстоящий учебный год, минобразования учло возможные пробелы в знаниях школьников.

 16 августа 2021 года для применения в работе поступило методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в среднем образовании в Республике Казахстан в 2021-2022 учебном году».   В разделе: «Алгоритм  действий  восполнения  материала  по  предмету  «Русский  язык  и  литература»  в  школе с  казахским языком  обучения» говорится о восполнении пробелов знаний в обучениии учащихся рекомендуется проводить Диагностическую  работу:

16 августа 2021 года для применения в работе поступило методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в среднем образовании в Республике Казахстан в 2021-2022 учебном году». 

В разделе: «Алгоритм действий восполнения материала по предмету «Русский язык и литература» в школе с казахским языком обучения» говорится о восполнении пробелов знаний в обучениии учащихся рекомендуется проводить Диагностическую работу:

1.Необходимо  провести  контрольные  работы  в  целях  проверки  умений  правильно  использовать  в  речи  изученные  языковые  средства  2.Типовые  задания  для  диагностической  работы  и  для  последующего  восполнения  знаний с фонетико-орфоэпическим,  орфографическим, м орфологическим, словообразовательным, синтаксическим, стилистическим, и речевым аспектами.
  • 1.Необходимо провести контрольные работы в целях проверки умений правильно использовать в речи изученные языковые средства
  • 2.Типовые задания для диагностической работы и для последующего восполнения знаний с фонетико-орфоэпическим, орфографическим, м орфологическим, словообразовательным, синтаксическим, стилистическим, и речевым аспектами.
ЦЕЛИ ПЕДАГОГА:   ЛИКВИДАЦИЯ ПРОБЕЛОВ У УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ .   СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ.

ЦЕЛИ ПЕДАГОГА:

ЛИКВИДАЦИЯ ПРОБЕЛОВ У УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ .

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ.

-пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний, задержка психического развития; Причина пробелов -педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных учебных умений и навыков (низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.) Неблагополучная семья, прогулы, проблема влияние «улицы»

-пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний, задержка психического развития;

Причина

пробелов

-педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных учебных умений и навыков (низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.)

Неблагополучная семья, прогулы, проблема влияние «улицы»

2020 год - Высшая степень развития эпидемического процесса- пандемии короновируса

2020 год - Высшая степень развития эпидемического процесса- пандемии короновируса

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:   Создать благоприятную атмосферу на уроке. Своевременно оказывать помощь на дополнительных заданиях и организовать работу консультантов. Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Для этого использовать обучающие игры. Освободить школьника от страха перед ошибками, создавая ситуации свободного выбора, чем и достигается успех.  Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

Создать благоприятную атмосферу на уроке.

Своевременно оказывать помощь на дополнительных заданиях и организовать работу консультантов.

Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Для этого использовать обучающие игры.

Освободить школьника от страха перед ошибками, создавая ситуации свободного выбора, чем и достигается успех.

Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Повторение - мать учения Поэтому всем школам: «В начале 2021-2022 учебного года рекомендуется провести административный контрольный срез знаний обучающихся по всем основным предметам.           Административный срез знаний по русскому языку для 3-х классов за 2 полугодие Поездка в деревню Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лице радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова) Грамматическое задание. Вариант 1 Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу. Вариант 2  Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.

Повторение - мать учения

Поэтому всем школам:

«В начале 2021-2022 учебного года рекомендуется провести административный контрольный срез знаний обучающихся по всем основным предметам.

Административный срез знаний по русскому языку

для 3-х классов за 2 полугодие

Поездка в деревню

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лице радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова)

Грамматическое задание. Вариант 1

Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.

Вариант 2

Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА МОНИТОРИНГ По результатам контрольного среза необходимо разработать план работы школы, план работы педагога по восполнению пробелов в знаниях обучающихся в период ограничительных мер. И в течение учебного года проводить данную работу.  По окончании составить мониторинг успеваемости учащихся.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

МОНИТОРИНГ

По результатам контрольного среза необходимо разработать план работы школы, план работы педагога по восполнению пробелов в знаниях обучающихся в период ограничительных мер.

И в течение учебного года проводить данную работу.

По окончании составить мониторинг успеваемости учащихся.

К примеру,  ОБРАЗЕЦ ПЛАНА:  ЦЕЛЬ:  1) Определение фактического уровня знаний детей.  2) Выявление в знаниях учеников пробелов, требующие быстрой ликвидации. № П/П 1 ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ 2 Проведение к онтрольного среза знаний учащихся по основным разделам учебного материала По окончании раздела 3 Составление и реализация индивидуального плана занятий со слабоуспевающими учащимися. В начале года Индивидуальные консультационные занятия для учащихся В течение учебного года

К примеру,

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА:

ЦЕЛЬ:

1) Определение фактического уровня знаний детей.

2) Выявление в знаниях учеников пробелов, требующие быстрой ликвидации.

П/П

1

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

2

Проведение к онтрольного среза знаний учащихся по основным разделам учебного материала

По окончании раздела

3

Составление и реализация индивидуального плана занятий со слабоуспевающими учащимися.

В начале года

Индивидуальные консультационные занятия для учащихся

В течение учебного года

№ П/П 5 ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. На каждом уроке Определение для учащихся конкретных тем для отработки знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления минимального порога успешности по предметам. 7 В течение учебного года 8 Контроль выполнения домашних заданий  На каждом уроке Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. На каждом уроке

П/П

5

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

На каждом уроке

Определение для учащихся конкретных тем для отработки знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления минимального порога успешности по предметам.

7

В течение учебного года

8

Контроль выполнения домашних заданий

На каждом уроке

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

На каждом уроке

№ П/П ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ Ведение тематического учёта знаний. 10  В течение учебного года Составление и ведение мониторинга для сравнения результатов, показанных каждым учащимся после посещения индивидуальных консультаций. Консультация. Дополнительные занятия по графику.   В течение учебного года

П/П

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

Ведение тематического учёта знаний.

10

В течение учебного года

Составление и ведение мониторинга для сравнения результатов, показанных каждым учащимся после посещения индивидуальных консультаций.

Консультация. Дополнительные занятия по графику.

В течение учебного года

ОТЧЕТ ПО РАБОТЕ Ф.И.ученика Причины неуспеваемости Использованы виды опроса Формы ликвидации пробелов Результаты работы

ОТЧЕТ ПО РАБОТЕ

Ф.И.ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результаты работы

ИНФОРМАЦИЯ

По восполнению пробелов знаний в гимназии № 8 имени Толе би города Тараз Жамбылской области за 1 четверть 2021-2022 учебного года.

  • Основополагающие нормативно-законные акты (приказы МОН РК, постановления о внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан, об утвержденных Методических рекомендациях по осуществлению учебного процесса в организациях образования.
  • Основополагающие нормативно-законные акты (приказы МОН РК, постановления о внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан, об утвержденных Методических рекомендациях по осуществлению учебного процесса в организациях образования.

1

  • Причины отставания: -пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний, задержка психического развития; -педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных учебных умений и навыков (низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.)
  • Причины отставания:
  • -пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний, задержка психического развития;
  • -педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных учебных умений и навыков (низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.)

2

Цели индивидуальных консультационных занятий:  ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам. создание условий для успешного индивидуального развития ученика. оказывать помощь при объяснении сложных тем, вызывающие затруднения в усвоении и понимании. освободить учащихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха.  Рекомендации:  - Организация и проведение индивидуальных консультаций для обучающихся в дистанционном формате в целях профилактики и восполнения потерь в знаниях по необходимости в группах до 5 обучающихся.  - Организация в классах еженедельных консультаций.  - Утверждение в гимназии графика по проведению индивидуальных консультаций. ( 2 раза в неделю)

Цели индивидуальных консультационных занятий:

  • ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам.
  • создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
  • оказывать помощь при объяснении сложных тем, вызывающие затруднения в усвоении и понимании.
  • освободить учащихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха.

Рекомендации:

- Организация и проведение индивидуальных консультаций для обучающихся в дистанционном формате в целях профилактики и восполнения потерь в знаниях по необходимости в группах до 5 обучающихся.

- Организация в классах еженедельных консультаций.

- Утверждение в гимназии графика по проведению индивидуальных консультаций. ( 2 раза в неделю)

ВАЖНО

  • Приглашение учащихся для индивидуальных консультаций в определенные дни и время. Составление расписания занятий для каждого класса с указанием начала и окончания занятий.
  • Приглашение учащихся для индивидуальных консультаций в определенные дни и время.
  • Составление расписания занятий для каждого класса с указанием начала и окончания занятий.

ВАЖНО

  • Использование на индивидуальных занятиях учителей- предметников различных методов и приемов обучения. Например, тексты письменных заданий должны быть грамотно сформулированы, хорошо читаемыми, необходим регулярный разбор типичных ошибок или работа над ошибками.
  • Использование на индивидуальных занятиях учителей- предметников различных методов и приемов обучения. Например, тексты письменных заданий должны быть грамотно сформулированы, хорошо читаемыми, необходим регулярный разбор типичных ошибок или работа над ошибками.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Индивидуальные консультации организовывать согласованию с родителями (или же по имеющимся заявлениям) по учебным предметам с учетом потребностей учеников и их учебных достижений.
  • Индивидуальные консультации организовывать согласованию с родителями (или же по имеющимся заявлениям) по учебным предметам с учетом потребностей учеников и их учебных достижений.
РЕКОМЕНДОВАНО МОН РК В 5-11 классах рекомендовано проводить 1 час в неделю дополнительные курсы по выбору за счет часов вариативного (факультативного) компонента: «Порядочность» — в 5-м классе «Экология» — в 6-м классе «Критическое мышление и эмоциональный интеллект» - в 7-м классе «Медиаграмотность» — в 8 классе «Светскость и основы религиоведения» — в 9-м классе «Основы предпринимательства и бизнеса» — в 10-м классе  Также в 6-м классе по «Музыке» вводят раздел «Домбра». А по физкультуре 1 час в неделю детям предложат заниматься шахматами, тоғызқұмалақ, настольным теннисом, спортивными и бальными танцами.

РЕКОМЕНДОВАНО МОН РК

В 5-11 классах рекомендовано проводить 1 час в неделю дополнительные курсы по выбору за счет часов вариативного (факультативного) компонента:

  • «Порядочность» — в 5-м классе
  • «Экология» — в 6-м классе
  • «Критическое мышление и эмоциональный интеллект» - в 7-м классе
  • «Медиаграмотность» — в 8 классе
  • «Светскость и основы религиоведения» — в 9-м классе
  • «Основы предпринимательства и бизнеса» — в 10-м классе

Также в 6-м классе по «Музыке» вводят раздел «Домбра». А по физкультуре 1 час в неделю детям предложат заниматься шахматами, тоғызқұмалақ, настольным теннисом, спортивными и бальными танцами.

РАЗНЫЕ МНЕНИЯ Удаленка очень плохо сказалась на знаниях, — поделилась представитель администрации одной из школ.  Скорость чтения в начальных классах упала. Средние классы стали забывать таблицу умножения. Старшеклассники в надежде обмануть педагогов придумывали разные варианты «сбежать» с онлайн-урока. И мы прекрасно знаем, что мамы, папы, бабушки, дедушки и репетиторы постоянно помогали детям выполнять даже элементарные задания. Лишь бы быстрее освободиться. То есть навыки самостоятельной учебы выбранный в Казахстане формат не вырабатывает. Напротив, из-за отсутствия как такового учительского контроля дети стали зависимы от посторонней помощи на уроках.
  • РАЗНЫЕ МНЕНИЯ
  • Удаленка очень плохо сказалась на знаниях, — поделилась представитель администрации одной из школ.
  • Скорость чтения в начальных классах упала. Средние классы стали забывать таблицу умножения.
  • Старшеклассники в надежде обмануть педагогов придумывали разные варианты «сбежать» с онлайн-урока.

И мы прекрасно знаем, что мамы, папы, бабушки, дедушки и репетиторы постоянно помогали детям выполнять даже элементарные задания. Лишь бы быстрее освободиться.

То есть навыки самостоятельной учебы выбранный в Казахстане формат не вырабатывает.

Напротив, из-за отсутствия как такового учительского контроля дети стали зависимы от посторонней помощи на уроках.

РАЗНЫЕ МНЕНИЯ Учитель другой школы, например, вообще считает, что 2020-й учебный год не оставил в головах детей никаких знаний. По ее мнению, его следует повторить.

РАЗНЫЕ МНЕНИЯ

Учитель другой школы, например, вообще считает, что 2020-й учебный год не оставил в головах детей никаких знаний.

По ее мнению, его следует повторить.

Родительская общественность считает, что учителям удобно работать на дистанционке. На работу ходить не надо. Наголосовал в чат заданий и живешь спокойно.  — Это заблуждение. Мои коллеги, особенно которые преподают основные дисциплины, сильно переживают из-за падения успеваемости учеников. РАЗНЫЕ МНЕНИЯ

Родительская общественность считает, что учителям удобно работать на дистанционке. На работу ходить не надо. Наголосовал в чат заданий и живешь спокойно. 

Это заблуждение. Мои коллеги, особенно которые преподают основные дисциплины, сильно переживают из-за падения успеваемости учеников.

РАЗНЫЕ МНЕНИЯ

Дети объективно ничего не знают Когда с учениками нет зрительного контакта и возможности увидеть и узнать, понял ребенок материал или нет, невозможно говорить о каком-то учительском удовлетворении своей работой.

Дети объективно ничего не знают

Когда с учениками нет зрительного контакта и возможности увидеть и узнать, понял ребенок материал или нет, невозможно говорить о каком-то учительском удовлетворении своей работой.

Действительность Учителя согласны с тем, что удаленное обучение детей не давало родителям полноценно работать. От дистанционки пострадали все. Повторение этого опыта будет только вредным. Приблизительно так. А практически, это реализовать достаточно сложно. Учитывая, что такого опыта нет как у детей, так и у учителей.  

Действительность

Учителя согласны с тем, что удаленное обучение детей не давало родителям полноценно работать.

От дистанционки пострадали все.

Повторение этого опыта будет только вредным.

Приблизительно так.

А практически, это реализовать достаточно сложно.

Учитывая, что такого опыта нет как у детей, так и у учителей.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!