Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс УМК «Просвещение» учебник «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина (35ч) |
№ п\п | Дата | Тема урока, д\з | Содержание учебного материала | Планируемые результаты |
по плану | по факту | предметные | метапредметные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 |
Раздел «Россия – родина моя» ( 6 ч) |
1 | | | «Мелодия» | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки русских композиторов | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни. |
2 | | | «Ты запой мне ту песню. Что не выразишь словами». | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. | Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. |
3 | | | «Как сложили песню» «Звучащие картины» | Многоголосие картины К.С.Петрова-Водкина «Полдень» | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни; |
4 | | | «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. | Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе лучших образцов музыки религиозной традиции. |
5 | | | «Я пойду по полю белому» | Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. | Понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности; совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов | Чувство гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. |
6 | | | «На великий праздник собралася Русь!» Проверочная работа. | Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. | Эмоциональное и осознанное отношение к народной музыке, понимание содержания и образного смысла народной музыки. Интонационно осмысленное исполнение русских народных песен. | Формирование целостной художественной картины мира; Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека; Участие в коллективной работе. | Формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных основани |
Раздел ««О России петь - что стремиться в храм»» (3 ч) |
7 | | | «Святые земли русской», «Илья Муромец», «Кирилл и Мефодий» | Русские святые и что они сделали для земли русской. | Знакомство с новыми жанрами музыки религиозных традиций – величанием, стихирой. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. | Умение сравнивать музыку. Слышать настроение звучащей музыки; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике |
8 | | | «Праздников праздник. Ангел воспияше» | Русские православные песнопения. Православные праздники. | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки. | Научатся выделять характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера; опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок; осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | Проявлять чувства, отклик на звучащую на уроке музыку |
9 | | | «Родной обычай старины. Светлый праздник» Проверочная работа. | Православные праздники. Традиции родного края. | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Эмоциональное и осознанное отношение к музыке религиозной традиции, понимание содержания и интонационно-образного смысла религиозной музыки. | Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца; приобрести опыт общения со слушателями; осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. | Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. |
Раздел «День, полный событий» (6 ч) |
10 | | | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. | Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений. Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллектив ной творческой деятельности |
11 | | | «Зимнее утро. Зимний вечер» | Выразительность и изобразительность в музыке. | Наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. | Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позиции. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык |
12 | | | «Что за прелесть эти сказки!!! Три чуда» | Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. | Понимание особенностей построения музыкальных и литературных произведений. Восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. |
13 | | | «Ярмарочное гулянье» | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; читать простое схематическое изображение; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
14 | | | «Святогорский монастырь» | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать речь для регуляции своего действия | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. |
15 | | | «Приют сияньем муз одет» Проверочная работа. | Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Формулировать и удерживать учебную задачу; понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч.) |
16 | | | «Композитор – имя ему народ» | Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. | Научатся: определять названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
17 | | | «Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов» | Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. | Научатся: определять названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении | Умение сравнивать музыку. Слышать настроение звучащей музыки; Участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
18 | | | «Музыкант-чародей» | Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | Научатся: Определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;сольной, хоровой, оркестровой); участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности. | Научатся выделять характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера; Опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок; Осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. |
19 | | | «Народные праздники. Троица» Проверочная работа. | Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыка в народном стиле. | Научатся: понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. | Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца; приобрести опыт общения со слушателями; осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Раздел «В музыкальном театре» (6 ч.) |
20 | | | «Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо» | Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Особенности музыкальной драматургии: сочинения П. Чайковского. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
21 | | | «Старый замок. Счастье в сирени живет» | Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения С. Рахманинова. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | Формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать речь для регуляции своего действия | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. |
22 | | | «Не молкнет сердце чуткое Шопена. Танцы» | Особенности музыкальной драматургии: сочинения Ф. Шопена. Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена: полонезы, мазурки, вальсы. | Научатся понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Формулировать и удерживать учебную задачу; Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями; Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
23 | | | «Патетическая соната» | Жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной, симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии: сочинения Л. Бетховена. | Научатся понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, соната, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
24 | | | «Годы странствий» | Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства и взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
25 | | | «Царит гармония оркестра» Проверочная работа. | Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства и взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Раздел «В концертном зале» (5 ч.) |
26 | | | «Опера «Иван Сусанин»» | События отечественной истории в творчестве М. Глинки. Опера «Иван Сусанин». Музыкальная тема. Линии драматургического развития в опере. | Научиться: понимать названия изученных жанров и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
27 | | | «Исходила младешенька» | Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. | Научатся: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
28 | | | «Русский Восток» | Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. | Научатся: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка народных музыкальных произведений. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
29 | | | «Балет «Петрушка». | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. | Научатся: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Определять различные виды музыки. | Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца; приобрести опыт общения со слушателями; осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
30 | | | Театр музыкальной комедии» Проверочная работа. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. | Научатся: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Определять различные виды музыки. | Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца; приобрести опыт общения со слушателями; осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
Раздел «Чтоб музыкантом быть» (5 ч.) |
31 | | | «Прелюдия» | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Научится: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. | Применять установленные правила в планировании способа решения. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык |
32 | | | «Исповедь души. Революционный этюд» | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. | Научатся: узнавать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык. Анализировать художествен Но-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства | Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
33 | | | «Мастерство исполнителя» | «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Научатся: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. | Применять установленные правила в планировании способа решения. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
34 | | | «Музыкальный сказочник. В интонации спрятан человек» | «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Научатся: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. | Применять установленные правила в планировании способа решения. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
35 | | | «Музыкальные инструменты. Рассвет на Москве-реке» Проверочная работа. | Выразительность и изобразительность в музыке. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | Научатся: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусств | Использовать общие приемы решения задач. Ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. |