СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование ОНР 1класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к рабочепрограмме учителя-логопеда МОУ

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование ОНР 1класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА Республики Крым



РАССМОТРЕНА

На заседании методического объединения учителей

______________________

Протокол от «_____»______ 20___ г №­_______

Руководитель МО

Подпись ____________


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора школы

Н.Л.Капралова


«____»___________20___г

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ

«Садовская СОШ»

О.В.Луцык


№___от «____»______20___г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИИ

ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Уровень образования (Начальное общее образование 1-2 классы)


Количество часов: 1-а класс – 2 часа в неделю 59 часов в год (с 16.09 по 15.05)

1-б класс – 2 часа в неделю 58 часов в год (с 16.09 по 15.05)

2 –а класс – 2 час в неделю 59 часов в год (с 16.09 по 15.05)

2 –б класс – 2 час в неделю 61 час в год (с 16.09 по 15.05)



Программа разработана на основе: Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения по родному языку у детей с речевой патологией) Москва, республиканский институт повышения квалификации работников образования, ред. А.Я. Ястребова, Т.П. Бессонова.

















Программа разработана учителем – логопедом Ольховик Н.А.





Пояснительная записка работы с учащимися с ФФН

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона РФ от29 декабря 2012 г. N 273»Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, то 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07 2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от25.11.2013№ 317-ФЗ)

  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

  • Письма «Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

  • Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения по родному языку у детей с речевой патологией) Москва, республиканский институт повышения квалификации работников образования, ред. А.Я. Ястребова, Т.П. Бессонова.

  • Положения о логопедическом пункте МБОУ « Садовская СОШ»

  • Должностной инструкции учителя – логопеда на логопункте МБОУ « Садовская СОШ»,

  • Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся первых классов по профилактике дисграфий» Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся первых классов по профилактике дисграфий», составитель учитель-логопед ЦПМСС Баталина Г.Н. Санкт-Петербург 2005



3. Содержание коррекционных занятий и характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) (-фонетико фонематическое недоразвитие речи ) (Приложение 1).

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.




Структура рабочей программы коррекционной работы на логопункте

в МБОУ « Садовская СОШ»:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Планируемые результаты коррекционной работы учителя–логопеда.

  4. Содержание коррекционного курса и характеристика отклонениями в речевого развития, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей

  5. Тематическое планирование работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

1. Пояснительная записка

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте. Логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, а так же в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку. Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года может и двух, по показаниям.

Задачи программы

Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными фонетико фонематическим недоразвитием речи;

- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

  • Функции рабочей программы:

  • Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;

  • целеполагающая, определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в коррекционную область образования;

  • определяет содержание коррекционного образования, фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися. А так же степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность освоения элементов содержания, организованные формы и методы, средства и условия обучения.

Условия реализации программы коррекционной работы

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий, (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МО учителей-логопедов для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

  1. При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н. Баталина Г.Н. , А.Я. Ястребова, Т.П. Бессонова.

  2. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы. Ефименковой Л.Н., при планировании работы с учащимися ФФН и ОНР 1, 2 класса.

Материально-техническое и информационное обеспечение:

В МБОУ «Садовская СОШ» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета и включает:

- Рабочее место: Стол -1, стулья мягкие-3, парты-5, стулья ученические 10, стенды-4, шкафы-3, доска-1, зеркало настенное-1, зеркала на подставках-6, зонды-8, реактив(спирт-1 флакон и другие материальные ценности-1 уп. влажных салфеток, вата, бумажные салфетки, шторы-2.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»



































Этапы реализации программы коррекционной работы 

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи III уровня, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи. (Приложение 1)

Этапы работы и оценка результатов работы при ФФНР.

Этапы

Результаты

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.


Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


2. Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание и первый этап направлен на преодоление фонетико-фонематических нарушений и предполагают следующие этапы и результаты работы

(Приложение 2).

Содержание работы с группой (по А.В.Ястребовой).

Этапы коррекционной работы

Содержание работы по преодолению в речевом развитии

Используемые

на занятиях грамматические темы

Содержание коррекционно-воспитательной работы

Восполнение пробелов в формировании учебной деятельности

Восполнение пробелов в формировании

коммуникативных

умений, адекватных учебной деятельности

I этап (30-45 занятий)

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Продолжение коррекции дефектов произношения. Формирование полноценных фонематических представлений (на базе фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом

анализе и синтезе.

«Звуки и буквы»

« Гласные и согласные»

«Деление слов на слоги»

«Твёрдые и мягкие согласные»

«Ь знак для обозначения мягкости согласного»

« Разделительный мягкий знак»

«Ъ знак для обозначения твёрдости согласного»

« Разделительный твёрдый знак»

«Парные звонкие и глухие согласные»

« Ударение»

« Двойные согласные»

«Правописание ши, жи, ча, ща,чу,щу»




Развитие и совершенствование

Устойчивости и самостоятельно-

сти учебной работы, навыков самоорганизации.

Развитие и совершенствование умений:

  1. Планировать предстоящую работу;

  2. Определять пути и средства достижении учебной цели;

  3. Осуществлять самоконтроль;

  4. Выделять главное, существенное в учебном материале;

  5. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе)

Совершенствование умений:

  1. Отвечать на вопрос в точном соответствии с задачами, инструкцией;

  2. Отвечать на вопросы по ходу учебной работы,адекватно употребляя усвоенную терминологию;

  3. Применять инструкции, схемы при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и по итогам учебной работы;

  4. Обращаться к учителю –логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  5. Вести диалог по ходу учебной работы;

  6. Пояснять суть инструкции, учебной задачи с использованием усвоенных терминов;

  7. Формулировать задание во время коллективных видов работы;

  8. Развёрнуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы и подводить итоги;

  9. Проводить дифференцированный опрос и оценку ответов учащихся в процессе выполнения коллективных форм учебной работы.

II этап (21-30 занятий)

Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путём накопления новых слов, относящихся к различным сторонам речи, так и за счёт развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования.

11. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетания, связанных слов в предложениях, моделями разных синтаксических конструкций.

« Безударные гласные»

« Проверяемые ударением гласные»

« Состав слова»

«Корень слова»

« Однокоренные слова»

«Окончание»

« Приставка»

« Суффикс»

« Приставки и предлоги»

« Сложные слова»

« Род имён существительных и имён прилагательных»

«Изменение имён существительных по числам»

«Изменение имён существительных по родам и числам в сочетании с существительными»

« Изменение имён прилагательных по падежам, родам, числам в зависимости от существительных»

« Изменение глаголов по лицам и числам»



III этап (10-12 занятий)

Восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Развитие навыков связанного высказывания:

а) установление последовательности высказывания;

б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях тех или иных целях обобщения

(доказательство, оценка и т.п.);

в) совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

« Повествовательные предложения»

«Вопросительные предложения»

« Восклицательные предложения»

« Предложения с однородными членами, с союзами и, а, но и без союзов»






3. Содержание коррекционных занятий и характеристика фонетико –фонематического недоразвития речи у обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру нарушения звукопроизношения и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка. (Приложение 2).

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы по преодолению дефектов звукопроизношения с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.



4. Тематическое планирование работы с группами учащихся с речевым Фонетико фонематическим недоразвитием

Работа с детьми, с фонетико фонематическим недоразвитием речи строится как и с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III- уровня, организуется в три этапа (Приложение 2), первый этап направлен на преодоление дефектов звукопроизношения решает вопросы коррекции фонетико - фонематических процессов.

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНРIII- уровня совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с фонетико – фонематическим недоразвитием речи:

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи,

  • в развитии фонематического слуха, восприятия и памяти,

  • анализ и синтез звукового состава речи;

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии и с нарушением звукопроизношения.

Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции звукопроизношения в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

  • Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

1. Цель: профилактика и коррекция нарушений устной речи учащихся младшего школьного возраста.

2.Задачи программы:

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-2 классов начальной школы для детей с нарушением речи.

С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

3.Содержание коррекционных занятий

Коррекционная работа в начальной общеобразовательной школе ведется в трех основных направлениях:

  • постановку звука,

  • автоматизацию в слоге, слове, предложении и тексте,

  • дифференциацию с другими звуками.

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

а) коррекция дефектов произношения;

б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.


4.Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы:

  • Постановка звука.

  • Автоматизация в слоге.

  • Автоматизация в слове

  • Автоматизация в предложении и тексте.

  • Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного звукопроизношения.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста начальных классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков, с учётом содержания работы по А.В. Ястребовой.
































































13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!