СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование для учителей филологов

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571

тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

руководитель МО

_______В.П.Годлевская

Протокол №_____от ______2018г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________М.К.Кальченко

_________2018г.


УТВЕРЖДЕНО

приказ № _______от _______2018г.

Директор школы

____Н.Б.Федорченко








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 10 класса

(базовый уровень)

на 2018-2019 учебный год





Срок реализации программы

01.09.2018 – 25.05.2019 г.


учитель: Велиев Эдем Рустемович




















Данная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования.

Уровень обучения базовый.


Планирование составлено на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Программа по литературе «Литература. 10-11 классы. Базовый уровень» (Авторы: С.А. Зинин, В.А. Сахаров, В.А. Чалмаев).


  1. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях/ С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014 – 432 с.: иллюстрации – (Инновационная школа).

Количество часов по учебному плану: 102 ч/год, 3 ч/неделю



1.Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


2. Содержание учебного предмета

10 класс

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Содержание курса (класса) включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Русская литература XIX века

Введение. Общая характеристика русской литературы 19 в.(10ч)

А.С. ПУШКИН 4ч

      Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

     Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

    Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».




М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 3ч

     Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,  «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

     Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

      Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).





Н.В. ГОГОЛЬ 3ч

      Повести: «Невский проспект», «Нос».

     Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй половины XIX века

Введение 1ч

     Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.


А.Н. ОСТРОВСКИЙ 8ч

      Пьесы: «Свои люди  сочтемся!», «Гроза».

      Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

   Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».



И.А. ГОНЧАРОВ 6ч

      Роман «Обломов».  Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».



И.С. ТУРГЕНЕВ 8ч

      Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Роман «Отцы и дети».  Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

     Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».


Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 3ч

        Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».



Н.А. НЕКРАСОВ 8ч

      Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

       «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

      Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».



Ф.И. ТЮТЧЕВ 3ч

        Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

       «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. ФЕТ 4ч

       Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

       Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.


Н.С. ЛЕСКОВ 3ч

            Повесть «Очарованный странник ».  Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 5ч

      Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

     «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

А.К. ТОЛСТОЙ 2ч

       Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

        Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.









Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».


Л.Н. ТОЛСТОЙ 15ч

        Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

     «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса.                              Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы»,  повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ 15ч

    Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».


А.П. ЧЕХОВ 10ч

       Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

      Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».

     

Региональная литература Б.Поляков; В. Субботенко, С.Овчаренко, Л.Огурцова, В.Егоров, А.Куприн, И.Бунин, С.Сергеев-Ценский.

3.Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Кол-во часов

Программа С.А. Зинина

РП

Развитие речи

КР

Вн. чтение

Введение

1

1




Из русской литературы 1 половины XIX века

А.С.Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

10



4

3

3

10



4

3

3





1



Из русской литературы 2 половины XIX века

Литература и журналистика 50 - 80-х годов XIX века

А.Н.Островский

И.А.Гончаров

И.С.Тургенев

Н.Г. Чернышевский

Н.А.Некрасов

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Н.С. Лесков

М.Е.Салтыков - Щедрин

А.К.Толстой

Л.Н.Толстой

Ф.М. Достоевский

А.П.Чехов

91



1

8

6

8

3

8

3

4

3

5

2

15

15

10

91



1

8

6

8

3

8

3

4

3

5

2

15

15

10







2

1

3



2











2

2

2































1







1







1







1



1



2

Итого

102

102

15

1

6


Произведения для заучивания наизусть в 10 классе

А. Н. Островский. «Гроза» - действие 1, явление 3-е от слов «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» до слов «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (монолог Кулигина).

А. А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую...», «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья...»«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...». 

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим...».

Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»,«Элегия» («Пускай нам говорит...»)«Человек сороковых годов». 













Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571

тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_





РАССМОТРЕНО

на заседании МО

руководитель МО

_______В.П.Годлевская

Протокол №_____от ______2018г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________М.К.Кальченко

_________2018г.


УТВЕРЖДЕНО

приказ № _______от _______2018г.

Директор школы

_______Н.Б.Федорченко










Календарно – тематическое планирование

по литературе

для 10 класса

(базовый уровень)


на 2018/2019 учебный год


учитель: Велиев Эдем Рустемович
















Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

(коррекция)

1

01.09


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в. (11 ч)

Обзор русской литературы первой половины 19 века (1 ч.)

.

1

2




3

06.09




07.09


А.С.ПУШКИН (4ч)

 «Чувства добрые» в пушкинской лирике.  (Обзор лирики).


Образно-тематическое багатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Анализ стихотворений

1




1

4

07.09


А.С.Пушкин Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии

1

5

08.09


Рр№1 Развёрнутый монологический ответ на вопрос.

1

6



13.09


Творчество М.Ю.Лермонтова.( 3ч)

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова. (Обзор лирики).



1

7




8

14.09




15.09


М. Ю. Лермонтов. «Демон». Нравственно-философская проблематика поэмы


Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

1

9

20.09


Н.В.Гоголь (3ч)

Творчество Н.В.Гоголя (обзор).

Нравственная проблематика повести «Невский проспект». Образ Петербурга в повести

1

10

21.09


Повесть «Нос». Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры

1

11

22.09


Проверочная работа по разделу «ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.»


1

12

27.09


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. ( ч.)

Литература и журналистика 50 - 80-х годов XIX века

1

13

28.09


А.Н.Островский ( 8 часов )

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесах А.Островского.

1

14

29.09


Драма «Гроза» А.Островского. Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза».

1

15

04.10


А Островский «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Драматический конфликт

1

16





05.10


А Островский «Гроза». Образ Катерины в свете критики. (Н.А. Добролюбов.).Многозначность названия, символичность.

1

17

06.10


А Островский «Гроза». Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

1

18

11.10


Вн.чт. 1 А. Островский «Свои люди - сочтемся»


1

19

20

12.10


РР № 2-3 Контрольное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

2

21




13.10


И.А.Гончаров

(6ч)

И.А. Гончаров. Личность и творчество. История создания романа «Обломов».

1






22

18.10



Быт и бытие Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов». Петербургская «обломовщина».



1

23



19.10


Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры Обломова

1



24



25




20.10



25.10


Любовная тема в романе «Обдомов» (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).



Роман «Обломов» в русской критике

1


1

26

26.10


Рр № 4 Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1

27

27.10


И.С.Тургенев(8 ч)

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор)

1

28



07.11


И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Сюжет, композиция, система образов романа.

1



29

08.11



Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно – философские истоки. Базаров и Аркадий



1

30





10.11


Отцы в романе «Отцы и дети». Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Смысл названия.

1

31

14.11


И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Любовная линия в романе и ее место в проблематике произведения

1

32

15.11


Рр5 Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича).

1

33-

34

17.11

21.11


Рр № 6 -7 Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2

35




36

22.11




24.11


Н.Г. Чернышевский(3ч)

Н.Г. Чернышевский. Личность писателя и история создания романа «Что делать?»


«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» в романе «Что делать?»

1




1

37

28.11


Черты социальной утопии в романе «Что делать?» Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

.

1

38

29.11


Н.А.Некрасов (8 ч)

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (обзор).Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.



1

39


01.12


Н.А.Некрасов. Судьба поэта – гражданина. Тема народа в поэзии Некрасова..


1

40


05.12


Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика


1


41



42



43



44




06.12



07.12



08.12



12.12


Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

Анализ отдельных глав.


Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


Проблема счастья и ее решение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Образ Гриши Добросклонова



Рр № 9 Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1





1





1

45

13.12


Рр№10 Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

1

46

15.12



Вн.чт. №2 Философская лирика поэтов Крыма

Л. Огурцова, авторская песня В.Егорова

1

47

19.12


Ф.И. Тютчев(3ч)

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).


1

48

20.12


Личность и мироздание в лирике Тютчева .


1

49

22.12



«Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева


1

50

26.12


А.А. Фет(4ч)

А.А. Фет. Жизнь и творчество(обзор). «Культ мгновенья » в творчестве поэта

1

51

27.12


Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.).

1

52

09.01


Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).

1

53

10.01


Проверочная работа по творчеству Тютчева и Фета

1

54





55

12.01





16.01


Н.С. Лесков(3 ч)

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести «Очарованный странник».


Образ И. Флягина в повести «Очарованный странник».

1





1

56

17.01


Отображение Н.С. Лесковым русского национального характера в героях повести

1

57






58

19.01






23.01


М.Е.Салтыков - Щедрин(5 ч)

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина (обзор).«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве, «Премудрый пискарь»).

1





1

59

24.01


«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа

1

60

26.01


«История одного города» Судьба глуповцев и проблема финала романа.

1

61

30.01


Вн.чт № 3 М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки «Орел - меценат», «Вяленая вобла», «Либерал»

1

62

31.01


А.К.Толстой(2ч)

А.К.Толстой Жизнь и творчество (обзор).

Мир природы в лирике А.К. Толстого

1

63

02.02


Интимная лирика А.К. Толстого. («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).

1

64

06.02


Л.Н.Толстой (15 ч)

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.Роман – эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа

1

65

07.02


Л.Н.Толстой«Война и мир». Система образов в романе. Нравственная концепция Толстого, критерии оценки личности.

1

66

09.02


Л.Н.Толстой«Война и мир». Изображение светского общества.

1

67

13.02


Л.Н.Толстой

«Война и мир». Путь идейно – нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

68





69

14.02





16.02


Л.Н.Толстой «Война и мир». «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.



Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

1




1

70

20.02


Л.Н.Толстой «Война и мир». Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.

1

71

21.02


Л.Н.Толстой «Война и мир». Тема войны в романе. Толстовская философия истории.

1

72

27.02


Л.Н.Толстой «Война и мир». Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого.

1

73

28.02


Л.Н.Толстой «Война и мир». Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».

1

74

02.03


Л.Н.Толстой«Война и мир». Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

1

75

06.03


Л.Н.Толстой «Война и мир». Психологизм романа, «диалектика души». Мировое значение творчества писателя.


1

76

77

07.03

09.03


Рр № 9-10 Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

2

78

13.03


Вн.чт.4 Л.Н.Толстой. Цикл «Севастопольские рассказы». Военная тем а в творчестве писателя

1

79

14.03


Ф.М. Достоевский (15ч)

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение.

1

80

16.03


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова и ее развенчание.

1

81

20.03



Раскольников и его идейные «двойники» (Лужин, Свидригайлов и др.) в романе «Преступление и наказание»

1

82

21.03


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Образы «униженных и оскорбленныхТема «маленького человека».

1

83

23.03


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского. Приемы создания образа Петербурга.

1

84

03.04


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

1

85

04.04


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Художественное своеобразие романа. Роль внутренних монологов и снов героев в романе.

1

86

06.04


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения».

1

87

88

10.04

11.04


РР №11-12 Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2

89

13.04


А.П.Чехов (10 часов)

А.П. Чехов Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика рассказов «Студент», «Ионыч», «Дом с мезонином».

1

90

17.04



«Быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в рассказах «Человек в футляре», «Палата №6», «Крыжовник»

1

91

18.04



А.Чехов «Дама с собачкой» Глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.


1

92

20.04



А.П.Чехов Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.




1



93

24.04


Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта


1

94

25.04


Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани в пьесе «Вишневый сад»..


1

95

27.04


Образы слуг в пьесе «Вишневый сад»..

(Яша, Дуняша, Фирс).



1

96

04.05


Символический смысл образа вишневого сада в комедии «Вишневый сад».. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе

1

97

08.05


Новаторство Чехова – драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

1

98

11.05


Р.р.№13 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П. Чехова

1

99

15.05


Контрольная работа за курс изучения литературы в 10 классе. (тесты)

1

100

16.05


Вн.чт.№5 Крым в произведениях русских писателей

А.Куприн, И.Бунин, С. Сергеев-Ценский


1

101

18.05


Вн.чт.№6 Крым в произведениях русских писателей

А.Куприн, И.Бунин, С. Сергеев-Ценский


1

102

22.05


Рр № 14 Защита исследовательских работ по литературе XIX века

1


Произведения для заучивания наизусть в 10 классе

А. Н. Островский. «Гроза» - действие 1, явление 3-е от слов «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» до слов «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (монолог Кулигина).

А. А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую...», «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья...»«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...». 

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим...».

Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»,«Элегия» («Пускай нам говорит...»)«Человек сороковых годов». 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!