№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Лабораторная, практическая работа | Реализация проблемной темы | Корректировка (на каком основании и за счёт чего произошли изменения) |
По плану | По факту |
Введение (1 час). |
1 | | | 1 | Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане. | | Мини доклады «Значение растений в моей жизни и в жизни моей семьи» | |
Раздел I. Общее знакомство с растениями (3 часа). |
2 | | | 1 | Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. | Лабораторная работа № 1. Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов. | Описать жизненные формы растений со своего огорода, сада Карточки по определению органов растений. Реферат «отличие споровых и семенных растений» | |
3 | | | 1 | Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека | Практическая работа №1 Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном | Провести опыт в домашних условиях над комнатными растениями. Результаты описать в виде доклада | |
Раздел II. Клеточное строение растений (5 часов) |
4 | | | 1 | Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. | Лабораторная работа № 2. Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. | Карточки «Микроскоп и его составляющие части» | |
5 | | | 1 | Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. | Лабораторная работа № 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа | Карточки «Органоиды клетки» Реферат «История открытия клетки» | |
6 | | | 1 | Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. | . Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа. | Контрольная работа «Жизнедеятельность клетки» | |
7 | | | 1 | Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. | | Заполните схему : «Органические вещества» «Неорганические вещества» | |
8 | | | 1 | Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм. | | Карточки дай определение терминам | |
Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена (14 часов). |
Глава I. Семя (2 часа). |
9 | | | 1 | Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. | Лабораторная работа № 5. Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур | Сделать зарисовки семян. Вырастить в домашних условиях семена однодольных и двудольных растений (фасоль, пшеница и т.д.) | |
10 | | | 1 | Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян. | | Выращивание проросших семян в почве | |
Глава II. Корень (3 часа). |
11 | | | 1 | Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения | Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы). | Заполните таблицу «Внешнее и внутреннее строение корня растения» | |
12 | | | 1 | Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. | Лабораторная работа № 7. Определение зоны роста (растяжения) у корня. | Карточки «Определите зоны растения и опишите их функции» | |
13 | | | 1 | Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. | Лабораторная работа № 8. Видоизменение корней. | Работа с наглядными материалами (гербарии, рисунки, растения и т.д.) | |
Глава III. Побег (5 часов). |
14 | | | 1 | Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления | Лабораторная работа № 9. Строение вегетативных и цветочных почек. | Карточки «Дайте определения терминам» | |
15 | | | 1 | Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их значение у растений. | Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. | Сделать зарисовки внутреннего строения листа и описать его | |
16 | | | 1 | Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа. | Лабораторная работа № 11. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев | | |
17 | | | 1 | Контрольная работа за 1-четверть | | Карточки с индивидуальными заданиями | |
18 | | | 1 | Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. | Лабораторная работа № 12. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева. | Принести каждому учащемуся побеги и спилы деревьев | |
19 | | | 1 | Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов. Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время. | Лабораторная работа № 13. Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы Экскурсия: 1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. | Карточки «Найди соответствия» Доклад «Жизнь растений зимой» | |
Глава IV. Цветок, плод (4 часа). |
20 | | | 1 | Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. | Лабораторная работа № 14. Рассмотрение строения цветка. | Сделать макет цветка и его составных частей | |
21 | | | 1 | Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). | Лабораторная работа № 15. Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений | Работа с гербарным материалом | |
22 | | | 1 | Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные. | | Принести из дома разные виды плодов | |
23 | | | 1 | Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда | Экскурсия: 1. Мир растений на подоконнике. | Заполнить таблицу «Растения и животные» | |
Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов). |
24 | | | 1 | Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения: органические и минеральные. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. | | Описать значение удобрений в жизнедеятельности растений | |
25 | | | 1 | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. | | Сравнительные карточки «Фотосинтез и дыхание» | |
26 | | | 1 | Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. | | Реферат «Современная экологическая ситуация моего региона» | |
27 | | | 1 | Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве. | Лабораторная работа № 16. Черенкование комнатных растений. | Заполнить схемы полового размножения | |
28 | | | 1 | Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений. | | Тест «Третий лишний» Контрольный тест | |
Раздел V. Основные отделы царства растений (21 часов). |
29 | | | 1 | Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на Подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид – основная единица систематики растений. | | Карточки на запоминание систематических групп | |
Глава V. Отдел Водоросли (2 часа). |
30 | | | 1 | Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. | Лабораторная работа № 17. Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. | Контрольная работа | |
31 | | | 1 | Контрольная работа за1-полугодие | | Тесты | |
32 | | | 1 | Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве | | Реферат «Значение морских водорослей в жизни человека» | |
Глава VI. Отдел Мохообразные (2 часа). |
33 | | | 1 | Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. | Лабораторная работа №18. Внешнее строение мхов. | Дать описание споровым растениям | |
34 | | | 1 | Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. | | Таблица «Значение мхов в природе и в жизни человека» | |
Глава VII. Отдел Папоротникообразные (3 часа). |
35 | | | 1 | Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека. | Лабораторная работа № 19. Внешнее строение папоротникообразных | Сравнительная таблица «Споровые и семенные растения» | |
36 | | | 1 | Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека. | | Таблица «Характеристика хвощевидных» | |
37 | | | 1 | Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека. | | Реферат «Споровые растения» | |
Глава VIII. Отдел Голосемянные растения (4 часа). |
38 | | | 1 | Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. | Лабораторная работа № 20. Внешнее строение голосеменных. | Таблица «Характеристика голосеменных растений» | |
39 | | | 1 | Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной | Лабораторная работа № 21. Изучение строения шишек и семян хвойных растений. | Схема размножения | |
40 | | | 1 | Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса и хвойных лесов | | Рефераты | |
Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (9 часов). |
41 | | | 1 | Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений. | | Таблица «Общая характеристика и систематика покрытосеменных» | |
42 | | | 1 | Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 22. Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных | Карточки | |
43 | | | 1 | Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 23. Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных. | Таблица «Характеристика и многообразие семейства» | |
44 | | | 1 | Семейство Пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 24. Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых. | Карточки | |
45 | | | 1 | Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 25. Строение цветка и плода растений семейства Бобовых | Реферат «Значение бобовых в природе и в жизни человека» | |
46 | | | 1 | Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 26. Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных. | Таблица строение цветков | |
47 | | | 1 | Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 27. Строение цветка и плода растений семейства Лилейных | Сравнительная таблица «Однодольные и двудольные растения» | |
48 | | | 1 | Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 28. Строение цветка и плода растений семейства Луковых. | Таблица «Общая характеристика луковых» | |
49 | | | 1 | Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки | Таблица Карточки Реферат «Значение злаковых в сельском хозяйстве» | |
Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (3 часа). |
50 | | | 1 | Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. | | Лекция | |
51 | | | 1 | Контрольная работа за 3-четверть | | Уровневые задания | |
52 | | | 1 | Происхождение и многообразие культурных растений | Практическая работа №2. Весенние работы по уходу за комнатными растениями | Таблица «Центры происхождения культурных растений» | |
53 | | | 1 | История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы | Практическая работа № 3. Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка. | Доклад | |
Раздел VII. Царство Вирусы (2 часа). |
54 | | | 1 | Особенности строения вирусов как примитивных форм организации. | | | |
55 | | | 1 | Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями. | | Реферат «Вирусные заболевания» | |
Раздел VIII. Царство Бактерии (3 часа). |
56 | | | 1 | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах. | Лабораторная работа № 30. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки. | Таблица Карточки | |
57 | | | 1 | Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое). | Лабораторная работа № 31. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений | Доклад «Значение бактерий» | |
Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы (4 часа). |
58 | | | 1 | Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека | Лабораторная работа № 32. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. | Таблица «Растительные и животные признаки грибов» | |
59 | | | 1 | Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. | Лабораторная работа № 33. Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора. | Самостоятельная работа | |
60 | | | 1 | Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов. | Лабораторная работа № 34. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика. | Карточки | |
61 | | | 1 | Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников | Лабораторная работа № 35. Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников. | | |
Раздел Х. Природные сообщества (6 часов). |
62 | | | 1 | Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе. | Практическая работа 4. Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. | Конспект | |
63 | | | 1 | Характеристики природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе ярусность, взаимосвязи между растениями. | Практическая работа 5. Весенние работы по уходу за комнатными растениями | Таблица «Характеристики биосистемы растений» | |
64 | | | 1 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. | Практическая работа 6. Работа на пришкольном опытном участке. | Схема «Ярусность леса» | |
65 | | | 1 | Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания | Практическая работа 7. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. | Лекция | |
66 | | | 1 | Контрольная работа за 2-полугодие | | Карточки с уровневыми заданиями | |
67 | | | | Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. | Экскурсия. 1. Жизнь растений в сообществе. 2. Лес (парк) как природное сообщество. | Презентация «Экосистемы» | |
68 | | | 1 | Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. | Экскурсия. 3. Весна в жизни природного сообщества. 4. Жизнь растений в весенний период года. | Задания на лето | |