СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование для 8 класса по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование для 8 класса»

Календарно- тематическое планирование для 8 класса

по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского

Дата

прове

дения

Коррекция




Тема урока

Тип и форма урока

Элемент содержания

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Средства обучения

Д/З

Требования к результатам достижений (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность







Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа)

1




Карта и ее математическая основа


Урок первичного предъявления новых знаний


Географическая карта и её математическая основа. Карто­графические проекции и их виды. Масштаб. Система геогра­фических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверх­ности.

объяснять:

  • специфику математической основы карт;

  • особенности топографических карт;

определять:

  • определять вид картографической проекции;

  • особенности топографической карты;

  • направления и (или) азимуты;

  • особенности картографических изображений;

  • специфику построения профиля местности.


познакомится с новым методом изучения Земли — методом дистанционного зондирования (мониторинга);

с цифровыми методами хранения географичес­ких данных для поиска необходимой информации

текущий

Фронтальный и опрос

Карты разных масштабов


2



Карта и ее математическая основа

ПР№ 1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт ат­ласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях

Урок применения метапредметных и предметных знаний


тематический

Практическая работа



3



Топографическая карта

ПР№ 2.

Чтение топографической карты. Построение профиля мес­тности.

Урок применения метапредметных и предметных знаний


тематический

Практическая работа



4



Космические и цифровые источники информации

Урок обобщения и систематизации предметных знаний



тематический





Тема 1. Россия на карте мира - 5 часов


5




Географическое положение России.

ПР№3. Характеристика географического положения России

Вводная лекция с элементами практикума

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Гео­графическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.

объяснять:

  • специфику географического положения России;

  • особенности приспособления человека к природным усло­виям;

  • особенности проведения государственной границы России;

  • специфику исчисления времени на территории России.

определять:

  • различия во времени на территории России;

  • страны-соседей.

-ставить учебную задачу под руководством учителя,

-планировать свою деятельность под руководством учителя,

-оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

-определять критерии для сравнения фактов, явлений,

-анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

-работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,

-создавать

объяснительные тексты

-выслушивать и объективно оценивать другого,

-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


текущий

Практическая работа

Атлас, учебник, Физическая карта России и мира


6



Природные условия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

текущий

Фронтальный опрос



7




Часовые пояса

Урок актуализации знаний и умений

текущий

Фронтальный опрос

Атласы, учебник, презентация


8




Часовые пояса страны

ПР№ 4.Определение поясного времени для разных пунктов России

Практикум

тематческий

Практическая работа

Атласы, учебник, к/к.


9




Повторение и обобщение темы «Россия на карте мира»

Урок повторения предметных знаний

 

тематический

тестирование



Тема 3 История изучения территории России (4 часа)

10




Русские землепроходцы XI-XVII веков.

ПР № 5. Анализ источников информации об истории освоения тер­ритории России.


Изучения нового материала

Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества

объяснять:

особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития.

определять:

роль географических открытий и путешествий

ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Тематический


Письменная работа

Атлас, портреты путешественников, энциклопедии, справочники, исторические очерки и др.



11



Географические открытия в России XVIII- XIX веков


Урок актуализации знаний и умений

текущий

Фронтальный опрос

Атлас, портреты путешественников,


12




Географические исследования в ХХ вв.

ПР№6. Обозначение на контурной карте географических объек­тов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроход­цев.


Урок актуализации знаний и умений

текущий

Фронтальный опрос, практическая работа

Атлас, портреты путешественников, энциклопедии, справочники, исторические очерки и др.



13




Роль географии в современном мире

Урок актуализации знаний и умений

текущий

Фронтальный опрос

презентация


Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов)




14




Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Изучение нового материала

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.


объяснять:

особенности геологического летоисчисления;

особенности рельефа отдельных территорий страны, разме­щения основных полезных ископаемых;

особенности влияния внешних и внутренних сил на форми­рование рельефа России;

характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную де­ятельность человека;

сущность экологических проблем в литосфере на примере России.

определять:

основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых

районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;

по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.

совершенствование умений работать с разными источника­ми информации;

выявление причинно-следственных взаимосвязей — рель­еф — тектонические структуры — полезные ископаемые;

выделение главного или существенных признаков (особен­ности рельефа России);

высказывание суждений с подтверждением их фактами;

представление информации в различных формах — тезисы, эссе, компьютерные презентации.


текущий

Фронтальный опрос

Демонстрационная таблица «Геохронологическая таблица


15



Тектоническое строение

ПР № 7. Выявление зависимости между строением, формами рель­ефа и размещением полезных ископаемых крупных тер­риторий

Урок актуализации знаний и умений

текущий

Фронтальный опрос, работа с картой

Физическая карта России, карта строения земной коры, атлас.


16




Общие черты рельефа России.


Урок актуализации знаний

текущий

Фронтальный опрос

Практическая работа

Физическая карта России, карта строения земной коры, атласы.

Коллекция горных порд


17




ПР№8. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны

Практикум





18




Литосфера и человек


Урок актуализации знаний и умений

текущий

Сообщения учащихся

Физическая карта России, карта строения земной коры, атлас


19




Обобщающий урок по теме «Геологическое строение и рельеф»


Урок обобщения и систематизации предметных знаний


тематический

тест



Тема 5. Климат России (8 часов)

20




Климатообразующие факторы

Вводная лекция с элементами беседы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.


объяснять:

особенности климата России;

особенности климата отдельных территорий страны, рас­пределения основных климатических показателей;

характер влияния климата на жизнь и хозяйственную де­ятельность человека;

сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.

определять:

основные черты климата России;

районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;

по картам закономерности распределения основных клима­тических показателей на территории России;

типы климатов отдельных регионов России;

факторы формирования климата отдельных регионов России;

закономерности размещения климатических поясов на тер­ритории России.

совершенствование умений работать с разными источника­ми информации - текстом учебника, тематическими карта­ми, климатограммами, картосхемами;

выявление причинно-следственных взаимосвязей — вли­яния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа на климат;

выделение главного или существенных признаков при ха­рактеристике типов климата;

умение высказывать свои суждения, подтверждая их фак­тами;

представление информации в различных формах — тезисы, эссе, компьютерные

презентации.


текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Климатическая карта, физическая карта России


21



Распределение тепла и влаги по территории России

ПР№9. Выявление закономерностей территориального распределе­ния климатических показателей по климатической карте.


Практикум

текущий

Практическая работа

Климатическая карта, физическая карта России,

атласы


22




Климаты России

Изучение нового материала

текущий

Фронтальный опрос

индивидуальный опрос


Климатическая карта, физическая карта России, атласы


23




Климаты России






24




Воздушные массы и атмосферные фронты

Изучение нового материала

текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Климатическая карта, физическая карта России, атласы


25



Атмосферные вихри

Комбинированный

текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Климатическая карта, физическая карта России, атласы


26




Атмосфера и человек

ПР10. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

Прогнозирование тенденций изменения климата.


Практикум

текущий

Практическая работа

Климатическая карта, физическая карта России, атласы


27




Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы»

Урок обобщения и систематизации предметных знаний


тематический

тест



Тема 6. Гидрография России (7 часов)


28




Моря, омывающие территорию России

ПР№ 11.Составление характеристики одного из морей, омываю­щих территорию России.

Изучение нового материала

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значе­ние морей. Реки России.

Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на терри­тории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.


объяснять:

  • особенности морей, омывающих территорию России;

  • особенности внутренних вод отдельных регионов страны;

  • характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйствен­ную деятельность человека;

  • особенности обеспеченности водными ресурсами различ­ных регионов России;

  • сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.

определять:

  • основные черты морей, омывающих территорию России;

  • районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;

  • закономерности распределения внутренних вод;

  • существенные признаки внутренних вод;

  • по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;

  • по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.


Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), по­нимать разницу между описанием и характеристикой объ­екта.

Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов).

Создавать собственную информацию (реферат, презента­ция...)

Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта)


текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Атласы, учебник, Физическая карта России


29





Реки России.

Характеристики реки

ПР№12. Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хоз. использования

Практикум

Текущий


Практическая работа

Атлас, учебник, Физическая карта России



30




Озера и болота

Изучение нового материала

Текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Атлас, учебник, Физическая карта России


31




Природные льды

Актуализация опорных знаний

Текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Атлас, учебник, Физическая карта России и мира


32




Великое оледенение

Лекция с элементами беседы




Текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Атлас, учебник, Физическая карта России и мира


33




Гидросфера и человек

ПР№13. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явле­ний на территории страны

Актуализация опорных знаний

Текущий


Практическая работа

Атлас, учебник, Физическая карта России


34




Обобщающий урок по теме «Гидрография России»


Урок обобщения и систематизации предметных знаний




Тематический


тест



Тема 7. Почвы России (4 часа)

35



Формирование и свойства почвы


Урок актуализации опорных знаний

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в пло­дородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

обьяснять:

  • условия формирования почв;

  • особенности строения и состава почв;

  • специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;

  • особенности почвенных ресурсов России.

определять:


  • основные свойства почв на территории России;

  • по картам закономерности размещения почв по территории России;

  • по картам меры по сохранению плодородия почв в различ­ных регионах России

  • находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;

  • сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их

  • формирования);

  • выявлять причинно-следственные связи (зависимость раз­мещения типов почв от

  • климатических условий и особенностей рельефа);

  • показывать по карте особенности размещения основных ти­пов почв

Текущий


индивидуальный (письменный) опрос

Атлас, учебник, Физическая карта России, Карта почв

Коллекция почв


36



Зональные типы почв

ПР№ 14. Составление характеристики зональных типов почв и вы­явление условий их почвообразования.


Урок актуализации знаний и умений

Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Атлас, учебник, Физическая карта России, Карта почв Коллекция почв


37



Зональные типы почв


Комбинированный


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Атлас, учебник, Физическая карта России, Карта почв


38



Обобщающий урок по теме «Почвы России»

Урок обобщения и систематизации предметных знаний


тематический

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование



Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

39



Растительный и животный мир России


Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресур­сы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормо­вые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняе­мые территории.


объяснять:

  • место и роль растений и животных в природном комплексе;

  • специфику типов растительности;

  • необходимость создания и географию особо охраняемых территорий;

  • отличия видов природопользования.

определять:

  • особенности размещения растительного и животного мира по территории России;

  • размещение ресурсов растительного и животного мира по картам;

по картам географию особо охраняемых территорий.

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,

  • создавать объяснительные тексты

  • выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Атлас, учебник, Физическая карта


40



Растительный и животный мир России ПР № 15.Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.



текущий

Практическая работа

Атлас, учебник, Физическая карта


41




Ресурсы растительного и животного мира.


текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Атлас, учебник, Физическая карта


Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

42




Природные комплексы России

Урок актуализации знаний и умений

Природные комплексы России. Зональные и азональные при­родные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.


объяснять:

отличия природных комплексов друг от друга;

  • условия формирования природно-хозяйственных зон;

  • характер влияния человека на природные условия природ­ных зон.

определять:

  • особенности размещения природных зон на территории России;

  • специфические черты природно-хозяйственных зон.


  • выделять существенные признаки разных типов природ­ных комплексов.

  • выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависи­мости между компонентами.

  • работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами.

  • формулировать свои мысли и выводы в устной и письмен­ной форме, представлять в форме презентаций.

выделение главного или существенных признаков (особен­ности природы, населения и хозяйственной деятельности той или иной природно-хозяйственной зоны)

Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Карта растительности и животного мира, карта природных зон,

Атлас, гербарий


43



Природные комплексы Арктики и Субарктики

Урок актуализации знаний и умений

Текущий


индивидуальный (устный) опрос

Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атлас

гербарий


44




Леса умеренного пояса

ПР№16. Составление описания одной из природных зон России по плану.


Практикум

Текущий


Практическая работа

Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атлас

гербарий


45




Лесостепь, степь и полупустыня. Высотная поясность

Урок актуализации опорных знаний

Текущий


индивидуальный (устный) опрос

Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атлас



46




Природно-хозяйственные зоны

ПР№17. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо при­родной зоны. Составление прогноза её изменения и выяв­ление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Практикум


Текущий


Практическая работа

Карта растительности и животного мира, карта природных зон, атласы



47




Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

Урок обобщения и систематизации предметных знаний



Тематический


Письменная работа



Тема 10. Крупные природные районы России ( 20 часов)

48




Природа арктических островов

Урок актуализации знаний и умений

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Ар­ктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Вран­геля

объяснять:

  • условия выделения и размещения природных районов;

  • специфические черты природы природных районов. определять:

  • географические особенности природных районов;

  • характер влияния человека на природу природных райо­нов.


ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас.

Учебные пособия (плакаты по физической географииРоссии)


49




Восточно-Европейская равнина. Рельеф и геологическое строение

Лекция с элементами беседы

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас. Учебные пособия (плакаты по физической географииРоссии)


50




Восточно-Европейская равнина. Климат. Внутренние воды и природные зоны

Урок актуализации опорных знаний

Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас. Учебные пособия (плакаты по физической географииРоссии)


51




Кавказ. Геологическая история и рельеф

Изучение нового материала

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа и Крыма. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа и Крыма


объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных райо­нов.

.

ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас Учебные пособия (плакаты по физической географии России


52




Кавказ. Климат, внутренние воды. Высотная поясность

Урок актуализации опорных знаний

Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас

Учебные пособия (плакаты по физической географии России


53




Крым. Геологическая история и рельеф






54




Крым. Климат, внутренние воды и природные зоны

Практикум





55




Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Актуализация опорных знаний

Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных райо­нов.


ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России


56




Урал. Климат и внутренние воды Природно-территориальные комплексы.


Комбинированный


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России


57




Обобщающий урок по теме «Природные районы Европейской части России»

Урок обобщения и систематизации предметных знаний




Тематический

тест



58




Западно-Сибирская равнина. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок актуа­лизации знаний и умений

Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных райо­нов.


ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России


59




Климат и внутренние воды. Природно-территориальные комплексы


Урок актуа­лизации знаний и умений

Текущий


Практическая работа

Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России


60




Средняя Сибирь.

Рельеф и геологическое строение

Изучение нового материала

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.


объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных райо­нов

ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России


61




Климат, внутренние воды, природные зоны.

Актуализация опорных знаний

Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебники


62




Северо-Восток Сибири.

Актуализация опорных знаний

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.


объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных райо­нов

ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебники Учебные пособия (плакаты по физической географии России


63




Пояс гор Южной Сибири. Геологическое строение и рельеф


Актуализация опорных знаний

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных райо­нов


Текущий


Практическая работа

Физическая карта России. Атлас , учебник Учебные пособия (плакаты по физической географии России )


64




Пояс гор Южной Сибири. Климат и внутренние воды. Высотная поясность

Комбинированный


Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебник

Учебные пособия (плакаты по физической географии России )


65




Дальний Восток.

ПР №18. «Составление описания природного района по плану.


Объяснение нового

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Гео­логия и тектоника территории. Современный вулканизм Кам­чатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и пол- новодность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный при­родный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.


объяснять:

условия выделения и размещения природных районов;

специфические черты природы природных районов.

определять:

географические особенности природных районов;

характер влияния человека на природу природных райо­нов.



Текущий


Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебник Учебные пособия (плакаты по физической географии России )






66




Обобщающий урок по теме «Природные районы Азиатской части России»


Урок обобщения и систематизации предметных знаний


Тематический

тест



Заключение. Природа и человек (2 часа).


67




Природа и человек

ПР№19. Составление прогноза развития экологической ситуации от­дельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повсед­невной деятельности человека

Актуализация опорных знаний

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благо­приятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влия­ние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.


объяснять:

  • закономерности размещения районов возникновения сти­хийных бедствий;

  • принципы классификации природных ресурсов;

  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. определять:

  • закономерности размещения различных видов природных ресурсов;

  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.


  • ставить учебную задачу под руководством учителя,

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,

  • оценивать работу одноклассников,

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, табли­цы, схемы,


Текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос


Физическая карта России. Атлас , учебники


68




Обобщающее повторение


Урок обобщения и систематизации предметных знаний



Итоговый


тестирование