«Деревья и кустарники»
(игра для детей 6-7 лет)
Цель: Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.
Материал: Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.
Задания
Составить дерево.
Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:
а) по высоте;
б) по толщине ствола;
в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника —несколько).)
Выбрать самый главный из отличительных признаков.
Правила
Количество играющих 6-7 человек.
Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево и кустарник и ответить на поставленные вопросы.
Алгоритм проведения
Педагог ставит игровую задачу:
—Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.
Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
Дети начинают выполнять игровые действия.
Выявляется победитель.
В конце игры подводится итог.
Методическое обеспечение: Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт.-сост. Павлова Л. Ю — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с.
Домик для листочков № 12
(игра для детей 5-7 лет)
Цель: Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников, есть умение угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формировать правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.
Материал. Большая картина, изображающая лес в середине весен- •зераода, наборы разнообразных вырезанных из бумаги весенних :.ков лая деревьев и кустарников, которые находятся на картине.
Задания
Определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить
весенний наряд.
Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву щт кустарнику.
Нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.
Правила
Количество играющих 5-6 человек; если игра идет по командам, -с 5 команды по 2-3 человека.
Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно
аккуратно выполнили задание.
Алгоритм проведения
Педагог настраивает детей на игру.
Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки л напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись? (У них появляются почки, которые начинают потихонечку расти, набухать.)
Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?
Педагог объясняет детям правила игры и задание.
Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?
Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники.
Примечание. На картине есть ориентиры, позволяющие детям правильно узнать названия деревьев и кустарников (березу дети определят по белому стволу; дуб —по могучему, богатырскому строению; липу, клен —по плодам, оставшимся с осени, и т.д.).
В конце игры подводится итог.
Методическое обеспечение: Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт.-сост. Павлова Л. Ю — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с.
НАЙДИ ЛИСТОК
(игра для детей 5-6 лет)
Дидактическая задача: найти часть по целому.
Игровые действия: поиски предмета.
Правило: искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, — говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.
КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗУ, ЕЛЬ, ДУБ
(игра для детей 5-6 лет)
Дидактическая задача: найти дерево по названию.
Игровое действие: бег к названному (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».
Ход игры: воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
Вариант 2.
Дидактическая задача: найти предмет по описанию.
Игровое действие: угадывание растений по описанию.
Правило: искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры: воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что – либо спрятать.
НАЙДИ, ЧТО ОПИШУ
(игра для детей 5 — 6 лет)
Дидактическая задача: найти растение по описанию.
Игровое действие: поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило: назвать растение можно только после его описания.
Оборудование: 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистая и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.
Ход игры: воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его. Ребенок становится ведущим.