№ | Дата прове дения | Коррекция
| Тема урока | Тип и форма урока | Элемент содержания | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Средства обучения | Д/З |
Требования к результатам достижений (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность |
| | | | | | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа) |
1 | | | Карта и ее математическая основа | Урок первичного предъявления новых знаний | Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекции и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности. | объяснять: определять: определять вид картографической проекции; особенности топографической карты; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности. | познакомится с новым методом изучения Земли — методом дистанционного зондирования (мониторинга); с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой информации | текущий | Фронтальный и опрос | Карты разных масштабов | |
2 | | | Карта и ее математическая основа ПР№ 1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях | Урок применения метапредметных и предметных знаний | тематический | Практическая работа | | |
3 | | | Топографическая карта ПР№ 2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности. | Урок применения метапредметных и предметных знаний | тематический | Практическая работа | | |
4 | | | Космические и цифровые источники информации | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | тематический | | | |
Тема 1. Россия на карте мира - 5 часов | |
5 | | | Географическое положение России. ПР№3. Характеристика географического положения России | Вводная лекция с элементами практикума | Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время. | объяснять: специфику географического положения России; особенности приспособления человека к природным условиям; особенности проведения государственной границы России; специфику исчисления времени на территории России. определять: | -ставить учебную задачу под руководством учителя, -планировать свою деятельность под руководством учителя, -оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, -определять критерии для сравнения фактов, явлений, -анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, -работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, -создавать объяснительные тексты -выслушивать и объективно оценивать другого, -уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | текущий | Практическая работа | Атлас, учебник, Физическая карта России и мира | |
6 | | | Природные условия и ресурсы | Урок актуализации знаний и умений | текущий | Фронтальный опрос | | |
7 | | | Часовые пояса | Урок актуализации знаний и умений | текущий | Фронтальный опрос | Атласы, учебник, презентация | |
8 | | | Часовые пояса страны ПР№ 4.Определение поясного времени для разных пунктов России | Практикум | тематческий | Практическая работа | Атласы, учебник, к/к. | |
9 | | | Повторение и обобщение темы «Россия на карте мира» | Урок повторения предметных знаний | тематический | тестирование | | |
Тема 3 История изучения территории России (4 часа) |
10 | | | Русские землепроходцы XI-XVII веков. ПР № 5. Анализ источников информации об истории освоения территории России. | Изучения нового материала | Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества | объяснять: особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. определять: роль географических открытий и путешествий | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Тематический | Письменная работа | Атлас, портреты путешественников, энциклопедии, справочники, исторические очерки и др. | |
11 | | | Географические открытия в России XVIII- XIX веков | Урок актуализации знаний и умений | текущий | Фронтальный опрос | Атлас, портреты путешественников, | |
12 | | | Географические исследования в ХХ вв. ПР№6. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. | Урок актуализации знаний и умений | текущий | Фронтальный опрос, практическая работа | Атлас, портреты путешественников, энциклопедии, справочники, исторические очерки и др. | |
13 | | | Роль географии в современном мире | Урок актуализации знаний и умений | текущий | Фронтальный опрос | презентация | |
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов) | | | |
14 | | | Геологическое летоисчисление и геологическая карта | Изучение нового материала | Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. | объяснять: особенности геологического летоисчисления; особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых; особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России; характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в литосфере на примере России. определять: основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России; по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России. | совершенствование умений работать с разными источниками информации; выявление причинно-следственных взаимосвязей — рельеф — тектонические структуры — полезные ископаемые; выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России); высказывание суждений с подтверждением их фактами; представление информации в различных формах — тезисы, эссе, компьютерные презентации. | текущий | Фронтальный опрос | Демонстрационная таблица «Геохронологическая таблица | |
15 | | | Тектоническое строение ПР № 7. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий | Урок актуализации знаний и умений | текущий | Фронтальный опрос, работа с картой | Физическая карта России, карта строения земной коры, атлас. | |
16 | | | Общие черты рельефа России. | Урок актуализации знаний | текущий | Фронтальный опрос Практическая работа | Физическая карта России, карта строения земной коры, атласы. Коллекция горных порд | |
17 | | | ПР№8. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны | Практикум | | | | |
18 | | | Литосфера и человек | Урок актуализации знаний и умений | текущий | Сообщения учащихся | Физическая карта России, карта строения земной коры, атлас | |
19 | | | Обобщающий урок по теме «Геологическое строение и рельеф» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | тематический | тест | | |
Тема 5. Климат России (8 часов) |
20 | | | Климатообразующие факторы | Вводная лекция с элементами беседы | Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. | объяснять: особенности климата России; особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей; характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в атмосфере на примере России. определять: основные черты климата России; районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России; по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России; типы климатов отдельных регионов России; факторы формирования климата отдельных регионов России; закономерности размещения климатических поясов на территории России. | совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами; выявление причинно-следственных взаимосвязей — влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа на климат; выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата; умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; представление информации в различных формах — тезисы, эссе, компьютерные презентации. | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Климатическая карта, физическая карта России | |
21 | | | Распределение тепла и влаги по территории России ПР№9. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте. | Практикум | текущий | Практическая работа | Климатическая карта, физическая карта России, атласы | |
22 | | | Климаты России | Изучение нового материала | текущий | Фронтальный опрос индивидуальный опрос | Климатическая карта, физическая карта России, атласы | |
23 | | | Климаты России | | | | | |
24 | | | Воздушные массы и атмосферные фронты | Изучение нового материала | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Климатическая карта, физическая карта России, атласы | |
25 | | | Атмосферные вихри | Комбинированный | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Климатическая карта, физическая карта России, атласы | |
26 | | | Атмосфера и человек ПР10. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. Прогнозирование тенденций изменения климата. | Практикум | текущий | Практическая работа | Климатическая карта, физическая карта России, атласы | |
27 | | | Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | тематический | тест | | |
Тема 6. Гидрография России (7 часов) | |
28 | | | Моря, омывающие территорию России ПР№ 11.Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России. | Изучение нового материала | Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой. | объяснять: особенности морей, омывающих территорию России; особенности внутренних вод отдельных регионов страны; характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека; особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России; сущность экологических проблем в гидросфере на примере России. определять: основные черты морей, омывающих территорию России; районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России; закономерности распределения внутренних вод; существенные признаки внутренних вод; по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России; по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России. | Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта. Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов). Создавать собственную информацию (реферат, презентация...) Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта) | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атласы, учебник, Физическая карта России | |
29 | | | Реки России. Характеристики реки ПР№12. Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хоз. использования | Практикум | Текущий | Практическая работа | Атлас, учебник, Физическая карта России | |
30 | | | Озера и болота | Изучение нового материала | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атлас, учебник, Физическая карта России | |
31 | | | Природные льды | Актуализация опорных знаний | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атлас, учебник, Физическая карта России и мира | |
32 | | | Великое оледенение | Лекция с элементами беседы | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атлас, учебник, Физическая карта России и мира | |
33 | | | Гидросфера и человек ПР№13. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны | Актуализация опорных знаний | Текущий | Практическая работа | Атлас, учебник, Физическая карта России | |
34 | | | Обобщающий урок по теме «Гидрография России» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | Тематический | тест | | |
Тема 7. Почвы России (4 часа) |
35 | | | Формирование и свойства почвы | Урок актуализации опорных знаний | Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. | обьяснять: условия формирования почв; особенности строения и состава почв; специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования; особенности почвенных ресурсов России. определять: основные свойства почв на территории России; по картам закономерности размещения почв по территории России; по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России | находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме; сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их формирования); выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от климатических условий и особенностей рельефа); показывать по карте особенности размещения основных типов почв | Текущий | индивидуальный (письменный) опрос | Атлас, учебник, Физическая карта России, Карта почв Коллекция почв | |
36 | | | Зональные типы почв ПР№ 14. Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования. | Урок актуализации знаний и умений | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атлас, учебник, Физическая карта России, Карта почв Коллекция почв | |
37 | | | Зональные типы почв | Комбинированный | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атлас, учебник, Физическая карта России, Карта почв | |
38 | | | Обобщающий урок по теме «Почвы России» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | тематический | Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование | | |
Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа) |
39 | | | Растительный и животный мир России | | Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории. | объяснять: место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования. определять: по картам географию особо охраняемых территорий. | планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атлас, учебник, Физическая карта | |
40 | | | Растительный и животный мир России ПР № 15.Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. | | текущий | Практическая работа | Атлас, учебник, Физическая карта | |
41 | | | Ресурсы растительного и животного мира. | | текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Атлас, учебник, Физическая карта | |
Тема 9. Природные зоны России (6 часов) |
42 | | | Природные комплексы России | Урок актуализации знаний и умений | Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны. | объяснять: отличия природных комплексов друг от друга; определять: | выделять существенные признаки разных типов природных комплексов. выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами. работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами. формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций. выделение главного или существенных признаков (особенности природы, населения и хозяйственной деятельности той или иной природно-хозяйственной зоны) | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта растительности и животного мира, карта природных зон, Атлас, гербарий | |
43 | | | Природные комплексы Арктики и Субарктики | Урок актуализации знаний и умений | Текущий | индивидуальный (устный) опрос | Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атлас гербарий | |
44 | | | Леса умеренного пояса ПР№16. Составление описания одной из природных зон России по плану. | Практикум | Текущий | Практическая работа | Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атлас гербарий | |
45 | | | Лесостепь, степь и полупустыня. Высотная поясность | Урок актуализации опорных знаний | Текущий | индивидуальный (устный) опрос | Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атлас | |
46 | | | Природно-хозяйственные зоны ПР№17. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне. | Практикум | Текущий | Практическая работа | Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атласы | |
47 | | | Обобщающий урок по теме «Природные зоны России» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | | Тематический | Письменная работа | | |
Тема 10. Крупные природные районы России ( 20 часов) |
48 | | | Природа арктических островов | Урок актуализации знаний и умений | Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов. | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас. Учебные пособия (плакаты по физической географииРоссии) | |
49 | | | Восточно-Европейская равнина. Рельеф и геологическое строение | Лекция с элементами беседы | Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье. | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас. Учебные пособия (плакаты по физической географииРоссии) | |
50 | | | Восточно-Европейская равнина. Климат. Внутренние воды и природные зоны | Урок актуализации опорных знаний | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас. Учебные пособия (плакаты по физической географииРоссии) | |
51 | | | Кавказ. Геологическая история и рельеф | Изучение нового материала | Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа и Крыма. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа и Крыма | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов. . | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
52 | | | Кавказ. Климат, внутренние воды. Высотная поясность | Урок актуализации опорных знаний | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
53 | | | Крым. Геологическая история и рельеф | | | | | |
54 | | | Крым. Климат, внутренние воды и природные зоны | Практикум | | | | |
55 | | | Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | Актуализация опорных знаний | Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала. | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов. | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
56 | | | Урал. Климат и внутренние воды Природно-территориальные комплексы. | Комбинированный | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
57 | | | Обобщающий урок по теме «Природные районы Европейской части России» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | | | | Тематический | тест | | |
58 | | | Западно-Сибирская равнина. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | Урок актуализации знаний и умений | Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота. | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов. | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
59 | | | Климат и внутренние воды. Природно-территориальные комплексы | Урок актуализации знаний и умений | Текущий | Практическая работа | Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
60 | | | Средняя Сибирь. Рельеф и геологическое строение | Изучение нового материала | Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
61 | | | Климат, внутренние воды, природные зоны. | Актуализация опорных знаний | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебники | |
62 | | | Северо-Восток Сибири. | Актуализация опорных знаний | Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь. | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России | |
63 | | | Пояс гор Южной Сибири. Геологическое строение и рельеф | Актуализация опорных знаний | Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала. | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов | | Текущий | Практическая работа | Физическая карта России. Атлас , учебник Учебные пособия (плакаты по физической географии России ) | |
64 | | | Пояс гор Южной Сибири. Климат и внутренние воды. Высотная поясность | Комбинированный | | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебник Учебные пособия (плакаты по физической географии России ) | |
65 | | | Дальний Восток. ПР №18. «Составление описания природного района по плану. | Объяснение нового | Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и пол- новодность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока. | объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов. | | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебник Учебные пособия (плакаты по физической географии России ) | |
66 | | | Обобщающий урок по теме «Природные районы Азиатской части России» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | Тематический | тест | | |
Заключение. Природа и человек (2 часа). | |
67 | | | Природа и человек ПР№19. Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека | Актуализация опорных знаний | Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. | объяснять: закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; принципы классификации природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. определять: закономерности размещения различных видов природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. | ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, | Текущий | Фронтальный и индивидуальный опрос | Физическая карта России. Атлас , учебники | |
68 | | | Обобщающее повторение | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | | Итоговый | тестирование | | |