Классный час «Культура человека – основа духовной жизни» во 2 б классе
Мишустина Л.В.
«Поведение — это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гёте
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.
Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков.
Цели и задачи: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Предварительная подготовка.
1. Работа с детьми.
Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.
2. Реквизит.
Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе). По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.
3. Оформление класса.
На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.
План классного часа.
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
3. Кто быстрее?
4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Учитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Учитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Учитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Учитель. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Учитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Учитель. Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Учитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Учитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Учитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Учитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)
Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
3. Кто быстрее?
У каждого на парте буквы. Нужно собрать пословицы и поговорки о доброте и вежливости. (Жизнь дана на добрые дела), (Свет не без добрых людей), (Уважаешь других – уважают и тебя)
4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Учитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
Учитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
Учитель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
5. Подведение итогов.
Учитель. А теперь ребята скажите, понравилось ли вам занятие? На ваших столах лежат солнышки. В них нужно нарисовать свою эмоцию.