МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА Республики Крым
РАССМОТРЕНА На заседании методического объединения учителей ______________________ Протокол от «_____»______ 20___ г №_______ Руководитель МО Подпись ____________ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора школы Н.Л.Капралова «____»___________20___г | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «Садовская СОШ» О.В.Луцык №___от «____»______20___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИИ
ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Уровень образования (Начальное общее образование 1-2 классы)
Количество часов: 1-а класс – 2 часа в неделю 59 часов в год (с 16.09 по 15.05)
1-б класс – 2 часа в неделю 58 часов в год (с 16.09 по 15.05)
2 –а класс – 2 час в неделю 59 часов в год (с 16.09 по 15.05)
2 –б класс – 2 час в неделю 61 час в год (с 16.09 по 15.05)
Программа разработана на основе: Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения по родному языку у детей с речевой патологией) Москва, республиканский институт повышения квалификации работников образования, ред. А.Я. Ястребова, Т.П. Бессонова.
Программа разработана учителем – логопедом Ольховик Н.А.
Пояснительная записка работы с учащимися с ФФН
Рабочая программа составлена на основе:
Закона РФ от29 декабря 2012 г. N 273»Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, то 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07 2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от25.11.2013№ 317-ФЗ)
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
Письма «Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения по родному языку у детей с речевой патологией) Москва, республиканский институт повышения квалификации работников образования, ред. А.Я. Ястребова, Т.П. Бессонова.
Положения о логопедическом пункте МБОУ « Садовская СОШ»
Должностной инструкции учителя – логопеда на логопункте МБОУ « Садовская СОШ»,
3. Содержание коррекционных занятий и характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) (-фонетико фонематическое недоразвитие речи ) (Приложение 1).
Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
Структура рабочей программы коррекционной работы на логопункте
в МБОУ « Садовская СОШ»:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты коррекционной работы учителя–логопеда.
Содержание коррекционного курса и характеристика отклонениями в речевого развития, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
Тематическое планирование работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.
1. Пояснительная записка
Цель программы
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте. Логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, а так же в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку. Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года может и двух, по показаниям.
Задачи программы
Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными фонетико фонематическим недоразвитием речи;
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Функции рабочей программы:
Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;
целеполагающая, определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в коррекционную область образования;
определяет содержание коррекционного образования, фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися. А так же степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность освоения элементов содержания, организованные формы и методы, средства и условия обучения.
Условия реализации программы коррекционной работы
Психолого-педагогическое обеспечение:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
– обеспечение специализированных условий, (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МО учителей-логопедов для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н. Баталина Г.Н. , А.Я. Ястребова, Т.П. Бессонова.
При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы. Ефименковой Л.Н., при планировании работы с учащимися ФФН и ОНР 1, 2 класса.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
В МБОУ «Садовская СОШ» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета и включает:
- Рабочее место: Стол -1, стулья мягкие-3, парты-5, стулья ученические 10, стенды-4, шкафы-3, доска-1, зеркало настенное-1, зеркала на подставках-6, зонды-8, реактив(спирт-1 флакон и другие материальные ценности-1 уп. влажных салфеток, вата, бумажные салфетки, шторы-2.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»
Этапы реализации программы коррекционной работы
В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи III уровня, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи. (Приложение 1)
Этапы работы и оценка результатов работы при ФФНР.
Этапы | Результаты |
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). | Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы. |
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). | Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. |
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). | Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка. |
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). | Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. |
2. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы учителя – логопеда на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание и первый этап направлен на преодоление фонетико-фонематических нарушений и предполагают следующие этапы и результаты работы
(Приложение 2).
Содержание работы с группой (по А.В.Ястребовой).
Этапы коррекционной работы | Содержание работы по преодолению в речевом развитии | Используемые на занятиях грамматические темы | Содержание коррекционно-воспитательной работы |
Восполнение пробелов в формировании учебной деятельности | Восполнение пробелов в формировании коммуникативных умений, адекватных учебной деятельности |
I этап (30-45 занятий) Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. | Продолжение коррекции дефектов произношения. Формирование полноценных фонематических представлений (на базе фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. | «Звуки и буквы» « Гласные и согласные» «Деление слов на слоги» «Твёрдые и мягкие согласные» «Ь знак для обозначения мягкости согласного» « Разделительный мягкий знак» «Ъ знак для обозначения твёрдости согласного» « Разделительный твёрдый знак» «Парные звонкие и глухие согласные» « Ударение» « Двойные согласные» «Правописание ши, жи, ча, ща,чу,щу» | Развитие и совершенствование Устойчивости и самостоятельно- сти учебной работы, навыков самоорганизации. Развитие и совершенствование умений: Планировать предстоящую работу; Определять пути и средства достижении учебной цели; Осуществлять самоконтроль; Выделять главное, существенное в учебном материале; Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе) | Совершенствование умений: Отвечать на вопрос в точном соответствии с задачами, инструкцией; Отвечать на вопросы по ходу учебной работы,адекватно употребляя усвоенную терминологию; Применять инструкции, схемы при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и по итогам учебной работы; Обращаться к учителю –логопеду или товарищу по группе за разъяснением; Вести диалог по ходу учебной работы; Пояснять суть инструкции, учебной задачи с использованием усвоенных терминов; Формулировать задание во время коллективных видов работы; Развёрнуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы и подводить итоги; Проводить дифференцированный опрос и оценку ответов учащихся в процессе выполнения коллективных форм учебной работы. |
II этап (21-30 занятий) Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. | 1.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путём накопления новых слов, относящихся к различным сторонам речи, так и за счёт развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования. 11. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетания, связанных слов в предложениях, моделями разных синтаксических конструкций. | « Безударные гласные» « Проверяемые ударением гласные» « Состав слова» «Корень слова» « Однокоренные слова» «Окончание» « Приставка» « Суффикс» « Приставки и предлоги» « Сложные слова» « Род имён существительных и имён прилагательных» «Изменение имён существительных по числам» «Изменение имён существительных по родам и числам в сочетании с существительными» « Изменение имён прилагательных по падежам, родам, числам в зависимости от существительных» « Изменение глаголов по лицам и числам» | | |
III этап (10-12 занятий) Восполнение пробелов в формировании связанной речи. | Развитие навыков связанного высказывания: а) установление последовательности высказывания; б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях тех или иных целях обобщения (доказательство, оценка и т.п.); в) совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. | « Повествовательные предложения» «Вопросительные предложения» « Восклицательные предложения» « Предложения с однородными членами, с союзами и, а, но и без союзов» | | |
3. Содержание коррекционных занятий и характеристика фонетико –фонематического недоразвития речи у обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру нарушения звукопроизношения и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка. (Приложение 2).
Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы по преодолению дефектов звукопроизношения с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
4. Тематическое планирование работы с группами учащихся с речевым Фонетико фонематическим недоразвитием
Работа с детьми, с фонетико фонематическим недоразвитием речи строится как и с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III- уровня, организуется в три этапа (Приложение 2), первый этап направлен на преодоление дефектов звукопроизношения решает вопросы коррекции фонетико - фонематических процессов.
Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.
Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНРIII- уровня совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.
В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с фонетико – фонематическим недоразвитием речи:
1) будут восполнены пробелы:
в развитии звуковой стороны речи,
в развитии фонематического слуха, восприятия и памяти,
анализ и синтез звукового состава речи;
2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии и с нарушением звукопроизношения.
Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции звукопроизношения в период начального школьного обучения.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
1. Цель: профилактика и коррекция нарушений устной речи учащихся младшего школьного возраста.
2.Задачи программы:
Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-2 классов начальной школы для детей с нарушением речи.
С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.
3.Содержание коррекционных занятий
Коррекционная работа в начальной общеобразовательной школе ведется в трех основных направлениях:
постановку звука,
автоматизацию в слоге, слове, предложении и тексте,
дифференциацию с другими звуками.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
а) коррекция дефектов произношения;
б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
4.Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
Этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы:
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного звукопроизношения.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста начальных классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков, с учётом содержания работы по А.В. Ястребовой.
13