СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика эмоционального развития умственно отсталых учащихся в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика эмоционального развития умственно отсталых учащихся в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы»

Характеристика эмоционального развития умственно отсталых учащихся в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы.

Особым, в известной степени, поворотным, моментом в развитии общего образования детей с ОВЗ стало принятие Федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования лиц с ОВЗ (далее ФГОС ОВЗ) и ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью, (далее ФГОС УО).

Главная ценность состоит, в том, что стандарты позволяют максимально вариативно учесть возможности и особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью в зависимости от нозологической картины, психолого-педагогических условий развития и образования ребенка в раннем периоде его жизни и других факторов. В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Новые цели развития российского образования требуют его модернизации как открытой среды, доступной для учеников с различными образовательными потребностями, в том числе школьников с умственной отсталостью. Проблема оказания помощи детям с умственной отсталостью, всегда была актуальной.

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранены, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития, что довольно успешно реализуется в ГБОУ «Закаменской специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернат».

Исследования многих специалистов (В.В. Воронковой, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и других) показывают, что эмоциональная сфера умственно отсталых школьников характеризуется рядом недостатков, тесно связанных с недоразвитием познавательной деятельности. Среди этих недостатков отмечают эмоциональную незрелость, недостаточную дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, полярность эмоций, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Эмоциональная сфера умственно отсталых учащихся так же, как и в норме, развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами психики. Учитывая специфику развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта, педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные пути и средства коррекции для создания личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать имеющиеся резервы учащихся коррекционно- образовательного учреждения VIII вида. Причем коррекционное воздействие должно быть направлено не только на эмоциональную, но и на познавательную, волевую и мотивационную сферы личности.

Также исследователи показывают, что у умственно отсталых школьников имеются многообразные и глубокие изменения всей личности, поэтому каждый из них требует к себе особого индивидуального подхода. Как и в норме, умственно отсталые школьники имеют право на получение квалифицированной педагогической помощи и опыт работы с умственно отсталыми школьниками показывают, что создание благоприятной эмоциональной атмосферы с такими учащимися является чрезвычайно эффективным средством регуляции поведения и эмоциональной сферы каждого младшего школьника с интеллектуальными нарушениями.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема коррекции недостатков эмоционального развития является одной из сложных и важных задач в специальной психологии и коррекционной педагогике. Перед педагогами коррекционной школы встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей, создание благоприятных психолого-педагогических условий сможет оказать воздействие на эмоциональное развитие, сглаживание и коррекции имеющих недостатков обобщение имеющих сведений показывает, что своеобразие эмоционального компонента психики умственно отсталых школьников, так или иначе, проявляется во всех его параметрах.

Коррекционное воздействие на любую сторону личности умственно отсталого школьника будет эффективно лишь в том случае, если оно является комплексным и охватывает всю психику в целом. При правильно спланированной коррекционной работе эмоциональная сфера умственно отсталых учеников способна к развитию, а это, в свою очередь, положительно сказывается на дальнейшем обучении, на формировании положительных качеств личности.

Как показывают исследования современных отечественных специалистов, в частности некоторые работы доктора психологических наук профессора О.Е. Шаповаловой, даже при неосложненных формах и легкой степени умственной отсталости, эмоциональное развитие оказывается нарушенным по всем параметрам или по некоторым из них. Важным параметром эмоционального развития являются изменения, которые происходят в эмоциональной сфере ребенка на разных возрастных этапах и касаются не только его эмоционального облика, но и взаимодействия интеллектуального и аффективного компонентов психики. И в то же время каждый последующий возрастной этап характеризуется изменениями в эмоциональной жизни ребенка, которые наиболее заметны, если он получает коррекционную помощь. Нарушения эмоционального развития умственно отсталых учащихся касаются и их способности тем или иным образом выражать свои переживания. Исследования показывают, что таких учащихся характеризует недостаточно выразительная мимика и пантомимика, интонационная обеднённость речи сочетается с ограниченным запасом слов, обозначающих различные эмоциональные состояния. Особые затруднения умственно отсталые школьники испытывают при необходимости выразить сложные, противоречивые переживания, что нередко приводит к неправильному поведению. (О.Е. Шаповалова, 2010)

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие не посильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.

Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.

Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Коррекционно-образовательное учреждение должно уделять большое внимание социальному положению и эмоциональному развитию своих воспитанников. Прежде всего необходимо уделять внимание педагогическому климату в школе, который будет способствовать эмоциональному развитию и правильному воспитанию учащихся.

Целью воспитательного процесса в школе-интернате является воспитание социально-компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда. А этому способствует прежде всего верная оценка эмоционального развития умственно отсталых воспитанников со стороны педагога. И соответственно дальнейшее развитие эмоциональной сферы учащихся. Именно на это направлена воспитательная работа в школе. Традиционно продуктивно работают кружки и секции. Об этом свидетельствуют результаты по итогам соревнований и конкурсов. Обучающиеся ежегодно принимают участие и становятся призерами в творческих конкурсах различного уровня: Республиканская НПК «Шаг будущее», Республиканский конкурс декоративно-прикладного творчества «Сувениры Бурятии», Республиканская выставка – продажа изделий ДПО «Добрый вторник», Республиканские детские и юношеские чтение имени Н.Г.Балдано, Районный конкурс рисунков декоративно-прикладного творчества «Сувениры Бурятии», Районный конкурс «Новогодние окна», Районный конкурс «Есть профессия Родину защищать», Районный конкурс «Феерия танца», Республиканский конкурс чтецов.

Большое значение для эмоционального и интеллектуального развития имеет участие обучающихся в Республиканской научно-практической конференции.

Все классы активно принимают участие в традиционных общешкольных мероприятиях, посвященных основным праздникам. Для развития эмоционального и физического здоровья ежегодно проводятся внутришкольные соревнования по борьбе, армрестлингу, футболу и шашкам. Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных и республиканских конкурсах и соревнованиях. Обучающиеся ежегодно получают призовые места в спортивных мероприятиях: по легкоатлетическому кроссу, по конькобежному спорту, в Республиканских соревнованиях по зимним видам спорта, по настольному теннису, по легкой атлетике, прыжкам в длину в рамках «Специальной олимпиады России».

В 2021 г. обучающиеся школы-интерната получили: диплом 1 степени в Республиканском конкурсе видеороликов по профилактике вредных привычек «Мама, папа и я – здоровая семья!» в номинации «Профилактика табакокурения»; 1 и 2 места в Республиканской олимпиаде по русскому языку, 3 место в III Региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», 3 место в IV Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; 1, 2, 3 места в республиканских соревнованиях по шорт-треку; 1, 2 места в районных соревнованиях по конькобежному.

Обучающиеся, которые принимают участие в этих конкурсах и соревнованиях, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои способности за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их эмоциональном развитии и эмоциональном здоровье, а также способствует дальнейшем у личностному росту, что в конечном итоге позволяет легче адаптироваться в социуме.

Таким образом, можем констатировать, что правильно созданная, эмоционально насыщенная, положительно окрашенная и комфортная образовательная среда, в которой организуется психолого-педагогическая деятельность, включающая творческое взаимодействие между всеми участниками процесса, и вместе с тем принятие, понимание потребностей ребёнка и признание его достоинств обеспечат эффективность коррекции эмоционального развития умственно отсталых учащихся. А позитивные изменения эмоционального развития умственно отсталых учащихся в основном достигаются в процессе цикла коррекционных занятий, объединённых единой темой, а также основанных на расширении представлений умственно отсталых детей о положительных эмоциях, развитии эмоциональных и поведенческих реакций, адекватных ситуации коммуникации, обогащении эмоционального опыта общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!